Методические рекомендации для студентов

к лабораторному занятию по теме:

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ»

Занятие 2 (Гаструляция)

Дисциплина: ЕН. Ф. 08 гистология, эмбриология, цитология

По специальностям: 060101 лечебное дело; 060103 педиатрия

Форма обучения: очная

Разработчик: доцент, д.м.н. Сажина Т.В.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры_______________________, протокол №________.

Актуальность темы.Знание этапов внутриутробного развития хордовых животных и человека позволяет понять становление органов и систем организма в процессе эмбриогенеза, а также понимать механизм нарушения их развития. Понимание процесса образования зародышевых листков и осевого комплекса зачатков и дальнейших путей их развития важно для нормального развития и плода на современном этапе развития эмбриологии.

Цель занятия.Рассмотреть изучение способов и механизмов процесса гаструляции, его биологический смысл, особенности протекания в зависимости от типа яйцеклетки и бластулы; процесс образования и значение осевого комплекса органов, представление о зародышевых листках и их значение в дальнейшем развитии эмбриона.

Исходный уровень знаний.Материал лекций «Сравнительная эмбриология» и «Внезародышевые органы в ряду позвоночных хордовых», глава «Основы эмбриологии человека» в учебнике «Гистология», «Ткани внезародышевых органов» в 1-м томе Руководства по гистологии (2001). Понятие об эмбриогенезе, филогенезе и онтогенезе; знание основ цитологии (строение клетки, митоз, мейоз);

Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить на занятии:

Знать:

Зн. 1. Основные гистологические понятия и термины эмбриогенеза.

Зн. 2. Особенности процесса дробления у разных типов яйцеклеток. Понятие о моруле.

Зн. 3. Особенности строения различных типов бластул хордовых

Зн. 4. Особенности процесса оплодотворения и его биологический смысл;

Зн. 5. Биологический смысл гаструляции, способы гаструляции хордовых;

Зн. 6. Особенности строения разных типов бластул.

Уметь:

Ум. 1. Распознавать гистологические препараты, находить и показывать основные морфологические признаки данного препарата и графически отображать их в протокол практического занятия с обозначением определенных структур.

Ум. 2. Читать и интерпретировать гистологические микрофотографии, и схемы.

Понимать:

П.1. Фундаментальное значение знаний по раннему эмбриональному развитию для общемедицинских наук.

П. 2. Значение зародышевых листков в дальнейшем развитии эмбриона и плода.

П.3. Закономерности эмбрионального развития хордовых и человека.

Задачи.Опираясь на сведения, полученные при знакомстве с материалом учебника, руководства по гистологии (т.1) и лекции по теме «Сравнительная эмбриология»:

- решить тестовые задания и ситуационные задачи, прилагающиеся к теме;

- визуально изучить микропрепараты на малом и на большом увеличении микроскопа, представленные на занятии (см. ниже);

- заполнить первые столбцы таблицы по сравнительной эмбриологии;

- в конце практического занятия подписать протокол занятия с зарисованными препаратами и ответить на вопросы преподавателя.

Контрольные вопросы:

1. Определение сущности процесса гаструляции. Понятие о презумптивных зонах.

2. Основные способы гаструляции, зависимость способа гаструляции от типа яйцеклетки и бластулы.

3. Ранние этапы гаструляции, дифференцировка мезодермы, образование осевого комплекса органов, образование мезенхимы у ланцетника.

4. Особенности гаструляции: а) у миноги (лягушки); б) у рыб; в) у млекопитающих.

5. Общие закономерные процессы развития тканей. Детерминация и дифференцировка клеточного материала эмбриональных зачатков, механизмы клеточных перемещений, роль апоптоза в развитии органов и тканей зародыша.

Учебный материал:

Учебные препараты:

1. Ранняя гаструла амфибии. Окраска пикрофуксином, увеличение 7х20.

Найти хорошо выраженную дорзальную губу бластопора и расположенную под ней гастроцель. На этой стадии развития часть материала дна бластодермы заполняет бластопор в виде пробки. Между экто- и энтодермой можно различить остатки бластоцеля.

2. Первичная полоска зародыша курицы. Окраска гематоксилином, увеличение 7х20.

Найти эпибласт, гипобласт и уплотненный тяж клеток первичной полоски, по центру которой расположена первичная бороздка.

3. Нейрула лягушки. Окраска пикрофуксином, увеличение 7х20.

Найти нервную трубку, хорду, зародышевые листки: энто-, мезо- и эктодерму.

4. Комплекс осевых органов зародыша курицы (замкнутая нервная трубка).

Окраска гематоксилином, увеличение 7 Х 20.

Найти эктодерму, под ней по средней линии тела расположена полая нервная трубка, под которой вплотную расположена хорда. По бокам от нервной трубки локализуются сомиты, каждый из которых при помощи сегментной ножки (нефрогонотом) соединен с висцеральным отделом мезодермы (спланхнотомом), имеющим два листка: париетальный, прилежащий к эктодерме, и висцеральный, прилежащий к энтодерме. Между листками спланхнотома расположена вторичная полость тела – целом. Сомиты, нефротом и листки спланхнотома формируют мезодерму. Под мезодермой расположена энтодерма, которая распластана на желтке (на препарате отсутствует), а не оформлена в кишечную трубку

Зарисовать: схему гаструлы птиц (прилагается в практикум), подписать, что в дальнейшем образуется из структур гаструлы; первичную полоску зародыша курицы; в таблицу внести способы гаструляции встречающиеся у разных типов яйцеклеток и подчеркнуть преобладающий способ (таблица прилагается в практикум).

б) демонстрационные препараты:

1. Зародыш курицы на стадии сомитизации – 33 часа инкубации (тотальный препарат, вид сверху). Окраска гематоксилином, увеличение 7 × 20.

В головном конце зародыша видны формирующиеся мозговые пузыри, от которых идет нервный желобок, ограниченный нервными валиками. Вдоль нервного валика с двух сторон расположены квадраты сомитов, с отходящими от них нефротомами. В хвостовой части можно увидеть остаток первичной полоски.

Таблицы:

1. Типы гаструляции.

2. Стадии гаструляции у ланцетника: инвагинация, ранняя стадия, зрелая гаструла, завершение гаструляции.

2. Стадии гаструляции у амфибий: начало гаструляции в амфибластуле, гаструляция у амфибий.

3. Стадии гаструляции у рыб.

4. Стадии гаструляции у птиц.

5. Стадии гаструляции у человека.

6. Индукционные взаимодействия эмбриональных зачатков.

7. Первичная полоска у птиц.

8. Начальные этапы эмбрионального развития лягушки (I,II).

9. Начальные этапы эмбрионального развития ланцетника.

10. Презумптивные зачатки в поздней гаструле на примере ланцетника.

11. Начальные этапы эмбрионального развития цыпленка.

12. Формирование зародышевых оболочек.

13. Дифференцировка зародышевых листков.

14. Взаимодействия, регулирующие дифференцировку бластомеров.

Муляжи: процесс гаструляции у ланцетника.

Темы реферативных сообщений:

1.Внутренние и внешние факторы, определяющие дифференцировку.

Наши рекомендации