Виды адресации ячеек, применяемые в формулах
В формулах могут использоваться три вида ссылки на ячейки (три вида адресации ячеек):
относительная , абсолютная, смешанная.
Относительные ссылки - означает, что при копировании формул, адреса в ссылках будут автоматически меняться при копировании формул в соответствии с относительным расположением исходной ячейки и создаваемой копии. По умолчанию, ссылки на ячейки рассматриваются как относительные.
Пусть, например, в ячейке В2 имеется ссылка на ячейку А3. В относительном представлении можно сказать, что ссылка указывает на ячейку, которая располагается на одну строку ниже и на один столбец левее данной. Если формула будет скопирована в другую ячейку, то относительное указание ссылки сохранится. Например, при копировании формулы в ячейку D5 ссылка будет продолжать указывать на ячейку, располагающуюся ниже и левее, в данном случае на ячейку С6.
При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются, так что ячейка, на которую указывает ссылка, рассматривается как нетабличная. Элементы номера ячейки, использующие абсолютную адресацию, начинают со знака $. Например, $А$1 – полная абсолютная адресация.
При смешенной адресации один из элементов в адресе ячейки указывают относительным (или имя столбца или номер строки). То есть здесь один из компонентов рассматривается как абсолютный, другой как относительный. Примеры: $А1, А$1, : = ( А1+В$1)/ $С1
Ввод формулы в ячейку
1) Установить курсор в ячейку, куда будет помещен результат,
2) затем ввести формулу, начав со знака =,
3) в завершении ввода нажать Enter. В ячейке получим результат.
Всякий раз, когда эта ячейка будет активной, формула будет отображаться в строке формул.
Возможные ситуации:
1) Если формула введена неверно, или Excel не может вычислить, он выводит сообщение об ошибке. Это сообщение начинается со знака #.
2) Или Excel воспринимает формулу как текст.
Редактирование формулы в ячейке
Выделить ячейку с формулой и нажать клавишу F2. В ячейке появится курсор текста. Теперь можно ввести изменения в формулу. После завершения изменений нажать Enter.
В формулах можно также использовать текст
1. Для этого используется символ & (амперсант) – он объединяет текст, заключенный в кавычки. Объединение текста называется конкатенацией(сцеплением). & -используется для объединения текста, ячеек, диапазонов, причем текст обязательно заключать в кавычки
Пример. В ячейке А1 содержится сумма денег (число60), в ячейке А2 – стоимость одного доллара (число 10).
В ячейку А3 вводим формулу = А1 / А2 & “_долларов.”
После вычисления в ячейке получим такой результат: 6_долларов.
2. Можно также использовать в формулах конкатенацию для соединения одного текста с другим, вставляя адреса, названия и т.д.
Пример.: В ячейке А1 содержится текст ИТ01, в ячейкеА2 – текст ИТ02.
В ячейку А4 вводим формулу : = “Лучшие студенты в группах” & A1 & “и” & A2
После вычисления получим в ячейке такой результат:
Лучшие студенты в группах ИТ01 и ИТ02.
Задание 2. Работа с формулами. Форматирование таблицы.
Создайте таблицу, введите данные. Вычислите общее число учащихся в каждой группе классов. Вычислите общее число учащихся в школах республики в каждом году.
Этап 1. Создание таблицы.
1. Создайте приведенную ниже таблицу.
2. Для ввода заголовка в столбце А выделите ячейки (А1, А2, А3) и установите перенос по словам. Для этого выполните команду менюФормат→Ячейки→и установители переключатели Объединить ячейки и Перенос по словам, затем нажмите ОК
3. Для ввода заголовка таблицы объедините ячейки ( В1, С1, D1, E1, F1, G1) . Для этого выделите перечисленные ячейки и выполните команду Формат→Ячейки→ установители переключатель Объединить ячейки, нажмите ОК.
4. Для ввода заголовков в строке 2 объедините аналогичным образом ячейки (В2, С2), потом (D2, E2) и затем (F2, G2). Устанавливать перенос по словам не надо.
5. Для ввода заголовков в ячейки В3, С3,D3,.......,G3 выделите эти ячейки и установите для них перенос по словам при помощи команды менюФормат→Ячейки→Перенос по словам→ОК.
6. Установите курсор текста в ячейку А13 и введите текст Итого по группам.
7. В строке 14 подготовьте ячейки для вычисления общего числа учащихся. Для этого выделите ячейки (В14,С14) и выполните команду
меню Формат→Ячейки→Выравнивание→Объединить ячейки→ОК.
Аналогичным образом объедините ячейки (D14,E14) и (F14,G14).
10. Чтобы ввести заголовок этой строки, выделите ячейку А14, и выполните команду:
менюФормат→Ячейки→Выравнивание→Перенос по словам→ОК,затем введите текст заголовка: Итого в учебном году.
11. Теперь для всех столбцов установите автоматическую подогонку ширины столбцов. Для этого выделите интервал ячеек (А1:G3) и выполните команду:
меню Формат→Столбец→Автоподбор ширины.
12. Таблица подготовлена. Введите в таблицу все исходные данные.
Наименование территориальных областей | Данные о численности учащихся в школах ПМР | |||||
2001 год | 2002 год | 2003 год | ||||
1-9 классы | 10-11 классы | 1-9 классы | 10-11 классы | 1-9 классы | 10-11 классы | |
Тирасполь | 2980 | 1800 | 2700 | 1350 | 2350 | 1200 |
Бендеры | 2500 | 900 | 2350 | 850 | 2000 | 900 |
Дубоссары | 1200 | 450 | 1100 | 280 | 1100 | 180 |
Рыбница | 2100 | 500 | 1900 | 400 | 2000 | 270 |
Слободзея | 420 | 100 | 470 | 170 | 530 | 110 |
Григориопольский р-н | 740 | 130 | 660 | 115 | 750 | 90 |
Слободзейский р-н | 345 | 140 | 350 | 120 | 370 | 100 |
Дубоссарский р-н | 230 | 70 | 250 | 80 | 270 | 90 |
Рыбницкий р-н | 290 | 90 | 280 | 70 | 300 | 80 |
Этап2. Вычисления в таблице.
13. Чтобы вычислить итоги в строке 13, выделите ячейки в диапазоне (В4:G13) и нажмите кнопку Автосумма на панели инструментов. Во всех ячейках этой строки вы получили итоги по всем столбцам данных.
14. Произведите вычисление итогов в ячейках строки 14:
1) установите курсор текста в ячейку В14 и введите формулу ”=В13+С13”, нажмите Enter;
2) в ячейку D14 введите формулу ”=D13+E13”, нажмите Enter;
3) в ячейку F14 введите формулу ”=F13+G13”, нажмите Enter.