Экспериментальные методы построения математических моделей

Экспериментальный статический материал (данные) получается в результате взаимодействия исследуемого объекта (процесса, явления) с некоторыми возмущениями. В результате этого взаимодействия получаем реакцию объекта. Соотношение между возмущениями и реакцией будет называться математической моделью объекта.

Получаемая на основе известных законов точных наук теоретические описания объектов есть теоретические математические модели. Например, имея электрическую схему устройства и зная соответствующие физические законы, можно записать систему дифференциальных уравнений, описывающих поведение этого устройства во времени. Это будет теоретическая математическая модель.

Методами теории экспериментов получают эмпирические модели.

Следует заметить, что любая самая точная модель будет соответствовать объекту только для конкретных условий и может изменять свою структуру и параметры в зависимости от этих условий, а также новых знаний о самом объекте.

Рассмотрим некий обобщенный объект исследования.

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Рис. 2.9. Обобщенная структурная схема объекта измерений

Выходные величины Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru (отклики) могут быть измерены с любой, наперед заданной точностью и зависят от трех типов воздействий:

· Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru –это управляемые и наблюдаемые в процессе эксперимента независимые переменные (факторы);

· Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru –это наблюдаемые, но неуправляемые в процессе эксперимента переменные;

· Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru – неуправляемые и ненаблюдаемые переменные.

Математическая модель объекта может быть записана в виде:

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

где Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru –соответствующие векторы, причем их размерности могут не совпадать, т. е. Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

Если в ходе эксперимента регистрация контролируемых параметров параметров Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru осуществляется в процессе нормального функционирования, без внесения каких-либо специальных воздействий, то эксперимент называют пассивным.

Активный эксперимент подразумевает использование специальных, целенаправленных возмущений (воздействий) Х по заранее определенной программе.

Каждый способ получение информации имеет свои недостатки и преимущества. Так, например, активный эксперимент не всегда можно осуществить на любом объекте, т. к. это может привести к аварийным ситуациям В то же время пассивный эксперимент не всегда может дать полную информацию об объекте, т. к. диапазон естественных воздействий может быть мал, а режим нормального функционирования не отвечать поставленной задаче.

Успех экспериментальных исследований существенно зависит от уровня теоретических знаний об исследуемом объекте. В свою очередь эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть теоретические предпосылки, т. е. является мощным средством в познании законов окружающего мира.

Любой эксперимент осуществляется в соответствии с предварительно разработанным планом, который позволяет существенно снизить затраты на проведение эксперимента и повысить достоверность результатов исследований.

Очевидно, что для каждого конкретного эксперимента может быть несколько планов, поэтому нужен критерий оптимальности, позволяющей выбрать наилучший (в определенном смысле) план. В этой связи поучителен следующий пример [2.8]:

необходимо измерить массы трех объектов (а,b,c) c помощью весов. Если измерять по обычной схеме (см. табл.2.1, где +1 означает, что обьект присутствует на весах, -1означает его отсутствие), то первое измерение будет холостым, что позволит выявить систематическую погрешность весов Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . В результате последующих трех измерений получаем значение Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Тогда исправленные результаты будут иметь вид:

A=y1-y0; B= y2–y0; C=y3–y0.

Табл.2.1.

№ опыта а b c Результат
–1 –1 –1 Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
+1 –1 –1 Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
–1 +1 –1 Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
–1 –1 +1 Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Полагая, что погрешности измерений отдельных измерений равны и независимы в соответствии с (2.10) можно записать

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru ,

где Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru - дисперсия каждого единичного измерения.

Изменим план эксперимента, который проводим по схеме представленной в таб. 2.2. В этом случае результаты измерений будут иметь вид

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

а дисперсия погрешности

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Таблица 2.2.

№ опыта а b c Результат
+1 –1 –1 Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
–1 +1 –1 Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
–1 –1 +1 Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
+1 +1 +1 Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Аналогично находим

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Видно, что по второму плану дисперсия погрешности результатов взвешивания вдвое меньше, хотя проведено одинаковое число опытов. Кроме того, во втором случае исключается влияние систематической составляющей погрешности Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

В этом примере в качестве критерия эффективности использована дисперсия случайной погрешности. Если задача эксперимента многофакторная и многооткликовая, то критерий эффективности усложняется и представляет собой функционал от всех составляющих погрешности, а задача оптимизации сводится к минимизации этого функционала.

