Методы математических доказательств

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС

СРС 1

Изучение материала по теме «Введение. Математическая логика в системе современного образования» по учебнику: Игошин В. И. Математическая логика и теория алгоритмов.- М., Академия, 2004, с. 6-14.

Форма отчётности: конспект.

СРС 2

Выполнение семестрового задания № 1 (по вариантам).

СРСП 1 СРСП 1 СРСП 2 СРСП 2 СРСП 3 СРСП 3 СРСП 4 СРСП 4 СРСП 5 СРСП 5 СРСП 6 СРСП 6
№ зад. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
№ вар.
1.14 б 1.18 к 1.26 б 1.58 б 2.1 в 2.2 к 2.12 к 2.15 б 1.35 б 1.40 к 3.29 3.55
1.14 в 1.18 и 1.26 в 1.58 в 2.1 г 2.2 и 2.12 и 2.15 в 1.35 в 1.40 и 3.30 3.56
1.14 г 1.18 з 1.26 г 1.58 г 2.1 д 2.2 з 2.12 з 2.15 г 1.35 г 1.40 з 3.31 3.58
1.14 д 1.18 ж 1.26 д 1.58 д 2.1 е 2.2 ж 2.12 ж 2.15 д 1.35 д 1.40 ж 3.33 3.59
1.14 е 1.18 е 1.26 е 1.58 е 2.1 ж 2.2 е 2.12 е 2.15 е 1.35 е 1.40 е 3.34 3.60
1.14 ж 1.18 д 1.26 ж 1.58 ж 2.1 з 2.2 д 2.12 д 2.15 ж 1.35 ж 1.40 д 3.37 3.61
1.14 з 1.18 г 1.26 з 1.58 з 2.1 и 2.2 г 2.12 г 2.15 з 1.35 з 1.40 г 3.38 3.55
1.14 и 1.18 в 1.26 и 1.58 и 2.1 к 2.2 в 2.12 в 2.15 и 1.35 и 1.40 в 3.39 3.56
1.14 к 1.18 б 1.26 к 1.58 к 2.2 к 2.1 в 2.12 б 2.15 к 1.35 к 1.40 б 3.40 3.58
1.15 б 1.17 к 1.27 б 1.59 б 2.2 и 2.1 г 2.11 к 2.16 б 1.36 б 1.39 к 3.41 3.59
1.15 в 1.17 и 1.27 в 1.59 в 2.2 з 2.1 д 2.11 и 2.16 в 1.36 в 1.39 и 3.42 3.60
1.15 г 1.17 з 1.27 г 1.59 г 2.2 ж 2.1 е 2.11 з 2.16 г 1.36 г 1.39 з 3.43 3.61
1.15 д 1.17 ж 1.27 д 1.59 д 2.2 е 2.1 ж 2.11 ж 2.16 д 1.36 д 1.39 ж 3.29 3.55
1.15 е 1.17 е 1.27 е 1.59 е 2.2 д 2.1 з 2.11 е 2.16 е 1.36 е 1.39 е 3.30 3.56
1.15 ж 1.17 д 1.27 ж 1.59 ж 2.2 г 2.1 и 2.11 д 2.16 ж 1.36 ж 1.39 д 3.31 3.58
1.15 з 1.17 г 1.27 з 1.59 з 2.2 в 2.1 к 2.11 г 2.16 з 1.36 з 1.39 г 3.33 3.59
1.15 и 1.17 в 1.27 и 1.59 и 2.1 в 2.2 к 2.11 в 2.16 и 1.36 и 1.39 в 3.34 3.60
1.15 к 1.17 б 1.27 к 1.59 к 2.1 г 2.2 и 2.11 б 2.16 к 1.36 к 1.39 б 3.37 3.61
1.14 б 1.16 к 1.26 б 1.58 б 2.1 д 2.2 з 2.11 к 2.15 б 1.38 б 1.39 к 3.38 3.55
1.14 в 1.16 и 1.26 в 1.58 в 2.1 е 2.2 ж 2.11 и 2.15 в 1.38 в 1.39 и 3.39 3.56
1.14 г 1.16 з 1.26 г 1.58 г 2.1 ж 2.2 е 2.11 з 2.15 г 1.38 г 1.39 з 3.40 3.58
1.14 д 1.16 ж 1.26 д 1.58 д 2.1 з 2.2 д 2.11 ж 2.15 д 1.38 д 1.39 ж 3.41 3.59
1.14 е 1.16 е 1.26 е 1.58 е 2.1 и 2.2 г 2.11 е 2.15 е 1.38 е 1.39 е 3.42 3.60
1.14 ж 1.16 д 1.26 ж 1.58 ж 2.1 к 2.2 в 2.11 д 2.15 ж 1.38 ж 1.39 д 3.43 3.61
1.14 з 1.16 г 1.26 з 1.58 з 2.2 к 2.1 в 2.11 г 2.15 з 1.38 з 1.39 г 3.29 3.55
1.14 и 1.16 в 1.26 и 1.58 и 2.2 и 2.1 г 2.11 в 2.15 и 1.38 и 1.39 в 3.30 3.56
1.14 б 1.18 к 1.26 б 1.58 б 2.1 в 2.2 к 2.12 к 2.15 б 1.35 б 1.40 к 3.29 3.55
1.14 в 1.18 и 1.26 в 1.58 в 2.1 г 2.2 и 2.12 и 2.15 в 1.35 в 1.40 и 3.30 3.56
1.14 г 1.18 з 1.26 г 1.58 г 2.1 д 2.2 з 2.12 з 2.15 г 1.35 г 1.40 з 3.31 3.58
1.14 д 1.18 ж 1.26 д 1.58 д 2.1 е 2.2 ж 2.12 ж 2.15 д 1.35 д 1.40 ж 3.33 3.59
балл 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

