Прочитайте текст и выполните задания А16 – А18.
Прочитайте текст и выполните задания А16 – А18.
Цвет неба и заходящего Солнца
Почему небо имеет голубой цвет? Почему заходящее Солнце становится красным? Оказывается в обоих случаях причина одна – рассеяние солнечного света в атмосфере.
В 1869 году английский физик Дж. Тиндаль выполнил следующий опыт: через прямоугольный аквариум, заполненный водой, пропустил слабо расходящийся пучок света. При этом было отмечено, что если смотреть на световой пучок в аквариуме сбоку, то он представляется голубоватым. А если смотреть на пучок с выходного торца, то свет приобретает красноватый оттенок. Это можно объяснить тем, что синий (голубой) свет рассеивается сильнее красного. Проходя через рассеивающую среду, белый световой пучок из-за неодинакового рассеивания теряет в основном синий цвет, так что в выходящем из среды пучке начинает преобладать красный цвет. Чем больший путь проходит белый луч в рассеивающей среде, тем более красным он кажется на выходе.
В 1871 году Рэлей построил теорию рассеяния световых волн на частицах малого размера. Установленный Рэлеем закон утверждает: интенсивность рассеянного света пропорциональна четвертой степени частоты света, или, иначе говоря, обратно пропорциональна четвертой степени длины световой волны.
Рэлей выдвинул гипотезу, предположив, что роль таких частиц могут выполнять молекулы воздуха. В первой половине 20-го века было установлено, что основную роль в рассеянии света играют флуктуации плотности воздуха – микроскопические сгущения и разрежения воздуха, возникающие вследствие хаотичного теплового движения молекул воздуха.
А16. Небо имеет голубой цвет, потому что при прохождении белого света через атмосферу
1) | интенсивность рассеянного света убывает с ростом частоты |
2) | флуктуации плотности воздуха поглощают, в основном, синий свет |
3) | красный свет поглощается сильнее синего света |
4) | синий свет рассеивается сильнее красного. |
А17. Длина волны в красной части видимого спектра примерно в два раза больше длины волны в фиолетовой части спектра. Согласно теории Рэлея интенсивность рассеянных фиолетовых лучей по сравнению с красными
1) | в 8 раз больше |
2) | в 16 раз больше |
3) | в 8 раз меньше |
4) | в 16 раз меньше |
А18. Какие утверждения справедливы?
А.Нижняя часть заходящего Солнца выглядит более красной, чем его верхняя часть.
Б.Восходящее Солнце, как и заходящее, мы видим в красных тонах.
1) | только А |
2) | только Б |
3) | и А, и Б |
4) | ни А, ни Б |
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов АВ справа от номера задания (В1 – В4), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. При записи ответов пробелы не используются.
При выполнении заданий В1 и В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов. В бланк ответов перенесите только номера выбранных ответов.
В1 Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия.
Технические устройства | Физические явления | ||||||
А) | Радиатор отопления | 1) | Объемное расширение жидкости при нагревании | ||||
Б) | Двигатель внутреннего сгорания | 2) | Конвекция, излучение | ||||
В) | Жидкостный термометр | 3) | Расширение газа при его | ||||
А | Б | В | |||||
В2 Установите соответствие между физическими приборами и физическими величинами, для измерения которых они предназначены.
Физические величины | Формулы | |||
А) | сила тока | 1) | ||
Б) | электрическое сопротивление | 2) | UI | |
В) | мощность тока | 3) | ||
А | Б | В |
В3 Какое количество теплоты необходимо для нагревания 3 литров воды в алюминиевом чайнике массой 0,5 кг на 80°С? Ответ запишите в кДж.
В4 Тело массой 3 кг свободно падает с высоты 5 м. Какова будет его кинетическая энергия на высоте 2 м от поверхности?
Часть 3
Для ответа на задания части 3 (задания С1-С3) используйте отдельный бланк. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на соответствующе |
С1 Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из 3-х грузов, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения
пружины для трех случаев в виде таблицы (или графика);
3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости,
возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.
Для заданий С2-С3 необходимо записать полное решение, которое включает запись краткого условия задачи( Дано), достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу. |
С2 Мяч, находящийся на высоте 3,2 м над горизонтальной поверхностью, бросают под некоторым углом к горизонту со скоростью 6 м/с. С какой скоростью он ударится о поверхность?
