Рекомендации для студента по написанию эссе

1 Цель конкурса

Целью конкурса является развитие и реализация научного потенциала студентов и создание условий для формирования их коммуникативной компетенции.

Задачи конкурса:

– выявление студентов, обладающих навыками самостоятельного мышления и письменного изложения собственных мыслей;

– определение уровня сформированности языковой компетенции и грамотности студентов;

– разработка программы совершенствования коммуникативных навыков студентов.

2 Что такое эссе?

Эссе – это рассуждение небольшого объема со свободной композицией; трактовка какой-либо проблемы; выражение в форме доказательства или размышления своей точки зрения, своего видения по поводу предложенной темы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.

3 Что необходимо знать для написания хорошего эссе?

3.1 Общие признаки эссе

Небольшой объем, конкретная тема и субъективное рассуждение о ней.

Тема всегда конкретна, эссе не содержит много идей и отражает только одну идею. Это ответ на один вопрос. Отличительная особенность эссе – свободная композиция. Свободное владение темой, умение видеть тему с различных сторон. Афористическое высказывание. Согласованность основных тезисов, утверждений и суждений. Исключение употребления сленгов, шаблона, сокращения. Язык эссе должен быть серьезным.

Начинайте с главной идеи или яркой фразы. Ваша задача – сразу захватить внимание читателя. Уместно применить сравнение, когда неожиданный факт связывается с основной темой.

3.2 Эссе пишется без предварительной подготовки.

3.3 Варианты тем эссе:

– тема звучит как вопрос и в своем эссе Вы на него ответите (Например: С чем связано повышение МРП в Республике Казахстан?);

– тема представляет собой тезис и в своем эссе Вы его докажете или опровергнете (Например: Детоубийство – показатель падения нравственности общества).

– тема представляет собой свободную тему и ориентирована на личностное размышление (Например: Мой взгляд на события в Украине. Смертная казнь – за и против).

3.4. Перед тем как приступить к написанию, обратите внимание на следующие моменты:

– правильно определиться с формой рассуждения: доказательство (твоя конкретная позиция) или размышление (твои мысли на выдвигаемую тему);

– вооружиться базовыми профессиональными знаниями по данной теме, т.к. хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и способен выразить видение на этот предмет, явление;

– составить личностное впечатление, собственное суждение на заданную тему;

– подготовить весомые аргументы для обоснования своей позиции;

– в заключении следует сделать выводы, подвести итоги всего размышления, подытожить (таким образом, в заключение, исходя из всего вышесказанного и т.п.), возможно, впечатлить ярким утверждением;

– обязательно перечитать свое эссе на предмет логичности, последовательности, повтора и ошибок в тексте.

3.5 Структура эссе

Эссе – это простейшая научная работа. Но, несмотря на ее малый объем и творческий характер, она должна сохранять стандартную структуру:

– введение

– основная часть;

– заключение

Во введении нужно описать основной тезис – главную мысль эссе. То есть, четко сформулировать вопрос, на который нужно будет отвечать по ходу раскрытия темы эссе.

В основной части полностью раскрывается тема и аргументируется основная проблема. Мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов, мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы. Рекомендуется использовать 3-4 аргумента. Примеры и цитаты должны быть короткими и яркими, с точным указанием автора и источника. Каждый абзац должен содержать и доказывать одну мысль.

В заключении излагаются собственные выводы и обобщения, которые вытекают из рассмотрения темы.

Структура любого доказательства включает в себя:

а) тезис – суждение, которое надо доказать;

б) аргументы –это логические доводы, которыми пользуются при доказательстве (факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых, законынауки и ранее доказанные теоремы т и др.);

в) вывод – это мнение автора, основанное на анализе фактов;

г) заключение – это окончательные выводы по теме: то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Оно может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

4 Общие формальные требования к эссе:

– объем эссе – 1,5-2 страницы рукописного текста;

– письменная работа выполняется от руки шариковой ручкой синего цвета и должна оформляться студентом разборчиво;

– время для написания эссе – 2 астрономических часа.

5 Правила поведения студентов во время конкурса:

– студент обязан занять место, указанное дежурным по аудитории;

– сумки, бумаги, журналы и другие предметы должны быть оставлены студентом на столе, указанном дежурным по аудитории;

– студент должен подписать каждый лист конкурсной работы (эссе), указав в левом верхнем углу фамилию, имя, отчество, курс, индекс группы и дату конкурсного дня;

– студенту не допускается: переговариваться, пересаживаться с места на место, списывать, заносить в аудиторию и использовать шпаргалки, учебники и другую методическую литературу, мобильные средства связи (пейджер, сотовые телефоны, смартфоны, коммуникаторы), планшеты, ноутбуки, различные плейеры, многофункциональные часы, беспроводные наушники и т.д.

Во время проведения конкурса разрешается одновременный выход не более двух студентов. Работа на период отсутствия студента в аудитории должна быть сдана дежурному по аудитории.

Для привлечения внимания члена конкурсной комиссии или дежурного по аудитории студент обязан поднять руку.

6 Как оценивается эссе?

Эссе оценивается по балльной системе (от 0 до 100 баллов), по следующим критериям:

– соответствие эссе тематике конкурса – 10 баллов;

– четкое аргументированное решение проблемы в рамках заявленной темы – 10 баллов;

– выдержанность работы в академическом стиле – 10 баллов;

– самостоятельность суждений – 20 баллов;

– смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 10 баллов;

– выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией, приводятся различные точки зрения, дается личная оценка проблеме – 20 баллов;

– способность к использованию приемов сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;– 10 баллов;

– работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат, соблюдены лексические, фразеологические, грамматические и стилистические нормы казахского (русского) языка, текст оформлен с соблюдением правил казахской (русской) орфографии и пунктуации – 10 баллов.

7 Подведение итогов конкурса

7.1 По окончании проверки эссе всех студентов, участвовавших в конкурсе, результаты проверки эссе оформляются в итоговую ведомость, представляющую собой единый ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

Итоговая ведомость, список победителей утверждаются на заседании конкурсной комиссии и в течение 10 рабочих дней после окончания последнего конкурсного дня и размещаются на сайте КазГЮУ.

Победители конкурса эссе награждаются дипломами.

7.2 Представленные на конкурс эссе не возвращаются, организаторы оставляют за собой право их дальнейшего использования по своему усмотрению с указанием авторства. Права на использование, тиражирование, распространение эссе передаются в полном объеме.

Лучшие эссе публикуются на сайте КазГЮУ.

Составители:

1. Бейсенова Ж.С., д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой общего языкознания и переводческого дела;

2. Самыкова А.С., старший преподаватель кафедры общего языкознания и переводческого дела.

Наши рекомендации