Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 12 страница

137

На стадии внедренияна рынок новый товар не стандартизируется.

На стадии роста продаж, то есть в фазе, когда покупатель принял товар, обычно

предлагают новые модели изделий, варианты которых появились не случайно, а на основе

сегментационного анализа и тщательного изучения предпочтений покупателя.

Поскольку рынок обычно не подготовлен к восприятию сразу нескольких модификаций нового товара, обычно на первой фазе не прибегают к расходованию дополнительных средств на дифференциацию товара.

Товар на этой стадии обычно не стандартизируется, но уже намечается базовая модель, которая может быть стандартизована в дальнейшем.

Наступающая после роста стадия зрелости в наибольшей степени может оказать влияние на решение производителя о времени и уровне стандартизации.

На этой стадии наблюдается постепенная стабилизация объемов продаж. Возникает необходимость повышения уровня конкурентоспособности товара, что может быть достигнуто путем модификации рынка, модификации маркетинга, модификации товара. Это задача служб управления качеством совместно с отделом маркетинга, которые решают эту проблему через улучшение свойств товара.

Эффективность всех этих мероприятий оценивается с учетом как конкуренции, так и возможной реакции покупателей.

Уровень стандартизации товара на этой стадии высокий, что, в первую очередь, относится к базовой модели товара.

Стадия спада указывает на то, что с точки зрения покупателей товар устарел. Это сложный период, когда уже нецелесообразно или невозможно вносить те или иные изменения в качественные характеристики товара и нужно принимать решение о снятии товара с производства, уходе с рынка и замене его новым товаром. По мнению специалистов– маркетологов, оставаться на рынке с устаревшим товаром – это, прежде всего, подрывать престиж фирмы.

Работы по стандартизации товара на этой стадии жизненного цикла товара не ведутся.

Систематический анализ жизненного цикла товара дает необходимую информацию как для совершенствования стратегии и тактики маркетинга, так и для пересмотра программы повышения качества, внесения изменений в систему обеспечения качества продукции, в том числе – принятие фирменного стандарта или разработка технических условий на дифференцированные товары.

Стандартизация новых высокотехнологичных товаров (Hi-Tech), не имеющих аналогов на мировом рынке, т.е. производимых на базе изобретений (открытий), в гораздо

меньшей степени зависит от рассмотренных выше факторов.

Их качественные характеристики, содержащиеся в стандарте фирмы–изготовителя, как правило, отражают весьма высокий уровень новизны технологии (нередко технологический прорыв), что на данный момент недосягаемо для конкурентов.

Стандартизация в маркетинге может относиться не только к товару, но и к самоймаркетинговой деятельности – методам маркетинговых исследований и операционному маркетингу.

Цель стандартизации методов маркетинговых исследований – унификация процедур и оптимизация методов изучения рынка. Специалисты установили прямую зависимость эффективности рыночных исследований от степени унификации методов: чем вышекоэффициент унификации приемов рыночных исследований, тем больше их эффективность.

Стандартизация методов изучения рынка предполагает классификацию, типизацию и унификацию исследовательских операций, что поднимает достоверность информации, используемой в управлении качеством продукции.

Таким образом, могут быть созданы предпосылки для роста объема экспорта

продукции или сокращения импорта.

3.5 Цели и задачи стандартизации

3.5.1 Цели стандартизации:

- повышение уровня безопасности;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических

средств;

- обеспечение технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений;

- обеспечение технических и экономико-статистических данных, проведение анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг);

- создание систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и

передачи данных;

- содействие проведению работ по унификации.

3.5.2 Задачи стандартизации:

- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства;

- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости

продукции;

- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

- унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно – унифицированных блочно –

модульных составных частей;

- установление метрологических норм, правил, положений и требований;

- нормативно – техническое обеспечение контроля ( испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

- установление требований к технологическим процессам, в т.ч. для снижения материало – энерго - и трудоемкости, для обеспечения разработки и применения малоотходных технологий;

- создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической

информации;

- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных и государственных социально – экономических и научно – технических программ (проектов) и информационных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды и т.д.);

- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о

номенклатуре и основных показателях продукции;

- содействие выполнению законодательства РФ методами стандартизации.

3.6 Принципы стандартизации

3.6.1 Принципы стандартизации:

- добровольного применения документов в области стандартизации;

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применение международного стандарта как основы разработки национального

стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для

выполнения целей стандартизации;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат ТР;

- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

3.7 Объекты стандартизации, их характеристика

3.7.1 К объектам стандартизацииотносятся: продукция (производственно - технического назначения, товары народного потребления, сырье, оборудование), услуги (материальные, социально-культурные), процессы, организационно- методиче­ские и общетехниче-

ские объекты, организация работ по стан­дартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (под­шипники, крепеж, инструмент и др.), программные и техни­ческие средства информационных технологий, организация работ по метрологическому обеспечению, взаимозаменяемость изделий, справочные данные о свойствах веществ и материа­лов, классификация и кодирование технико-экономической информации, достижение науки и техники и др.

Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных или иных целях.

Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя по удовлетворению потребностей потребителя.

Метрологическое обеспечение – установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

Взаимозаменяемость — это свойство элемента (детали, сборочной единицы), обеспечивающее возможность его применения вместо другого с одинаковыми параметрами без дополнительной обработки с сохранением заданного качества изделия, в состав которого оно входит.

Кодированиепредставляет собой образование по опреде­ленным правилам и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющие заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов.

Классификация — это разделение множества объектов на классификационные группировки по сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с приня­тыми правилами.

3.8 Категории и виды стандартов

3.8.1 В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания, устанавливаемых к нему требований в Россий­ской Федерации приняты различные категорииивиды стан­дартов (рисунок 20).

3.8.2 Категории стандартов

Технический регламент(ТР) - документ, который принят международным договором РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья живот­ных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Основные позиции закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102 – ФЗ. 12 страница - student2.ru

Рисунок 20 - Классификация категорий и видов стандартов

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей принятия технических регламентов.

142

Не включенные в технические регламенты требования к характеристикам продукции не могутносить обязательный характер.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

Национальный стандарт(ГОСТ Р, ГОСТ) — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартиза­ции. Они разрабатываются в соответствии с ежегодно принимаемой Росстандартом программой. Добровольное применение стандартов означает, что изго­товитель его добровольно выбирает, а выбрав, обязан соблю­дать его требования.

Национальные стандарты действительны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и подчинения, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государствен­ного управления РФ, а также органов местного управления в пределах сферы их деятельности.

Отраслевые стандарты(ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государствен­ные стандарты РФ или при необходимости установления требований, превышающих требования государственных стан­дартов РФ.

ОСТ обязательны для предприятий и организаций дан­ной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли.

Технические условия(ТУ) разрабатывают предприятие организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих стандартах (ГОСТ или ОСТ).

Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований национальных

стандартов или противоречат им.

ТУ применяют на территории РФ предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально- трудовой деятельностью в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.

Стандарты предприятий (СТП) и организаций (СТО)разрабатывают и утверждают предприятия и объединения (союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональные и другие объединения) на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.

СТП распространяются на нормы, правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требования, типовые

технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д.

CTП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и

отраслевых стандартов и особенностей данного предприятия, если это не нарушает и не

снижает качественных показателей и требований, установленных ГОСТ или ОСТ.

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных

обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые вида продукции, услуг или процессы, передовые методы контроля, измерений, испытаний и

анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством.

Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель

распространять через свои стандарты перспективные результаты мировых научно - технических фундаментальных и прикладных исследований.

При разработке всех типов отечественных стандартов учитывают рекомендации

международных организаций по стандартизации.

Международный стандарт(ИСО) разрабатывает и выпус­кает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их исполь­зуют также для международных экономических связей.

Основ­ная цель ИСО — содействовать благоприятномуразвитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в об­ласти интеллектуальной, научной, технической и экономи­ческой деятельности.

3.8.3 Виды стандартов.

Общие технические регламентыразрабатываются по определенным вопросам безопасности, и их действие распространяется на большие группы продукции.

Требования общего технического регламента обязательны дляприменения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации.

Специальные технические регламентыустанавливают конкретные требования для специфических видов продукции в случае, когда степень риска причинения вреда которой выше и не обеспечивается требованиями общих технических регламентов.

Стандарты основополагающие разрабатывают с целью содействия взаимопониманию, технического единства и взаи­мосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства, т. е. это нормативные документы, имеющие широкое распространение и содержащие общие положения в определенной области.

Основополагающие стандарты охватывают объекты межотраслевого значения, например, нормативные документы по организации Национальной системы стандартизации в России и др.

Стандарты на продукцию, услугиустанавливают требо­вания к группам однородной продукции (услуг) или к кон­кретной продукции (услуге).

Эти стандарты в общем случае включают разделы: классификация; основные параметры и (или) размеры; общие технические требования к однородной продукции (услугам); требования по безопасности, правила приемки; маркировка; упаковка; транспортирование и хранение.

Стандарты на процессыустанавливают требования к кон­кретным процессам, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции (проектирования, про­изводства, потребления (эксплуатации), хранения, транспор­тирования, ремонта, утилизации).

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на процессы управления в рамках систем обеспе­чения качества продукции (услуг), управление документа­цией, закупками, подготовкой кадров и т.п.

Особое место занимают технологические требования. При проведении технологических операций стандартизации подлежат предельно допустимые нормы различного рода воздействий технологий на природную среду (выброс вредных химикатов, радиационное излучение, заражение микроорганизмами и механические разрушения).

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на процессы управления в рамках систем обеспечения качества продукции и услуг, управление документацией, закупками, подготовкой кадров.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа)предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Стандарты устанавливают порядок отбора проб (образцов) для испытаний, методы испытаний (контроля, анализа, измере­ния) потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции.

В стандартах на методы контроля необходимо использовать стандартные методы контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях.

Межотраслевые комплексы стандартов. Многие программы комплексной стандартизации представ­ляют собой крупные межотраслевые комплексы. В качестве примера межотраслевых комплексов можно привести системы общетехнических стандартов.

Эти си­стемы объединяют в каждом комплексе несколько десят­ков прогрессивных стандартов, охватывающих все стадии жизненного цикла изделий: исследование и проектирова­ние, подготовку производства, производство, эксплуатацию и ремонт.

Внедрение комплексных систем стандартов повы­шает эффективность инженерного труда, качество продук­ции и экономичность ее производства.

Примеры межотрасле­вые систем стандартов:

- единая система конструкторской документации (ЕСКД);

- единая система технологической документации (ЕСТД);

- система показателей качества продукции (СПКП);

- унифицированные системы документации (УСД);

- государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

- единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий (ЕСЗКС);

- система стандартов безопасности труда (ССБТ);

- единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП);

- единая система программной документации (ЕСПД);

- единая система государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП);

- единая система допусков и посадок (ЕСДП).

3.9 Методы стандартизации

3.9.1 Метод стандартизации— это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандарти­зации.

Стандартизация базируется на общенаучных и специфи­ческих методах.

Систематизация объектов, явлений или понятийпресле­дует цель расположить их в определенном порядке и после­довательности, образующей четкую систему, удобную для пользования (Росстандарт регистрирует стандарты по порядку номеров, после которого в каждом стандарте указывается год его утверждения или пересмотра).

Кодированиепредставляет собой образование по опреде­ленным правилам и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющие заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов.

С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов максимально коротким способом, т.е. с помощью минимального числа знаков.

Классификация — это разделение множества объектов на классификационные группировки по сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с приня­тыми правилами.

Порядок проведения работ по классификации и кодиро­ванию информации регламентирован комплексом государ­ственных стандартов — Единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной инфор­мации (ЕСКК ТЭИ).

В зависимости от уровня утверждения и сферы приме­нения разрабатываются

классификаторы следующих кате­горий:

- общероссийский;

- отраслевые;

- предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.).

