Критерии оценивания практических (лабораторных) работ обучающихся
Критерии оценки "5":
- правильно определил цель работы;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил необходимое оборудование, всю работу провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы.
- в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- работу осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Критерии оценки "4" соответствуют требованиям к оценке "5", но имеет место нарушения:
- работу проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Критерии оценки "3":
- правильно определил цель работы;
- работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
- подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения работы были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
- работа проводилась в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
- допускает грубую ошибку в ходе работы (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Критерии оценки "2":
- не определил самостоятельно цель опыта;
- выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; - опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
- допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
Правила техники безопасности в кабинете микробиологии.
1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для студентов, работающих в кабинете.
2. Пребывание студентов в помещении кабинета разрешается только в присутствии преподавателя.
3. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с ведома преподавателя микробиологии.
4. В кабинете микробиологии запрещается: принимать пищу и напитки, загромождать проходы сумками, выносить из кабинета и вносить в него любые вещества и предметы без разрешения преподавателя, шуметь. Личные вещи держать в отведенном для этого месте.
5. Работы, производимые в кабинете микробиологии, требуют строгого соблюдения правил техники безопасности, нарушение которых может стать причиной несчастных случаев, повлечь за собой тяжелые последствия.
6. В кабинете микробиологии необходимо иметь инструкции по технике безопасности для работающих с учетом специфики и характера проводимых исследований.
7. Все студенты не допускаются к работе до тех пор, пока они не пройдут собеседование и инструктаж по правилам техники безопасности.
8. В кабинете преподаватель назначает ответственного по технике безопасности.
9. Кабинет должен удовлетворять определенные санитарно-гигиеническим требованиям.
10. Каждый студент должен иметь закрепленное за ним рабочее место. Кабинет должен содержаться в идеальной чистоте. Уборку необходимо проводить регулярно и только влажным способом.
11. Доступ к окнам в кабинет должен быть свободный, а сами окна оборудованы легко окрашивающимися фрамугами или форточками, что обеспечивает в случаях необходимости сквозное проветривание.
12. Работать в спецодежде (халат, колпак или косынка, перчатки).
13. Не допускать загрязнения рук, одежды инфицированным материалом.
14. Перед работой необходимо дезинфицирующим раствором протереть поверхность посуды, в которой находится инфицированный материал и поместить её в кювете.
15. При необходимости сохранения материала для проведения дополнительных исследований следует поместить его в специальные сейфы – холодильники, которые можно закрыть и опломбировать.
16. По окончании работы столы необходимо обработать дезинфицирующими средствами. Перчатки обрабатывают этими же средствами, а затем теплой водой с мылом. Дезинфекционные работы необходимо проводить в резиновых перчатках!
17. Инструменты после использования должны обезвреживаться прокаливанием в пламени, кипячением, дезинфицирующими средствами и другими способами.
18. Все использованные материалы с микроорганизмами, использованные микробные культуры необходимо сразу обеззараживать дезинфекцией и только после этого мыть лабораторное оборудование.
19. При работе с инфицирующим материалом особенно следует заботиться о безопасности глаз.
20. Чтобы предотвратить рассеивание инфицированным материалом во внешней среде необходимо строго соблюдать правила техники безопасности при работе с ним.
21. Уборка рабочих мест производится в соответствии с указаниями преподавателя. Студенты должны привести своё рабочее место в порядок, сдать оборудование и реактивы преподавателю.
22. По окончании работ обязательно вымыть руки с мылом.
Правила техники безопасности изучил\а, обязуюсь их выполнять ___________________
Подпись.
Содержание
1. Лабораторная работа № 1 Тема: Изучение устройства микроскопа и овладение техникой микроскопирования.
2. Лабораторная работа № 2 Тема: Приготовление препаратов в живом и окрашенном виде из различных культур микроорганизмов. Микроскопирование бактерий, плесневых грибов, дрожжей.
3. Лабораторная работа № 3 Тема: Выращивание микроорганизмов на питтельных средах.
4. Лабораторная работа № 4 Тема: Определение бактериальной обсемененности пищевых продуктов.
5. Лабораторная работа № 5 Тема: Санитарно-микробиологический контроль предприятий методом смывов.
6. Практическая работа № 1 Тема: Сравнительная хараетеристика морфологических и физиологических свойств основных групп микроорганизмов.
7. Практическая работа № 2 Тема: Решение ситуационных задач по теме: «Микробиология важнейших пищевых продуктов».
8. Практическая работа № 3 Тема: Решение ситуационных задач по теме: «Гигиеническая характеристика факторов внешней среды и требования к благоустройству предприятий общественного питания».
9. Практическая работа № 4 Тема: Разбор данных санитарно-бактериологического анализа готовых блюд и кулинарных изделий.
