Язык как знаковая система. Функции языка
Тольяттинский государственный университет
О.Г. Каменская, Р.А. Кан, Е.Т. Горбунова
Русский язык и культура речи
Рабочая тетрадь для самостоятельной
Работы студента
Модуль 1
Тольятти – 2010
Каменская О.Г. Русский язык и культура речи: рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов / О.Г.Каменская, Р.А. Кан, Е.Т.Горбунова. – Тольятти, 2010. –
Рабочая тетрадь по курсу «Русский язык и культура речи» содержит задания для работы студентов как в аудитории, так и самостоятельной работы дома. Форма тетради позволяет студентам экономить время и выполнять максимальное количество заданий.
Тематически рабочая тетрадь построена аналогично учебному пособию, т.е. весь курс разделен на 3 модуля, теоретический материал повторяется с помощью схем, приведенных в начале темы, или студенту предлагается ответить на ряд теоретических вопросов. В тетради приводятся различные виды заданий. В конце каждого занятия студент выполняет самостоятельную работу. Каждое задание имеет условное обозначение, что помогает разнообразить само выполнение заданий.
Рекомендована к изданию экспертным советом по образовательным технологиям Тольяттинского государственного университета.
Содержание
Условные обозначения……………………………………..……………………………………..4
Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка ……………..…………5
Тема 2. Культура речи. Словари русского языка………………………………13
Тема 3. Правильность речи. Понятие нормы. Виды норм………………21
Тема 4. Нормы литературного языка………………………………………………27
1. Акцентологические и орфоэпические нормы……………..28
2. Лексические и фразеологические нормы...…………………..35
3. Морфологические нормы……………………………………………….45
4. Синтаксические нормы………………………………………………….53
Условные обозначения
Практические задания
Задания по выбору
Творческие задания
Задания на время.
Проверим грамотность!
Поработаем со словарем!
Тестовые задания
Самостоятельная работа
Деловые игры
Задания со словарем!
Занимательные задания
МОДУЛЬ 1
Тема 1
Язык как знаковая система. Функции языка
Задание 1. Заполните таблицу, ответив на вопросы.
Вопросы | Ответы |
1. Что такое язык? | |
2. Какие функции выполняет язык? | 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
3. Каковы формы существования общенационального русского языка? | 1. 2. 3. 4. |
4. Что такое литературный язык? | |
5. Что такое диалекты? | |
6. Чем жаргон отличается от профессионализмов? | |
7. В чем сущность просторечия? |
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1. Русский язык относится к естественным или искусственным языкам? Почему?________________________________________________________
2. Русский язык относится к живым языкам или мертвым? Почему?_______________________________________________________
3. Какие мертвые языки вы знаете?_________________________________
__________________________________________________________________
4. Язык – явление биологическое или общественное? Аргументируйте свой ответ._________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 3. Дайте развернутую характеристику русского языка:
Русский язык – это национальный язык русского народа, это ________________________________________________________________________
Задание 4. В каких ситуациях следующие предметы могут быть знаками? Что необходимо для того, чтобы данные предметы стали знаками?
{ Занавеска на окне_____________________________________________
{ Журнал в руке________________________________________________
{ Желтый жилет______________________________________________
{ Белый флаг___________________________________________________
Задание 5. Определите, какие звенья пропущены в данном утверждении: Язык состоит из единиц:
I. Звук (фонема)
II. _________________________
III. Слово
IV. _________________________
V. _________________________
VI. Текст
Задание 6. Вы знаете, что язык и речь имеют основные и производные функции и что в «чистом» виде функции почти никогда не встречаются в речи. Исходя из этого, подумайте и напишите, какая функция является ведущей в следующих ситуациях:
§ дома - ________________________________________________________
§ в гостях - _____________________________________________________
§ в библиотеке - _________________________________________________
§ в театре - _____________________________________________________
Задание 7. Определите, какая функция языка является ведущей в следующих ситуациях.
a. Идет подготовка научной статьи. | |
b. Идет конгресс по проблемам экологии. | |
c. Рассказ о просмотренном фильме. | |
d. Агитация за какого-нибудь кандидата. | |
e. Студент слушает лекцию и конспектирует. |
Какая функция языка не нашла отражения в данных ситуациях?__________________________________________________________
Задание 8. Вставьте вместо точек необходимое слово или словосочетание.
Высшей формой национального русского языка является……………………….. К свойствам литературного языка относятся……………………………………. Для языков, не имеющих письменности, единственная форма их существования……………………………………………………………………………...
Задание 9. Отметьте правильное утверждение.
□ Национальный язык как народное достояние существует только в одной форме.
□ Территориальные диалекты служат для обиходно-бытового общения (среди односельчан) и существуют как в устной, так и в письменной форме.
□ Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.
□ Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Кроме того, жаргон имеет свойственные только ему фонетические и грамматические особенности.
Задание 10. Какие формы существования общенародного языка иллюстрируют следующие примеры?
1) Куриса на улисе яйсо снесла_____________________________________
2) Свободных местов в зале не было._______________________________
3) Театр уж полон, ложи блещут._________________________________
4) Как барановски девцонки
Говорят на букву «Це»:
«Дайте мыльце, полотенце
И цулоцки на пеце»_____________________________________________
5) Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.______________
6) Вода хлестает из крана.._______________________________________
7) Все компы зависли._____________________________________________
Задание 11. Попробуйте «перевести» данный текст на литературный язык.
Уважаемый Иван Иванович!
Сообщаю тебе, что фишка с поставкой компьютеров не прошла. Посылай бабки, лучше зеленые. Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.
С приветом президент компании Петров.
________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________
Задание 12. О каких особенностях устной и письменной речи говорится в пословицах:
§ Что написано пером, того не вырубишь топором____________________
§ Слово не воробей, вылетит – не поймаешь__________________________
Задание 13. Ролевая игра. Разделитесь на две команды: одна команда – жители деревни А, вторая – деревни Б.
Определите, какие фразы произнесены жителями деревни А, какие – деревни Б, если известно, что фраза 1 произнесена в деревне А? Поэтому, прежде чем приступить к выполнению задания, определите все вместе фонетические особенности произношения жителей деревни А.
1. Лянивые бабы дятей в сад отвяли, а сами сидят сябе и цай пьют (_______).
2. Внуцата идут, пяток ляпешек цыплятам нясут. (_______)
3. Погляди на них: блины ядят, смятаной заядают. (____)
4. Сястра у тибя бядовая: дитей бросила, плясать по гризи пошла. (_____)
5. За диревней – сяло, в силе – церковь, за сялом – лясок, в лясу – ряка, а в рике чёрт сидит, чай с лимоном пьёт. (______)
6. Бяда у нас стряслась: Пятух всё зярно склявал. (______)
7. Глиди-ка, не твой ли Пятух чужих кур задирает? (_______)
8. Ну как вам, цужакам, здесь грибы собирать? (________)
Запишите, как произнесли бы следующую фразу жители каждой из деревень: Чем кричать да на себя тянуть, веслом греби да белый свет не кляни.
А:__________________________________________________________________
Б:_________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями.