Б) Система частей речи современного русского языка
Современное представление о частях речи формировалось в течение длительного времени, можно сказать, на протяжении всего развития науки о грамматическом строе русского языка.
Начиная с «Российской грамматики» М. В. Ломоносова (первого научного описания русского
языка) и кончая академическими грамматиками 1970 и 1980 годов части речи являются объектом лингвистического описания. К настоящему времени определена номенклатура частей речи, которая включает следующие понятия: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, категория состояния (предикативы), глагол, предлоги, союзы, частицы,
междометия, звукоподражания. Однако количество частей речи
в разных работах, в том числе и учебной литературе, неодинаково. Это объясняется тем, что упомянутые выше синкретические разряды лексем и словоформ при частеречной характеристике получают разную интерпретацию.
Представление о частях речи как классах, полученных на основе совокупности признаков, закрепилось и стало широко принятым после работ В. В. Виноградова.
В. В. Виноградов, опираясь на предшествующий опыт и в первую очередь на идеи А. А. Шахматова (Синтаксис русского языка) и Л. В. Щербы (статья «О частях речи в русском языке») утвердил комплексный подход к распределению слов по частям речи, показал необходимость разностороннего анализа слова при его частеречной характеристике.
Система частей речи, описанная В. В. Виноградовым в книге «Русский язык», принимается за основу в большинстве современных морфологических описаний современного русского языка.
На первом этапе классификации частей речи можно выделить четыре семантико-грамматических типа слов: самостоятельные части речи (или знаменательные, полнозначные слова), служебные части речи (которые В. В. Виноградов вслед за Л. В. Щербой называл частицами, употребляя при этом слово частица и в другом смысле, а именно для обозначения отдельной служебной части речи), модальные слова и меж дометия, к которым примыкают звукоподражания.
Самостоятельные слова 1) выражают понятия, 2) морфемно оформлены (имеют модели словоизменения и морфологические способы образования), 3) являются членами предложения и образуют синтаксические связи, 4) самостоятельные слова в принципе не могут быть даны закрытыми списками.
Служебные слова 1) не выражают понятий. Их значение формируется на синтаксической основе, а не на основе номинативной знаковой функции. Например, предлог с имеет значение пространственного отношения, если сочетается с Р. п. (с горы), сопоставительное значение, если сочетается с В. п. (с орех), значение совместности — с Т. п. (с родителями); союз чтобы имеет значение цели, когда присоединяет целевое
придаточное предложение, и не имеет этого значения, если присоединяет придаточное изъяснительное (просил, чтобы пришел); 2) не имеют морфологических форм и не образуются морфологическими способами; 3) не бывают членами предложения и не образуют синтаксических связей, хотя и используются, подобно морфеме, в качестве языкового средства выражения синтаксических отношений; 4) служебные слова могут быть даны закрытыми списками.
Модальные слова похожи на служебные части речи (В. В. Виноградов отмечал близость модальных слов к некоторым модальным частицам), но они отличаются от служебных слов характером своего лексического значения. «Модальные слова, — писал В. В. Виноградов, — определяют точку зрения говорящего субъекта на отношение речи к действительности или на вы-
бор и функции отдельных выражений в составе речи» ".В связи с этим можно отметить, что особенностью семантики большинства модальных слов является то, что они представляют собой свернутые предложения модусного характера: по-моему = я думаю, полагаю, считаю, может
быть = я допускаю, кажется = я предполагаю и т. д. Таким образом, модальные слова правильнее считать не самостоятельной частью речи, а особой синтаксической функцией слов других частей речи.
Междометия и звукоподражания образуют особый и очень специфический тип слов, находящийся на периферии частеречной системы языка. Они не выражают понятий. Междометия являются знаками эмоций, а звукоподражательные слова имитируют, изображают звуки.
Л. В. Щерба, назвав междометия «неясной и туманной категорией», сводил их формальный, т. е. категориальный, признак к «полной синтаксической обособленности, отсутствию каких бы то ни было связей с предшествующими и последующими элементами в потоке речи» .
При определении границ четвертого семантико-грамматического класса слов надо иметь в виду, что В. В. Виноградов термин междометие употребляет расширительно, обозначая им разные (периферийные)
группы слов, объединенных тем, что у них нет 1) понятийной семантики, 2) определенной грамматической оформленности.
Дальнейшее разбиение частей речи проводится внутри выделенных четырех типов и в каждом типе осуществляется на разных основаниях.
Модальные слова, междометия и звукоподражания разделяются на группы только по лексическому значению.