10. Практическая работа № 5 Тема: "Анализ расследования пищевых отравлений."
Информационные источники
Основные источники:
1. Мартинчик А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 352 с.
2. Рубина Е.А. Микробиология, физиология питания, санитария: учебное пособие / Е.А. Рубина, В.Ф. Малыгина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 240 с.
Дополнительные источники:
1. Богатырева Е.А. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: учеб. пособие/ Богатырева Е.А. , Толчкова Л.П., Соколова С.В., Елепин А.П. –М: Академкнига, учебник, 2005 -185 с.
2. Рубина Е.А. Санитария и гигиена питания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е.А. Рубина -2-е изд, перераб и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.
Интернет-ресурсы:
1. ЭБС «Znanium.com»: Рубина Е.А. Микробиология, физиология питания, санитария: учебное пособие / Е.А. Рубина, В.Ф. Малыгина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 240 с. - (Профессиональное образование). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=503099
2. Справочно-правовая система России «КонсультантПлюс». Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01" с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Справочно-правовая система России «КонсультантПлюс». СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Справочно-правовая система России «КонсультантПлюс». СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Справочно-правовая система России «КонсультантПлюс». СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
6. Справочно-правовая система России «КонсультантПлюс». СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий противсинантропных членистоногих» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7. Справочно-правовая система России «КонсультантПлюс».СП 3.5.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Справочно-правовая система России «КонсультантПлюс». СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству систем питьевого водоснабжения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Тема: Изучение устройства микроскопа и овладение техникой микроскопирования.
Актуализируются в работе ПК и ОК:
ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Цель:Изучить устройство микроскопа и правила работы с ним.Научиться микроскопировать микробиологические препараты в лабораторных условиях.
Материально-техническое оснащение рабочего места обучающегося:
Рабочее место студента соответствует требованиям стандарта и БЖД
Оснащение:
· методические указания для выполнения лабораторной работы
· микроскоп лабораторный биологический,
· гистологические препараты.
Правила техники безопасности при выполнении работы:
При выполнении работы строго соблюдать правила техники безопасности.
Студенты должны соблюдать правила личной гигиены и профилактики, бережно относиться к лабораторному оборудованию и аппаратуре, особенно к микроскопу. Чтобы предотвратить рассеивание инфицированным материалом во внешней среде необходимо строго соблюдать правила техники безопасности при работе с ним.
Необходимо строго выполнять правила работы с микроскопом. При работе с микроскопом его вынимают из футляра и переносят к рабочему столу, держа его одной рукой за ручку штатива, а другой - за ножку штатива. Наклонять микроскоп в сторону нельзя, так как при этом окуляр может выпасть из тубуса.
По окончании занятий необходимо привести в порядок рабочий стол, протереть и убрать микроскоп, тщательно вымыть руки и снять халат.
Ход работы:
1. Изучение устройства микроскопа.
2. Ознакомление с правилами работы с микроскопом.
3. Микроскопирование гистологических препаратов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
Размеры микроорганизмов настолько малы, что не позволяют рассмотреть их невооруженным глазом. Поэтому для их изучения пользуются специальными оптическими приборами, которые называются микроскопами.
Основной технической характеристикой микроскопов является разрешающая способность - минимального рассмотрения предмета, на котором они не сливаются в одну точку и предмет виден отчетливо.
В лабораторной практике и в учебных целях для исследования бактерий, плесневых грибов, простейших наиболее широко используют биологические микроскопы.
Биологический иммерсионный микроскоп - это оптический прибор, позволяющий получить действительное увеличение, обратное изображение предмета в проходящем свете. Биологические микроскопы применяют для рассмотрения прозрачных препаратов в проходящем луче света при увеличении от 56 до 1350 раз.
Биологический микроскоп состоит из двух частей: механической и оптической.
Механическая часть включает:
1. Штатив. Нижняя часть является опорой микроскопа, верхняя - тубусодержателем.
2. Тубус с револьверной головкой. Тубус подвижно закреплен в гнезде револьвера относительно вертикальной оси. В нижней части находится призма, преломляющая оптическую ось микроскопа под углом 450 С к горизонтальной плоскости. В верхний конец тубуса вкладывают сменные окуляры. Револьвер в нижней пластине имеет 3-4 отверстия для объективов. При вращении пластины вокруг своей оси любой объектив можно подвести под тубус.
3. Макро- и микрометрические винты. Макрометрические винты используют для начальной наводки на фокус. Один оборот его соответствует линейному перемещению тубуса на 20мм. Микрометрический винт - для тонкой фокусировки, каждое деление соответствует передвижению тубуса на 0,002мм.