Теория планирования эксперимента позволяет найти ответы на следующие вопросы:

· как следует организовать эксперимент, чтобы наилучшим (оптимальным) образом решить поставленную задачу,

· как следует обработать полученные результаты эксперимента, чтобы получить максимум информации об исследуемом объекте,

· как можно интерпретировать полученный результат.

Результаты эксперимента в большинстве случаев рассматривают как случайные величины поэтому основой теории планирования эксперимента является математическая статистика и теория вероятности.

Пассивные эксперименты

Особенностью пассивного эксперимента являться то, что экспериментатор не может активно воздействовать на исследуемый объект, а сам эксперимент сводится к сбору измерительной информации и ее оптимальной обработке.

Задачей пассивного эксперимента чаще всего является построение математической модели объекта. В зависимости от того, как зависят друг от друга факторы и отклики, модель может быть представлена в виде функциональной зависимости (детерминированная модель) или в виде некоторой диффузной модели, параметры которой могут быть только оценены, т.к. вычисляются на основе статистического материала.

В результате пассивного эксперимента экспериментатор получает пары чисел xi® yi ( Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru ), которым на плоскости Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru соответствуют точки (рис.2.10). Совокупность всех экспериментальных точек образует поле корреляции.

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Рис. 2.10. Графическое изображение уравнения регрессии y=f(x)

Учитывая вероятностный характер полученных данных, предполагаемую зависимость Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru можно рассматривать только как зависимость математического ожидания Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru от Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

При исследовании статистически связанных зависимостей сталкиваются с двумя случаями.

В первом случае экспериментатор задает (или просто фиксирует) вполне определенным, детерминированные значения независимой переменной Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , для которых наблюдается соответствующие случайные значения Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , определяемые своими статистическими характеристиками: оценкой математического ожидание и СКО. В этом случае модель называется регрессионной.

Во втором случае наблюдаемые значения Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru представляют собой элементы выборки, т. е. независимая переменная х сама является случайной величиной и может быть охарактеризована соответствующими оценками. Модель такого вида связи называется корреляционной.

Пусть случайная величина y зависит от одной или нескольких неслучайных величин Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

Уравнением регрессии называют функциональную зависимость математического ожидания М[y] от Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , т. е.

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

а регрессивным анализом - процедуру построения уравнения регрессии и анализ его с помощью аппарата математической статистики. Он включает операции оценивания независимых параметров модели, проверки их статистической значимости, проверки адекватности полученной модели исходному статистическому материалу и т. п.

Видом (структурой) уравнения задаются заранее, исходя из физической сущности изучаемого явления, анализа накопленного статистического материала, на основании априорной информации. Поэтому непосредственной задачей регрессионного анализа является статистическое оценивание неизвестных параметров постулированной модели.

Структура модели определяется видом функции Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Если эта функция линейна относительно параметров, то говорят о линейной модели регрессии, если - нет, то модель называется нелинейной.

Простая регрессия предполагает наличие одной независимой и одной зависимой переменной т. е.

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Если число независимых переменных несколько, то регрессия называется множественной.

Методами регрессионного анализа можно решать следующие задачи:

· описание и установление возможной причинной связи между переменными;

· предсказание (экстраполяцию) зависимой переменной по значениям независимой переменной;

Рассмотрим простую регрессионную связь.

Пусть в результате однофакторного эксперимента получен статистический материал, т. е. выполнено n пар измерений единственного входного сигнала Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и соответствующих значений Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

Будем искать математическую модель регрессионной связи в виде степенного полинома

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru (2.43)

где Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru –искомые параметры модели.

Известно [2.8], что при правильном выборе степени полинома m такая модель позволяет достаточно точно аппроксимировать истинную зависимость.

В соответствии с (2.43) для i-го результата (точки) можно записать

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru (2.44)

Поскольку измерение Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru выполнены с погрешностями, то результат i-го измерения можно записать в виде

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

или

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Используя МНК, т. е. выполняя условие

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

получим систему уравнений, линейную относительно искомых параметров j

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru (2.45)

решая которую, получим оценки параметров Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru постулированной регрессионной модели.

Очевидно, что полученная модель

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru (2.46)

может лишь с той или иной точностью соответствовать экспериментальной совокупности Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , т. к. МНК не гарантирует точного совпадения отклика, вычисленного по (2.46) и полученного экспериментально, а только утверждает, что Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Поэтому заключительным этапом анализа является установление адекватности полученной регрессионной модели экспериментальным данным.

В качестве меры адекватности может быть использован коэффициент корреляции [2.3].

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru (2.47)

чем ближе Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru к единице, тем ближе экспериментальные точки к (2.46). Другой мерой адекватности модели является оценка дисперсии ошибки, F – критерий и др. Более подробно анализ качества полученной модели будет рассмотрен в теме «Активные эксперименты».

Активные эксперименты

Современная теория многофакторного эксперимента (МФЭ) зародилась в конце тридцатых годов. Именно в этот период появились первые публикации Фишера. Он предложил метод дисперсионного анализа, позволяющий получать зависимость выходной величины исследуемого объекта сразу от нескольких количественных переменных. В основе методологии МФЭ лежит системный подход, предполагающий изучение состояния объекта при одновременном изменении большого числа независимых переменных.

МФЭ позволяет решать следующие задачи:

· раскрытие механизма процесса или явления, т.е. построение математической модели в условиях неопределенности;

· выделение факторов, существенно влияющих на выходную величину;

· идентификацию объектов; т.е. определение их состояния и параметров в процессе функционирования. Решение этой задачи является предпосылкой оптимального управления объекта.

· экстраполяцию объектов в пространстве и во времени.

Рассмотрим сущность и основные понятия МФЭ. Пусть имеем однооткликовую модель т. е.

y = f (x1,x2,…,xk) (2.48)

Эта зависимость заранее неизвестна, но предполагается, что функция f(x1,…,xk) - аналитическая (гладкая) в окрестности точки Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и может быть разложена в ряд Тейлора. В этом случае функция f(x1,…,xk) может быть представлена в виде полинома первой, второй и т. д. степени. Пространство, образованное факторами Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , называется факторным пространством.

Каждому набору значений факторов в факторном пространстве соответствует точка, которой, в свою очередь, соответствует некоторое значение отклика y (см. рис.2.11).

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Рис. 2.11. Графическое изображение двухоткликовой модели y=f(x1,x2)

Здесь x1Ox2– двухфакторное пространство. Точки 1,2,3,4 определяют четыре набора факторов. В каждой такой точке производится одно или несколько измерений отклика y1, y2, y3, y4. Полученные значения отклика используют для построения поверхности Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , которую называют поверхностью отклика, а наборы значений факторов (точки 1–4) образуют область эксперимента Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

Для повышения точности в каждой точке факторного пространства проводят несколько независимых опытов. Такие опыты называются параллельными.

Точность аппроксимации экспериментальных точек y1, y2, y3, y4 поверхностью отклика Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru зависит от ряда условий, в том числе и от размеров области эксперимента Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . При большой кривизне поверхности отклика ( Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru велика) с увеличением области Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru степень аппроксимирующего полинома надо увеличивать, а это усложняет эксперимент и обработку результатов. С другой стороны, эта область не может быть и слишком малой. В большинстве практических случаев она должна быть меньше области возможных значений Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Такую область будем называть область исследования Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Если Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , то применяют принципы дискретного обзора факторного пространства (рис.2.12).

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Рис.2.12. Сканирование двухфакторного пространства

В начале эксперимент ставится в некоторой области Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru с центром О1. Опыты проводятся в вершинах этой области. Затем, если цель эксперимента не достигнута, переходят к области Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и т. д. Область Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru должны принадлежать области исследований Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . В последней области Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru отклик для повышения точности измеряется в восьми точках.

Организация эксперимента. Непосредственному проведению МФЭ предшествует подготовительная работа – предпланирование или организация эксперимента, которая состоит из:

· изучения объекта и формулировки цели исследования;

· выбора откликов;

· выбора факторов и интервалов варьирования;

· разработки экспериментальной установки, метрологического и программного обеспечения;

· составления таблицы условий и плана эксперимента.

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

Формулировка цели эксперимента и выбор отклика.

Эксперимент ставится с целью получения модели объекта, которая позволяет определять количественное влияние факторов на отклик.

В общем случае задача эксперимента бывает многокритериальной, в которой необходимо искать компромиссные решения . Это обусловлено многооткликовостью реальных объектов и необходимостью получения оптимального решения.

