Речевые стратегии и речевые тактики

Способы в неявной форме подвести другого к нужной тебе цели, теме или реакции. Скрытая манипуляция то есть. Основное условие применения - сначала подстроиться, а потом и речь толкать...

Речевая стратегия относится к одним из важнейших социальных действий, характеризует личность в том или ином коллективе. В современном обществе, личность как речевой стратег выбирает и добивается для себя путь развития и продвижение по социальным уровням (социальный статус) имея различные речевые стратегии. Речевая стратегия может трансформироваться в зависимости от эмоциональных, физических или биологических воздействий на человека.

1.ТРЮИЗМ - обыкновенная истина. Используется часто для задания направления разговора или для входа в доверие.

- Класная погода, не правда ли...

- Да разве на одну пенсию/стипендию/зарплату проживешь?

2.ПРЕДПОЛОЖЕИЕ. Часто используется для внушения человеку мотива к действию, причем так, что отказаться сложно, ибо, когда связывают- ся два действия в одном выражении, то отказываясь от одного, как бы отказываешься и от второго, то есть нет прямого вопроса к самому действию. Используются различные словосочетания-связки.

- Сразу как ... то ...

- Если ... то ...

- В то время, как ...

Например

- Когда пойдешь на кухню, захвати чайник.

- Будешь гулять - купи хлеба.

3.ПРОТИВОПОЛОЖОСТИ. Используются для связки в логическую или временную последовательность ранее не связанных фраз и понятий.

- Чем ... тем ...

- Как только ... так ...

Например

- Чем быстрее вы успокоитесь, тем быстрее мы начнем.

- Чем лучше ты будешь учиться, тем легче тебе будет жить.

- Помогая другим - помогаешь себе.

Первая часть идет как побуждение к действию, а мотивом служит вторая часть, но не факт, что как только действие произойдет, то случиться то, чего ожидали (что-то начнется, жизнь облегчится и т.д.).

4.ВОПРОСЫ. Здесь в одном вопросе обычно содержится два. Первый идет как вспомогательный, а содержание второго весьма сомнительно, но ответить на второй сразу сложно. Он упускается. Связки:

- А вы заметили, что ...

- А вы поняли, что...

- Осознаете, что...

- Чувствуете, что...

Например

- А вы заметили, как вам идет этот костюм?

- Чувствуете, как с каждым моим словом вам становится все лучше?

- А вы понимаете, что успешность реформ в России зависит от количества внешних кредитов?

5.ЛОЖНЫЕ ВЫБОРЫ. Как бы добиться возможность выбрать, но не в виде "хотите ли вы это или то или вообще собираетесь ли вы выбирать?", а в виде "вам чаю, чаю или чаю?".

Например

- Вы договор подпишете сразу или сначала прочтете?

- Вам что взвесить?

- Вам джинсы сразу завернуть или желаете померить?

6.ВСЕ ВЫБОРЫ. В этом случае дается ряд выборов, но нужный выделяется различными способами: интонацией, положением, приорететом и т.д. Но запоминается, в основном, первая и последняя фраза!

Основные правила критики

Для критикующего:

1.Разговор критики должен состоять из 3х равных по времени частей:

1 часть – создание благоприятной атмосферы. (Вхождение в разговор)

2 часть – высказывание претензий.

3 часть – выход из разговора.

Любую коммуникацию (общение) заканчивать на положительном. Последнее запоминается.

2. Не говорите человеку, что он не прав. Не отвергайте с порога мнение, с которым вы не согласны.

3. Прежде чем, кого – то критиковать, вспомните, что у вас тоже есть недостатки.

4. Как только вы поняли, что не правы, постарайтесь, как можно раньше об этом сообщить.

5. Не требуйте от своего оппонента немедленного признания своих ошибок.

6. Критикуйте не личность, а поступок.

7. Критиковать нужно за конкретный поступок.

8. По возможности, не критикуйте публично.

9. Нельзя загонять в угол. Надо дать критикуемому спасти свой престиж.

10. Не уповайте на логику, если ваш оппонент эмоционально возбужден. Делайте психологические паузы, чтобы снизить температуру общения.

11. Помните, у вас есть только минута, чтобы быть услышанным.

12. Старайтесь предотвратить критику

1) Прежде чем критиковать, подумайте, чего вы этим добьетесь.

2) Создавайте человеку хорошую репутацию. Хвалите даже за незначительные хорошие поступки.

3) Умейте мотивировать людей.

4) Используйте разные формы критики.

Для критикуемого:

1. Первое, что стоит сделать тому, кого критикуют, чтобы снизить «болевой порог» критики: помнить, что критика — это знак того, что вас принимают всерьез, вас замечают — ведь вами недовольны, потому что от вас ждали большего.

2. Постарайтесь справедливо посмотреть на себя

3. Свой ответ на практические замечания начните примерно следующими словами: «Я полностью согласен(а) с критикой. Без сомнения, я мог(ла) бы сделать работу лучше (быстрее, без ошибок и т.п.). Благодарю за высокую оценку моих возможностей». Похожей фразой можно закончить свой ответ на критику.

4. Еще одна полезная сторона критики, которая помогает дать должную оценку позиции критикующего: если он хотя бы однажды делал это без свидетелей, то он действительно беспокоится о том, чтобы работа была выполнена как можно лучше. Если же критика звучит как гром среди ясного неба в присутствии коллег, хотя ранее была возможность критиковать наедине, значит критикующего мало беспокоит само качество работы. Для него важнее выступить перед коллегами и руководством в роли негодующего обличителя…

Коммуникативные барьеры.

Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её. Проще говоря, это то, что не даёт нам общаться. Понятное дело, что в зависимости от процесса возникновения, барьеры делятся на внешние и внутренние. Если углубляться в этот вопрос, то можно понять, что единой классификации не существует.

Внешние коммуникативные барьеры:

Внешними мы называем их потому, что виноваты в их появлении какие-либо обстоятельства, неподвластные беседующим людям. Самый главный, практически непреодолимый барьер, это физические условия, в которых происходит общение. К подобным барьерам могут относиться – плохие внешние условия (сильные шумы, погодные аномалии, постоянные обрывы телефонной связи и так далее), то есть то, что не зависит от воли людей. В такой ситуации приходится переносить время диалога и интервью, или менять место встречи.

Кроме того, можно выделить и барьер понимания: коммуникация невозможна при условии, что люди говорят на разных языках.

Внутренние коммуникативные барьеры:

Внутренние коммуникативные барьеры куда сложнее внешних, и бороться с ними надо долго и с усердием. Прежде всего, к таким проблемам относятся различные причины, мешающие объективному восприятию чужой речи. Это может быть отрицательное отношение к собеседнику (на личной почве), к его деятельности или результатам его труда, к каким-то раздражающим его чертам характера или внешнего вида собеседника. В таком случае, вместо объективной информации, журналист пользуется стереотипами, делающими смысл сказанного ложным. Попросту говоря, в статье он отразит не то, что сказал собеседник, а то, как он сам, воспринял сказанное. Для человека, работающего с информацией, крайне важно сохранять объективность даже в самых неприятных для него условиях. Достигается это со временем, в процессе работы и тренировок.

Важная психологическая проблема – отвлечение внимания. С вашей стороны важно заинтересовать собеседника, заставить его говорить о себе и о сторонних явлениях если не с удовольствием, то со знанием дела. Тогда внимание опрашиваемого будет приковано к теме разговора, а не к сторонним вещам.

Наши рекомендации