Задания по учебнику: Игошин В. И. Задачи и упражнения по математической логике и теории алгоритмов.- М., Академия, 2005.

Форма отчётности: семестровое задание необходимо сдавать в отдельных тетрадях в сроки, указываемые преподавателем для каждого задания.

СРС 3

Изучение материала по теме «Приложение АВ к логико-математической практике: строение и виды теорем, методы математических доказательств; нахождение всех следствий из посылок, посылок для следствий, недостающей посылки в рассуждении».

Приложение АВ к логико-математической практике

Строение и виды теорем

В большинстве случаев математические предложения формулируются в виде импликативного высказывания.

а) Методы математических доказательств - student2.ru (прямая теорема)

Пример.Если диагонали параллелограмма взаимно перпендикулярны, то этот параллелограмм ромб.

б) Методы математических доказательств - student2.ru (обратное предложение)

Примечание.Обратное предложение может и не быть теоремой.

в) Методы математических доказательств - student2.ru (противоположное предложение)

г) Методы математических доказательств - student2.ru (контрапозитивное предложение)

Примечание.Известно, что Методы математических доказательств - student2.ru Методы математических доказательств - student2.ru (по закону контрапозиции). Поэтому, если Методы математических доказательств - student2.ru- теорема, то и контрапозитивное предложение Методы математических доказательств - student2.ru тоже будет теоремой. Аналогично, если будет доказано, что обратное предложение Методы математических доказательств - student2.ru является теоремой, то и противоположное предложение Методы математических доказательств - student2.ru также будет теоремой, или наоборот. Если же будет доказано, что обратное предложение Методы математических доказательств - student2.ru не является теоремой, то и противоположное предложение Методы математических доказательств - student2.ru также не будет теоремой, или наоборот.

Примечание.Но зачастую формулировки теорем имеют более сложную структуру. Рассмотрим некоторые из них.

I. Методы математических доказательств - student2.ru

Пример 1.а) Если в параллелограмме диагонали взаимно перпендикулярны и равны, то этот параллелограмм является квадратом.

Методы математических доказательств - student2.ru

Таким образом, данная теорема имеет три равносильные формы.