С3 При обработке детали слесарь совершил 64 движения напильником, перемещая его на 16 см при каждом движении и прикладывая при этом силу в 40 Н. Температура напильника массой 100 г повысилась на 3,2°С. Каков коэффициент полезного действия рабочего? Потерями тепла при нагреве детали пренебречь.
Итоговый контроль знаний за курс 9 класса
Вариант второй
А1. Самолёт проходит взлётную полосу за 10 с из состояния покоя и в момент отрыва от Земли имеет скорость 100 м/с. Какой путь проходит за это время?
1) 1000м; 2) 10 м; 3) 500 м; 4) 100 м
А2. На тело в течение 5 с действовала сила 10 Н. Какова масса тела, если изменение скорости составило 10м/с?
1) 2 кг 2) 5 кг 3) 10 кг 4) 1 кг
А3. Вагон массой 60 т подходит к неподвижной платформе со скоростью 0,3 м/с и ударяет её, после чего платформа получает скорость 0,4 м/с. После удара скорость вагона уменьшилась до 0,1 м/с. Масса платформы равна
1) 30 т 2) 60 т 3) 90 т 4) 45т
А4. Человек несет груз на легкой палке, закрепленный в точке A. Определите, какую силу, направленную вертикально вниз, человек должен приложить к концу палки B, чтобы удержать в равновесии груз весом 20 Н. Расстояние АО равно 0,2 м, расстояние ОВ равно 0,4м
1) 10 Н 2) 12 Н 3) 20 Н 4) 40 Н
А5. Насос подаёт воду в систему водопровода в под давлением 300 кПа. На какую максимальную высоту поднимется вода в здании
1) 300 м 2) 30 м 3) 10 м 4) 3 м
А6. Какую работу совершает человек, поднимая тело массой 4 кг на высоту 1,5 м с ускорением 2 м/с2?
1) 12 Дж; 2) 60 Дж; 3) 72 Дж; 4) 0 Дж
А7. При замерзании воды на реке:
1) вода поглощает энергию из атмосферы
2) вода выделяет энергию в атмосферу
3) теплообмена между водой и атмосферой не происходит
4) у берегов вода отдаёт тепло в атмосферу, а на середине реки принимает его из атмосферы
А8. При нагревании 2 литров вода на 50 градусов потребовалось количество теплоты
1) 100 Дж 2) 420 МДж 3) 420 Дж 4) 420 кДж
А9. При перемещении в шерстяных носках по ковру:
1) электризуются только носки
2) электризуется только ковёр
3) ковёр и носки получают заряд одинаковый по модулю и противоположный по знаку
4) ковёр и носки получают заряд одинаковый по модулю и по знаку
А10. К концам проводника приложено напряжение 50 В. Какова сила тока в лампе, если её сопротивление 10 Ом?
1) 500 А 2) 5 А 3) 0,2 А 4) 50 А
А11. Определите направление силы Ампера, действующей на проводник с током, находящийся в магнитном поле
1) ← 2) ↑ 3) → 4) ↓
А12. На рисунке показан ход лучей через плоско-вогнутую линзу. Длина стороны клеточки равна 10 см. Оптическая сила линзы равна
1) – 0,05дптр 2) – 5 дптр 3) 0,05дптр 4) 5 дптр
А13. Цепь состоит из трёх последовательно соединённых проводников, подключенных к источнику напряжением 24 В. Сопротивление первого проводника 4 Ом, второго 6 Ом, и напряжение на концах третьего проводника 4 В. Сила тока в цепи
1) 1 А 2) 2 А 3) 3 А 4) 4 А
А14. При α-распаде ядра его зарядовое число
1) увеличивается на 4 единицы
2) уменьшается на 4 единицы
3) увеличивается на 2 единицы
4) уменьшается на 2 единицы
А15. Необходимо экспериментально проверить, зависит ли выталкивающая сила от плотности погружаемого в воду тела. Какие из указанных пар тел можно использовать для такой проверки?
1) А и Б 2) А и В 3) А и Г 4) В и Г
Прочитайте текст и выполните задания А16 – А18.
Туман
При определенных условиях водяные пары, находящиеся в воздухе, частично конденсируются, в результате чего и возникают капельки тумана. Капельки воды в тумане имеют диаметр от 0,5 до 100 мкм.
Возьмем сосуд, наполовину заполним водой и закроем крышкой. Наиболее быстрые молекулы воды, преодолев притяжение со стороны других молекул, выскакивают из воды и образуют пар над поверхностью воды. Этот процесс называют испарением воды. С другой стороны, молекулы водяного пара, сталкиваясь друг с другом и с другими молекулами воздуха, случайным образом могут оказаться у поверхности воды и перейти обратно в жидкость. Это конденсация пара. В конце концов, при данной температуре процессы испарения и конденсации взаимно компенсируются, то есть устанавливается состояние термодинамического равновесия. Водяной пар, находящийся в этом случае над поверхностью жидкости, называется насыщенным.
Если температуру повысить, то скорость испарения увеличивается и равновесие устанавливается при большей плотности водяного пара. Таким образом, плотность насыщенного пара возрастает с увеличением температуры (см. рисунок).
Для возникновения тумана необходимо, чтобы пар стал не просто насыщенным, а пересыщенным. Водяной пар становится насыщенным (и пересыщенным) при достаточном охлаждении (процесс AB) или в процессе дополнительного испарения воды (процесс AC). Соответственно, выпадающий туман называют туманом охлаждения и туманом испарения.
Второе условие, необходимое для образования тумана – это наличие ядер (центров) конденсации. Роль ядер могут играть ионы, мельчайшие капельки воды, пылинки, частички сажи и другие мелкие загрязнения. Чем больше загрязненность воздуха, тем большей плотностью отличаются туманы.
А16. Из графика на рисунке видно, что при температуре 20°C плотность насыщенного водяного пара равна 17,3 г/м3. Это означает, что при 20°C
1) | в 1 м3 воздуха находится 17,3 г водяного пара |
2) | в 17,3 м3 воздуха находится 1 г водяного пара |
3) | относительная влажность воздуха равна 17,3% |
4) | плотность воздуха равна 17,3 г/м3 |
А17. Для каких процессов, указанных на рисунке, можно наблюдать туман испарения?
1) | только для AB |
2) | только для AC |
3) | для AB и AC |
4) | ни для AB, ни для AC |
А18. Какие утверждения о туманах верны?
А.Городские туманы, по сравнению с туманами в горных районах, о тличаются более высокой плотностью.
Б.Туманы наблюдаются при резком возрастании температуры воздуха.
1) | только А |
2) | только Б |
3) | и А, и Б |
4) | ни А, ни Б |
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов АВ справа от номера задания (В1 – В4), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. При записи ответов пробелы не используются.
При выполнении заданий В1 и В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов. В бланк ответов перенесите только номера выбранных ответов.
В1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения этих величин в системе СИ.
Физическая величина | Единица величины | ||
А) | Количество теплоты | 1) | °С |
Б) | Удельная теплота сгорания топлива | 2) | Дж |
В) | температура плавления | 3) | Дж/кг |
А | Б | В |
В2. Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.
Открытие | Имена ученых | |||
А) | передача давления жидкостями и газами | 1) | И. Ньютон | |
Б) | закон равновесия рычага | 2) | Б. Паскаль | |
В) | закона всемирного тяготения | 3) | Архимед | |
А | Б | В |
В3. Какое количество теплоты необходимо, чтобы 2 кг льда, взятого при температуре плавления, превратить в воду с температурой 20°С? Ответ запишите в кДж .
В4. Камень брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте его кинетическая энергия равна потенциальной? Ответ запишите в м.
Часть 3
Для ответа на задания части 3 (задания С1-С3) используйте отдельный бланк. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на соответствующе |
С1. Определите электрическое сопротивление резистора R. Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока 4,5 В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор R, обозначенный . При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А;
4) запишите численное значение электрического сопротивления.
Для заданий С2-С3 необходимо записать полное решение, которое включает запись краткого условия задачи( Дано), достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу. |
С2. Грузовик массой 5000 кг начинает движение с ускорением 1,5 м/с2. С каким ускорением будет двигаться грузовик, если после загрузки его масса увеличилась вдвое? Сила тяги мотора постоянна и равна 8000 Н.
С3. Свинцовая пуля, летящая со скоростью 200 м/с, попадает в земляной вал. На сколько повысилась температура пули, если 78% кинетической энергии пули пошло на её нагревание?
Задание С4 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование. |
С4. Имеются деревянный и металлический шарики одинакового объема. Какой из шариков в сорокоградусный мороз на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните.