Основные формы проявления психики человека
Лекция Возрастные особенности высшей нервной деятельности
І. Поведение
Врожденное приобретенное
Безусловные рефлексы --------- основа --------- Условные рефлексы
одинаковы у всех людей, индивидуальны у каждого человека,
возникают на адекватный раздражитель, вырабатываются на любой раздражитель,
относительно постоянны, стойки, неизменны, изменчивы и подвижны,
спинной мозг, ствол мозга осуществляются КБП, структуры подкорки,
выживание, размножение обеспечивают приспособление к условиям среды (психическая деятельность).
Психика, психическая деятельность -форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Основные формы проявления психики человека
- Возрастные особенности психофизиологических функций
Ощущение - отражение отдельных характеристик предметов и явлений через анализаторы;
Восприятие - отражение совокупности характеристик предметов и явлений через анализаторы;
Внимание - целенаправленное восприятие;
Память - отражение приобретенного опыта (фиксация, хранения и воспроизведения информации об окружающей среде
Мышление - высшая форма воспроизведение информации, позволяет познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязи, закономерности.
Речь - материальная основа мышления.
Сознание как воспроизведение знаний речью.
Темпера́мент — совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.
Хара́ктер (греч. примета, отличительная черта) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Кора больших полушарий (КПБ). До 4-го месяца развития плода поверхность БП гладкая, лишь вдавливание будущей боковой борозды.
Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию складок и борозд.
К 5месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды: боковая, центральная, мозолистая, теменно-затылочная и шпорная.
После 6 месяцев появляются вторичные борозды.
К моменту рождения кора БП имеет количество нервных клеток (14-16 млрд.), их строение как и у взрослого, но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых борозд и извилин продолжается и после рождения.
Нервные клетки новорожденногонезрелы, имеют простую веретенообразную форму, небольшое количество отростков, серое вещество КБП плохо дифференцировано от белого. Кора тоньше, слои слабо дифференцированы, центры недостаточно сформированы.
После рождения: к 4 месяцам соотношение серого и белого вещества как у взрослого.
К 9 месяцам - отчетливы первые три слоя коры, а к году общая структура мозга относительно зрелая.
Дифференцирование слоев коры завершается к 3 годам.
В младшем школьном возрасте и в период полового созревания развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей.
Общий принцип развития КБП –
1. сначала формируются филогенетически (исторически) более старые структуры, а затем более молодые:
-на 5-м месяце появляются ядра, регулирующие двигательную активность;
- на 6-м месяце - ядро кожного и зрительного анализатора;
- на 7-м - лобная и нижнетеменная, затем височно-теменная и теменно-затылочная.