После завершения экспериментальной работы студент читает выводы
Вопросы для самоподготовки
1. Какие физические упражнения соответствуют работе максимальной мощности, какова их продолжительность?
2. Охарактеризуйте вегетативные изменения при работе максимальной интенсивности.
3. Назовите механизмы энергообеспечения работы в зоне максимальной мощности.
4. Перечислите ведущие физиологические системы организма, обеспечивающие работу в зоне максимальной мощности.
5. Каких значений достигает ЧСС при выполнении работы в зоне максимальной мощности?
6. Какова продолжительность восстановительного периода после выполнения работы в зоне максимальной мощности?
7. Каких величин достигает артериальное давление у испытуемых после окончания работы в зоне максимальной мощности?
8. Какова продолжительность восстановительного периода по артериальному давлению у спортсменов и от чего она зависит?
9. Каких величин достигает частота дыхания у испытуемых в покое, во время работы и в восстановительный период?
10. Как изменяется МОД во время работы и в восстановительном периоде при выполнении работы в зоне максимальной мощности?
11. Дайте физиологическую характеристику циклической работе максимальной мощности.
Сценарий видеофильма №2
Преподаватель: знакомит студентов с темой лабораторной работы, целью работы, объектом исследования и оборудованием.
Лабораторная работа № 2
Тема.Исследование физиологических сдвигов при динамической работе субмаксимальной мощности.
Цель: изучение вегетативных реакций организма человека на физическую нагрузку субмаксимальной мощности.
Объект исследования:человек.
Оборудование:секундомер, тонометр с фонендоскопом, тредбан.
Преподаватель: запишите в тетради тему, цель работы, объект исследования, оборудование, ход работы, нарисуйте таблицы, в которых будут отражаться полученные данные в ходе эксперимента.
Преподаватель. Для регистрации функциональных показателей у двух студентов в покое, после нагрузки и в восстановительном периоде необходимо создать две бригады. В состав каждой бригады входит по 3 человека.
Ход работы читает студент:
Ход работы:
1) определить ЧСС, АД, ЧД в состоянии покоя; (Съемка)
2) выполнить работу субмаксимальной мощности – бег на тредбане со скоростью 7-8 м/сек в течение 3-х минут; (Съемка)
3) после выполнения физической нагрузки сразу измерить ЧСС, АД, ЧД и эти же показатели во время восстановительного периода (на 2-, 3-, 4-, и 5-й минутах); (Съемка)
4) занести полученные результаты исследований в таблицы (изменение ЧСС, АД, ЧД);
5) построить графики, отражающие полученные результаты исследований (изменение ЧСС, АД, ЧД);
6) сделать анализ результатов исследований и выводы.
Преподаватель: напоминает о характеристике работы субмаксимальной мощности.
Временной диапазон длительности работы данной мощности находится в пределах от 20-30 секунд до 3-5 минут: легкоатлетический бег на дистанции 400,800,1000, 1500 м; плавание на 100, 200, 400 м; бег на коньках 500, 1500 м; велогонки на 1000, 2000; гребля на 200, 500 м. Интенсивность нагрузки составляет 80-95% от максимальной нагрузки.
К основным механизмам утомления при работе субмаксимальной мощности относится: утомление деятельности нервных центров, недостаточное обеспечение со стороны вегетативной системы; дефицит кислорода; накопление продуктов обмена веществ (молочной кислоты) и снижение сократительной способности мышц.
Отличительные черты работы субмаксимальной мощности:
· Работа выполняется на пределе работоспособности ЦНС;
· Работа осуществляется на пределе дыхательной и сердечно-сосудистой системы;
· Работа проходит в условиях значительных сдвигов во внутренней среде организма при максимальной мобилизации гликолитического механизма энергообеспечения, накопления молочной кислоты, снижение РН крови.
Результаты исследований
Протокол №2
Таблица 4
Изменение ЧСС (уд/мин) в покое, при работе и в восстановительный период
Время | Покой | Н | Восстановительный период (мин.) | ||||
Студент № 1 | За 15 с | ||||||
За 1 мин | |||||||
Студент № 2 | За 15 с | ||||||
За 1 мин |
Таблица 5
Изменение АД (мм рт. ст.) в покое, при работе и в восстановительный период
Давление | Покой | Н | Восстановительный период (мин.) | ||||
Студент № 1 | Систолическое | ||||||
Диастолическое | |||||||
Пульсовое | |||||||
Студент № 2 | Систолическое | ||||||
Диастолическое | |||||||
Пульсовое |
Таблица 6
Изменение ЧД в покое, при работе и в восстановительный период