Основные правила построения модели
Математическую модель изображают в виде графа состояний. Элементы графа:
- кружки (вершины графа , ,…, ) – возможные состояния системы , возникающие при отказах элементов;
- стрелки – возможные направления переходов из одного состояния в другое .
Над/под стрелками указываются интенсивности переходов.
Примеры диаграмм графа представлен на рис. 2.16.
а) | б) |
Рисунок 2.16 – Примеры диаграмм графа состояний системы с восстановлением («восстанавливаемый элемент») (а) и системы без восстановления («невосстанавливаемый элемент») (б)
На рис 2.16 введены следующие обозначения:
- – работоспособное состояние;
- – состояние отказа.
Граф состояний отражает конечное (дискретное) число возможных состояний системы , ,…, . Каждая из вершин графа соответствует одному из состояний.
Для описания случайного процесса перехода состояний (отказ/ восстановление) применяют вероятности состояний
, , … , , … , ,
где – вероятность нахождения системы в момент в состоянии, .
Очевидно, что для любого
(2.42)
По графу состояний (рис. 2.17) составляется система обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка (уравнений Колмогорова-Чепмена), имеющих вид
. (2.43)
Рисунок 2.17 – Диаграмма графа состояний
В общем случае, интенсивности потоков и могут зависеть от времени .
При составлении дифференциальных уравнений пользуются простым мнемоническим правилом:
а) в левой части – производная по времени от ;
б) число членов в правой части равно числу стрелок, соединяющих рассматриваемое состояние с другими состояниями;
в) каждый член правой части равен произведению интенсивности перехода на вероятность того состояния, из которого выходит стрелка;
г) знак произведения положителен, если стрелка входит в рассматриваемое состояние, и отрицателен, если стрелка выходит из него.
Чтобы решить систему дифференциальных уравнений для вероятностей состояний , , … , , … , необходимо задать начальное значение вероятностей , , … , , … , , при , сумма которых равна единице:
Если в начальный момент состояние системы известно, например, , то , а остальные равны нулю
.