Отклик определяется объектом исследования и задачей поставленной перед экспериментатором, но, в конечном итоге, четкое формулирование цели и выбор отклика остается за экспериментатором, т. е. здесь присутствует элемент субъективизма, однако существует ряд общих требований к отклику:

· он должен быть количественной величиной, доступной непосредственному или косвенному измерению с необходимой точностью;

· иметь простой физический смысл, т. к. в дальнейшем будет необходимо интерпретировать полученные результаты;

· обладать однозначностью, т. е. одному набору факторов должно соответствовать одно (с точностью до погрешностей опыта) значение отклика;

· быть достаточно универсальным, т. е. наиболее полно характеризовать объект, его функциональную сущность.

Выбор и кодирование факторов.

В большинстве технических приложений МФЭ факторы это независимые переменные, которые в процессе эксперимента могут изменяться по воле экспериментатора и могут быть измерены с оговоренной точностью. Следует заметить, что существует класс задач, где факторы не могут быть выражены количественно (сорт или класс продукта, квалификация оператора, препараты различных партий или заводов изготовителей и т. п.). Это относится к проведению экспериментов в области сельского хозяйства и биомедицины, экономики, социальной сферы.

На этапе предпланирования, анализируя все факторы влияющие на отклик, необходимо выбрать доминирующие, существенно влияющие на отклик. Если в ходе эксперимента не будет учтен какой-либо фактор, то это может существенно исказить результат, т. е. модель не будет отвечать критерию адекватности. С другой стороны, включение в эксперимент факторов, слабо влияющих на отклик, приводит лишним затратам, усложняет обработку результатов и делает модель излишне сложной, неудобной к применению.

В МФЭ могут быть сотни факторов, по-разному действующих на отклик. Существуют различные методики, позволяющие выделить существенные факторы. Для экспериментов с числом факторов, не превышающим пятнадцати, это осуществляется методом однофакторного эксперимента.

Все факторы изменяют в пределах 10-20% от номинальных значений. К числу значимых относят те, которые в одинаковой степени влияют отклик. Если некоторые факторы изменяют отклик на 50-100%, а большинство остальных на 10-15%, то интервал варьирования сильно действующих факторов изменяют так, чтобы отклик изменялся как от воздействия остальных.

В общем случае факторы должны отвечать требованиям:

· при изменении любого фактора остальные не должны изменяться;

· в процессе эксперимента каждый фактор может принимать два или более дискретных значений, устанавливаемых экспериментатором, поэтому они должны быть изменяемыми;

· факторы считают детерминированными, точно известными величинами, которые должны измеряться с точностью на порядок больше точности измерения отклика;

· факторы и их сочетания не должны выходить за пределы допустимых значений т. к. это может создать аварийную ситуацию. Это требование называется свойством совместимости факторов в области эксперимента Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

После выбора откликов и факторов приступают к разработке плана эксперимента. Планирование и обработка данных эксперимента осуществляется не в физических, а в кодированных (приведенных) переменных Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , где Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru –основной уровень i–го фактора, Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru –интервал варьирования i–го фактора.

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Рис.2.13. Физические и кодированные переменные

Основной уровень Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru находится в середине диапазона изменения фактора Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

Интервал варьирования - это половина диапазона изменения фактора Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

В МФЭ наиболее часто применяют двухуровневые полные и дробные факторные эксперименты В них каждый фактор варьируется на двух уровнях Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Кодированные значения фактора Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru в этом случае принимают значения +1 и -1, т.е. интервал варьирования всех кодированных факторов будет один и тот же и равен 1.

Для кодированных факторов в двухуровневом МФЭ необходимо знать две величины – основной уровень Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и интервал варьирования Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Рассмотрим как выбираются эти величины.

Основной уровень Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru определяет центр или положение области эксперимента Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru в факторном пространстве. Изменяя Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru можно исследовать интересующую часть пространства. Обычно такой частью является область номинальных значений параметров.

Интервал варьирования Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru определяет размер области эксперимента и существенно влияет на достоверность и информативность экспериментальных данных. С точки зрения повышения информативности необходимо увеличивать Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Однако увеличение Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru может нарушить требование к адекватности модели. Это видно из рис. 2.14. Здесь выбрано два интервала варьирования Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , которым соответствуют две линейные модели Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Видно, что для интервала Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru степень близости к истинной зависимости (адекватность) выше, чем для интервала Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Рис. 2.14. К выбору интервала варьирования переменных

Пример. Необходимо выбрать основной уровень и интервал варьирования питающего напряжения операционного усиления. Номинальное напряжение питания Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , т.е. Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

Предположим, что точность измерения напряжения соответствует «трехсигмовому» закону , т.е.