Для каждой из них можно образовать по одному обратному предложению:

1) Методы математических доказательств - student2.ru

2) Методы математических доказательств - student2.ru ,

3) Методы математических доказательств - student2.ru

кроме этого, обратив импликации во второй и третьей формах, стоящие в «скобках» получим еще два обратных предложения:

4) Методы математических доказательств - student2.ru

5) Методы математических доказательств - student2.ru

Примечание.Полученные пять форм не равносильны и не все из них являются верными предложениями. В дальнейшем в качестве обратных предложений мы будем рассматривать только предложения, имеющие формы-1,4,5.

Произведя конрапозицию форм (1,4,5), получим предложения противоположные к данной теореме:

1) Методы математических доказательств - student2.ru

2) Методы математических доказательств - student2.ru

3) Методы математических доказательств - student2.ru

Произведя контрапозицию исходной теоремы, получим одно контрапозитивное предложение:

1) Методы математических доказательств - student2.ru

II. Методы математических доказательств - student2.ru .

Методы математических доказательств - student2.ru Методы математических доказательств - student2.ru ,

то есть в этом случае прямая теорема распадается на n теорем

Методы математических доказательств - student2.ru .

Пример 2.

Р1 – диагонали параллелограмма перпендикулярны,

Р2 - диагональ является биссектрисой угла,

Q - параллелограмм является ромбом.

а) Методы математических доказательств - student2.ru - прямая теорема.

б) Методы математических доказательств - student2.ru (три неравносильных обратных предложения).

в) Методы математических доказательств - student2.ru - противоположное предложение.

г) Методы математических доказательств - student2.ru - три неравносильных контрапозитивных предложения.

Примечание.Можно рассмотреть и другие структуры теорем.

При формулировках теорем используются термины: необходимо и достаточно.

Если предложение, сформулированное в виде импликации Методы математических доказательств - student2.ru , является теоремой, то

а) Р – достаточное условие для Q,

б) Q – необходимое условие для Р.

Методы математических доказательств - student2.ru Методы математических доказательств - student2.ru Р по отношению к Q Q по отношению к P
не достаточно и не необходимо не необходимо и не достаточно
не достаточно, но необходимо не необходимо, но достаточно
достаточно, но не необходимо необходимо, но не достаточно
достаточно и необходимо необходимо и достаточно

Пример 3.

Методы математических доказательств - student2.ru : « Методы математических доказательств - student2.ru - чётное число», Методы математических доказательств - student2.ru : «3 Методы математических доказательств - student2.ru - чётное число».

Найти каково Методы математических доказательств - student2.ru по отношению к Методы математических доказательств - student2.ru и Методы математических доказательств - student2.ru по отношению к Методы математических доказательств - student2.ru ?

Найдём значения высказываний:

1) Методы математических доказательств - student2.ru : «Если Методы математических доказательств - student2.ru чётное число, то 3 Методы математических доказательств - student2.ru тоже чётное число»

Методы математических доказательств - student2.ru

2) Методы математических доказательств - student2.ru : «Если 3 Методы математических доказательств - student2.ru чётное число, то Методы математических доказательств - student2.ru чётное число»

Методы математических доказательств - student2.ru

Следовательно, Методы математических доказательств - student2.ru достаточное и необходимое условие для Методы математических доказательств - student2.ru ;

Методы математических доказательств - student2.ru необходимое и достаточное условие для Методы математических доказательств - student2.ru .

Пример 4.

Р - многоугольник правильный,

Q - вокруг многоугольника можно описать окружность.

1) Предложение Методы математических доказательств - student2.ru - является теоремой, тогда

а) Р достаточное условие для Q.

б) Q необходимое условие для Р.

2) Предложение Методы математических доказательств - student2.ru - не является теоремой, тогда

а) Q не достаточное условие для Р.

б) Р не необходимое условие для Q.

Таким образом:

а) Правильность многоугольника достаточное, но не необходимое условие, для того чтобы около него можно было описать окружность.

б) Возможность описать окружность необходимое, но недостаточное условие, для того чтобы многоугольник был правильным.

Методы математических доказательств

Наши рекомендации