Примеры общероссийских классификаторов:

- ОК 001 – 93 «Общероссийский классификатор стандар­тов (ОКС)»;

- ОК 005 - 93«Общероссийский классификатор продук­ции (ОКП)»;

- ОК 007 - 93«Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)».

Унификация — это научно-технический метод опреде­ления и регламентации оптимальной и сокращенной номенк­латуры объектов одинакового функционального назначения. Унифицированным является изделие (деталь, узел, агрегат, конструктивный элемент,

технологический процесс и т.д.).

При унификации устанавливают мини­мально необходимое, но достаточное число типов, видов, типоразмеров, изделий, сборочных единиц и деталей, обла­дающих высокими показателями качества и полной взаи­мозаменяемостью.

Симпликация –форма стандартизации, цель которой - уменьшить число типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей.

При симпликации обычно исключают разновидности изделий, их составных частей и деталей, которые не являются необходимыми.

В объекты симпликации не вносят какие – либо технические усовершенствования.

Типизация конструкций изделий— разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, сборочных единиц и дета­лей.

При типизации не только анализируют уже сущест­вующие типы и типоразмеры

изделий, их составные части и детали, но и разрабатывают новые, перспективные, учи­тывающие достижения науки и техники и развитие про­мышленности.

Часто результатом такой работы является установление соответствующих рядов изделий, их состав­ных частей и деталей.

Типизация технологических процессов — разработка и установление технологического процесса для производ­ства однотипных деталей или сборки однотипных состав­ных частей или изделий той или иной классификационной группы.

Типизации технологических процессов должна предшест­вовать работа по классификации деталей, сборочных единиц и изделий и установлению типовых представителей, обла­дающих наибольшим числом признаков, характерных для деталей, сборочных единиц и изделий данной классифика­ционной группы.

Агрегатирование— принцип создания машин, оборудо­вания, приборов и других изделий из унифицированных стандартных агрегатов (автономных сборочных единиц), уста­навливаемых в изделии в различном числе и комбинациях.

При этом стремятся, чтобы из минимального числа типоразмеров авто­номных агрегатов можно было создать максимальное число компоновок оборудования.

Комплексная стандартизация (КС) — это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомер­ное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту КС в целом и его основ­ным элементам, так и к материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения опти­мального решения конкретной проблемы.

Она позволяет создавать комплексы согласованных между собой нормативно- техни­ческих документов по стандартизации, регламентирующих нормы и требования к взаимосвязанным (в процессе проек­тирования, производства или эксплуатации) объектам стан­дартизации.

Примеры межотраслевых систем стандартов, направленные на решение

крупных народнохозяйственных задач, обеспечивающих повышение эффективности производства качественной продукции:

- (ЕСКД) - единая система конструкторской документации;

- (ЕСТД) -единая система технологической документации;

- (ГСИ) –государственная система обеспечения единства измерения;

- (ССБТ) -система стандартов безопасности труда;

- (ЕСТПП) - единая система технологической подготовки производства;

- (ЕСПД) - единая система программной документации.

Опережающая стандартизация (ОС) — это стандар­тизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее планируемое время.

Опережение может относиться как к изделию в целом, так и к наиболее важным параметрам и показателям его каче­ства, методам и средствам производства, испытания и конт­роля и т.д.

Объектами ОС являются важнейшие виды продукции и процессы (нормы, характеристики, требования) при ста­бильной потребности в них и возможности изменения их в течение срока действия стандартов.

Нормы и требования должны быть оптимальными, при которых заданная цель достигается с минимальными затратами.

3.10 Основные положения и условия разработки стандартов

3.10.1 Стандарт – это целеособразное решение повторяющейся задачи для достижения определенной цели.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном ФЗ «О техническом регулировании».

Национальные стандарты (ГОСТ Р) разрабатываются для всех предприятий, организаций и учреждений страны, а также министерств (ведомств), других организаций

государственного управления РФ и органов местного управления в пределах сферы их

деятельности.

Национальные стандарты устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшие государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходимы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др.

Наши рекомендации