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru или Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru ,

где Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru - предельное значение погрешности измерения напряжения данным прибором . Если класс точности вольтметра равен 2.5, а предельное значение шкалы - 20 В, то

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru ,

тогда

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

Следовательно, интервал варьирования будет равен

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

или

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Аналогично можно вычислить значения Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru для любых факторов. Результаты заносят в таблицу .

Например, для четырехфакторного эксперимента интервалы варьирования для факторов R1, C1, R2 и Uп могут быть представлены в виде таблицы условий эксперимента.

Величина Фактор
Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
Основной уровень Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru        
Интервал варьирования Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru        
Нижний уровень Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru        
Верхний уровень Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru        

Практическую реализацию этих условий для электрических цепей осуществляют с помощью последовательного или параллельного подсоединения соответствующих элементов (см. рис. 2.15).

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Рис. 2.15. Электрическая схема реализации варьирования переменных

МФЭ, к которым относятся полные и дробные факторные эксперименты, наиболее часто применяются для построения линейных относительно параметров полиномиальных моделей. Вид полинома структура выбирается на этапе предпланирования до проведения эксперимента, а его параметры (коэффициенты) вычисляются по полученным экспериментальным данным.

Распространение полиномиальных моделей объясняется тем, что исследуемая экспериментальными методами функция многих переменных y=f(x1,x2,…,xk) в ограниченной области эксперимента Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , при некоторых допущениях, можно разложить в ряд Тейлора.

Например, разложение функции двух переменных y=f(x1,x2) в окрестности центра плана x1=0, x2=0 имеет вид

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

Здесь Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и все частные производные вычисляются для центра плана, т.е. при x1=x2=0. Вводя соответствующие обозначения, получим модель вида

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

В практических случаях всегда можно ограничиться полиномами, включающими первые степени переменных Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и их различные произведения или первые и вторые степени переменных и крайне редко более высокие степени.

Полные и дробные факторные эксперименты, в которых каждый фактор принимает только два значения (уровня), применяются для отыскания параметров полиномиальных моделей без учета квадратов. Теоретическое уравнение такой модели, в общем случае, имеет вид:

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru (2.50)

где Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru –свободный член; Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru –коэффициенты, учитывающие влияние на отклик (эффекты) линейных членов, парных, тройных и т. д. взаимодействий факторов.

В силу ограниченности статистического материала, получаемого в результате эксперимента, применение МНК для определения Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru –коэффициентов позволяют найти только их оценки. В этом случае (2.50) запишется как

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

здесь коэффициенты Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru являются оценками соответствующих Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru –коэффициентов модели (2.50), а Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru –оценка отклика у.

Для упрощения и формализации экспериментальной процедуры в теории планирования экспериментов применяют специальные планы.

Эксперимент, реализующий все возможные наборы факторов называется полным факторным экспериментом (ПФЭ). Тогда при варьировании всех k параметров (факторов) на двух уровнях будем иметь ПФЭ 2k. В таком эксперименте количество точек факторного пространства, в которых измеряется отклик, равно 2k.

Наборы факторов, которые реализуются в эксперименте, записываются в виде таблицы или матрицы. Эта матрица называется матрицей планирования.

Рассмотрим процедуру составления матриц планирования ПФЭ 2k для различных значений числа факторов k. Матрицу записывают в кодированных переменных xi.

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Рис. 2.16. Двухфакторное пространство

Рассмотрим ПФЭ 22. Четыре набора факторов в кодированной системе координат Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru запишутся как: 1(–1–1), 2(+1–1), 3(–1+1),4(+1+1). В соответствии с этими значениями можно построить план, в котором каждому и набору соответствует отклик Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

План ПФЭ 2k

Номер набора u Факторы Отклик
Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
–1 –1 Y1
+1 –1 Y2
–1 +1 Y3
+1 +1 Y4

Для этого плана матрица планирования имеет вид

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Аналогично можно записать матрицу для трех факторов.

План ПФЭ 23

Номер набора u Факторы Отклик
Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
–1 –1 –1 Y1
+1 –1 –1 Y2
–1 +1 –1 Y3
+1 +1 –1 Y4
–1 –1 +1 Y5
+1 –1 +1 Y6
–1 +1 +1 Y7
+1 +1 +1 Y8

Матрица планирования:

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Из приведенных примеров следует общий прием построения матриц более высокого порядка. В первом столбце знак меняется поочередно, во втором - чередуется через два, а в третьем - через четыре, в четвертом - через восемь и далее по степеням двойки.

Матрицы планирования обладают тремя свойствами.

1) Свойство симметрии заключается в том, что все наборы факторов (точки плана) симметричны относительно центра плана

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , (2.51)

где u – номер опыта; N – число опытов; i - номер фактора.

Это свойство означает, что сумма элементов любого столбца матрицы планирования равна нулю

2) Свойство нормировки. Сумма квадратов элементов любого столбца равна количеству строк N, т.е.

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . (2.52)

3) Свойство ортогональности. Сумма по членных произведений любых двух столбцов матрицы планирования равна нулю

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . (2.53)

Матрица планирования показывает: в каких точках факторного пространства надо произвести измерение отклика. Каждый u-ый опыт состоит в установке определенных значений факторов Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и измерения отклика, соответствующего этому набору.

Требуемые наборы кодированных факторов устанавливаются изменением соответствующих значений физических величин из таблицы условий эксперимента.

+1 соответствует Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru ,

+ соответствует Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

–1 соответствует Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

В полном факторном эксперименте опыты реализуются при всех возможных наборах уровней факторов, т. е. для двухуровнего k-факторного эксперимента опыты производятся в 2k точках факторного пространства.

На основе таких опытов можно найти 2k коэффициента уравнения регрессии. Если число факторов k Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru 4, эффекты взаимодействия высокого порядка становятся статистически малозначимыми. Практика экспериментов показывает, что при q Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru 4 влияние сомножителей x1x2… xq на отклик у взаимно компенсируются и соответствующий коэффициент уравнения регрессии Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru становится статистически незначимым. Этот опытный факт позволяет априорно считать, что в уравнении регрессии с большим числом факторов b–коэффициенты высоких порядков взаимодействия равны нулю. Следовательно, при большом количестве факторов можно построить такие планы, которые позволяют определить линейные эффекты факторов, эффекты их парных и редко тройных взаимодействий.

Такие процедуры позволяют существенно сократить трудоемкость проведения экспериментов.

Пример. Пусть количество факторов k=10. Тогда полный факторный эксперимент необходимо осуществить в Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru точек. Если ограничиться только линейными и первыми взаимодействиями, то Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , т. е. условная трудоемкость эксперимента может быть уменьшена в Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru раз. Поэтому уменьшение количества определяемых коэффициентов уравнения регрессии очень актуально с точки зрения затрат на проведение эксперимента и обработки получаемых данных.

Таким образом, в экспериментах с большим количеством факторов число определяемых коэффициентов Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru может быть значительно меньше опытных точек ПФЭ Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru =2k. Отсюда возникает задача – построить такой план, в котором количество опытных точек будет равно количеству определяемых b–коэффициентов. Этому отвечают часть (реплики) ПФЭ 2k , кратные 2р, где р –целое положительное число.

Такие эксперименты называются дробными факторными экспериментами ДФЭ2k. Количество опытных точек в ДФЭ 2k в 2р раз меньше, чем в ПФЭ2k . Здесь k–общее количество факторов; р–число факторов, введенных путем замены незначимых взаимодействий; (k–p)–количество исходных факторов. Так как ДФЭ2k является частью ПФЭ2k , то его называют дробной репликой ПФЭ. Например ДФЭ, составляющий половину ПФЭ2k обозначается ДФЭ2k и называется полурепликой ПФЭ2k . Действительно 2k-1 = Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru 2k . ДФЭ2k-2 содержит Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru 2k опытных точек и называется одной четвертой репликой ПФЭ2k .

Обратимся к ПФЭ22 . Для него уравнение регрессии имеет вид

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

а матрица планирования

Номер набора u Факторы Отклик
Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
+1 –1 –1 +1 y1
+1 +1 –1 –1 y2
+1 –1 +1 –1 y3
+1 +1 +1 +1 y4

Здесь Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru – вектор-столбец фиктивной переменной перемещенной, которая во всех опытах принимает значение +1; вектор-столбец x3= x1x2 образован путем перемножения соответствующих столбцов.

Если предположить, что эффект от взаимодействия x1x2статически незначим ( Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru 0), то в выбранных интервалах варьирования исследуемый процесс может быть описан линейной моделью, т. е. в этом случае достаточно определить три коэффициента: Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Поскольку Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , то освободившийся столбец x1x2 можно использовать для построения плана ДФЭ3-1. Для этого используем новый фактор x3= x1x2. Заметим, что вектор-столбец x3, совпадает с вектором x1x2 , вектор столбец x1x2x3 , а x2 с x1x3 , т. е. соответствующие оценки коэффициентов смешиваются. Это означает, что коэффициент b1 включает в себя, кроме оценки коэффициента Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , еще и оценку коэффициента от взаимодействия x2x3Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и т. д. Символически это можно записать

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Однако мы постулировали линейную модель и, следовательно, все парные взаимодействия статистически незначимы, т. е. можно полагать, что

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

т. е. оценки Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru достоверны.

Таким образом, вместо восьми опытов для изучения влияния трех факторов достаточно осуществить всего четыре.

На основе плана, содержащего четыре строки, нельзя определить больше четырех коэффициентов уравнения регрессии. План, в котором, количество переменных (столбцов) меньше на единицу количества опытных точек (строк) называется насыщенным.

На основе плана ПФЭ 23 можно построить следующие дробные реплики:

Число факторов Дробные реплики Обозначения Число опытное
Для дробной реплики Для ПФЭ
½ реплика от 23 23–1
½ реплика от 24 24–1
½ реплика от 25 25–2
½ реплика от 26 26–3
½ реплика от 27 27–4

Последний план – насыщенный, т. к. число факторов на единицу меньше количества строк Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

На основе плана ПФЭ 23 можно построить уравнение регрессии

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Оно содержит три парных и одно тройное взаимодействие. Если какое-либо одно взаимодействие является статистически незначимым, то строят полуреплику ДФЭ24–1. Если незначимы два взаимодействия, то строят ¼-реплику от ПФЭ 25, т. е. ДФЭ25–2 и т. д.

Построим ¼-реплику для случая, когда статистически незначимы коэффициенты Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Два дополнительных фактора Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru можно ввести с помощью соответствующих

а) Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru б) Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru в) Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru г) Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Эти соотношения называются генерирующими.

Составим план ДФЭ25–2

Номер набора Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Отклик
+1 –1 –1 –1 +1 –1 +1 –1 у1
+1 +1 –1 –1 –1 +1 +1 +1 у2
+1 –1 +1 –1 –1 –1 –1 +1 у3
+1 +1 +1 –1 +1 +1 –1 –1 у4
+1 –1 –1 +1 +1 +1 –1 +1 у5
+1 +1 –1 +1 –1 –1 –1 –1 у6
+1 –1 +1 +1 –1 +1 +1 –1 у7
+1 +1 +1 +1 +1 –1 +1 +1 у8

Для такого плана пяти факторов Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru выделяют восемь точек факторного пространства, в которых необходимо построить отклик. В соответствии с ДФЭ25–2 можно построить линейную модель вида:

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Таким образом, мы существенно сократим число опытов (8 вместо 32), однако при этом имеет место нежелательные эффекты смешивания оценок b–коэффициентов. Это означает, что при вычислении b–коэффициентов по данным МФЭ иногда получаются не оценки отдельных коэффициентов, а их различных комбинаций, например, b0 является оценкой не только Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru модели

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

но и коэффициентов при квадратах факторов, т. е. квадратичных эффектов Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru , которые в уравнение модели не входят, но в действительности имеют место.

Если все коэффициенты Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru равны нулю, то Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru является оценкой истинного значения Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru . Это можно символически записать

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

Если некоторые Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru не равны нулю, то Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru является оценкой Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru и всех, отличных от нуля Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Рассмотрим подробнее эффект смешивания на примере ДФЭ23–1. Для него уравнение регрессии будет иметь вид:

Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru

Составим для ДФЭ3–1 две структурные матрицы, отличающиеся только знаками в столбцах для Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru .

Таблица 1

Номер набора Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
+1 –1 –1 +1 +1 –1 –1 +1
+1 +1 –1 –1 –1 –1 +1 +1
+1 –1 +1 –1 –1 +1 –1 +1
+1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1

Таблица 2

Номер набора Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru Экспериментальные методы построения математических моделей - student2.ru
+1 –1 –1 –1 +1 +1 +1 –1
+1 +1 –1 +1 –1 +1 –1 –1
+1 –1 +1 +1 –1 –1 +1 –1
+1 +1 +1 –1 +1 –1 –1 –1

Наши рекомендации