4. Предметный столик. Имеет в центре отверстие для прохождения лучей. Столик можно перемещать в горизонтальной плоскости на 8 мм двумя винтами, находящимися справа и слева. Два зажима на поверхности столика служат для закрепления препарата.
Рис. 1. Микроскоп биологический МБИ-1: 1. объективы; 2. окуляр; 3. конденсор; 4. зеркало; 5. тубус; 6. тубусодержатель; 7. предметный столик; 8. «револьвер», 9. клемма, 10. макровинт; 11. микровинт; 12. винт конденсора; 13. ножка |
Оптическая часть включает:
1. Осветительный препарат состоит из зеркала и конденсора с ирисовой диафрагмой, предназначенный для равномерного распределения света в поле зрения.
2. Объектив. Состоит из системы линз, помещенных в металлическую оправу. От него зависит увеличение, разрешающая способность и качество изображения. Микроскопы снабжены тремя съемными объективами с собственным увеличением 8х, 40х, 90х, обозначенными на металлической оправе.
3. Окуляр. Состоит из 2 линз, диафрагмы. Окуляр увеличивает изображение. Окуляр имеет собственное увеличение 5х, 6х, 7х, 10х, 12х, 15х, 20х, что указано на оправе. Осветитель используется для искусственного освещения при работе с микроскопом. Для того, чтобы определить общее увеличение используемой оптической системы, необходимо умножить увеличение объектива на увеличение окуляра. Например, применяя объектив 8х и окуляр 10х получаем общее увеличение микроскопа, равное 80.
Правила работы с микроскопом:
Приступая к работе с микроскопом, необходимо знать правила обращения с ним.
1. Микроскоп вынимают из футляра и переносят к рабочему столу, держа его одной рукой за ручку штатива, а другой - за ножку штатива. Наклонять микроскоп в сторону нельзя, так как при этом окуляр может выпасть из тубуса. Перед работой удаляют мягкой тканью пыль с механических и оптических частей микроскопа, не касаясь пальцами линз.
2. На рабочем столе микроскоп помещают ручкой к себе на расстоянии 3-5см от края стола.
3. Настраивают освещение: а) поднимают до упора конденсор, открывают диафрагму, устанавливают плоское зеркало; б) опускают объектив малого увеличения (8х) на 0,5см от предметного столика, вращая зеркало. При этом необходимо отрегулировать освещение так, чтобы поле зрения было освещено равномерно и ярко.
4. На предметный столик помещают исследуемый препарат и закрепляют его клеммами.
5. Сначала препарат рассматривают с объективом 8х, затем переходят к большим увеличениям. При работе с объективом 8х расстояние между объективом и препаратом должно быть около 9 мм, с объективом 40х- 0,6мм, с объективом 90х -0,15мм.
6. Тубус микроскопа необходимо опустить вниз к препарату с помощью макрометрического винта осторожно, наблюдая за объективом сбоку и приблизить его к препарату (не касаясь его) на расстояние, меньше рабочего. Затем, глядя в окуляр, медленно вращая макрометрический винт, поднимать тубус до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение изучаемого объекта. После этого вращением микрометрического винта (не более, чем на половину оборота в ту или другую сторону) необходимо добиться четкого изображения изучаемого объекта. При работе с иммерсионным объективом на препарат предварительно наносят каплю иммерсионного масла, и, глядя сбоку, опускают осторожно тубус микроскопа макрометрическим винтом так, чтобы линза объектива погрузилась в каплю масла. Затем, глядя в окуляр, тем же винтом медленно поднимают тубус до тех пор, пока не увидят изображение. Точную фокусировку производят микрометрическим винтом.
7. Препарат рассматривают в нескольких местах, передвигая предметный столик боковыми винтами или препарат вручную.
8. Степень освещенности регулируют, опуская и поднимая конденсор.
9. Во время микроскопирования нужно оба глаза открытыми и пользоваться ими попеременно.
10. После окончания работы следует снять препарат с предметного столика, опустить конденсор, поставить под тубус объектив 8х. При работе с объективом 90х необходимо мягкой тканью удалить иммерсионное масло с фронтальной линзы и убрать микроскоп в футляр.
Задание 1. Изучение устройства микроскопа.
Алгоритм выполнения.
Изучите устройство микроскопа и дайте ответы на следующие вопросы:
1. Из каких двух частей состоит микроскоп лабораторный биологический?_______________________________________
2. Механическая часть микроскопа включает:_______________________
________________________________________________________
3. Оптическая часть микроскопа включает:_________________________
________________________________________________________
4. Что является опорой микроскопа?_______________________________
________________________________________________________
5. Верхняя часть микроскопа называется___________________________
6. Для чего используют макро- и микрометрические винты?__________
________________________________________________________ ___________________________________________________
7. Два зажима на предметно столике служат для ____________________
________________________________________________________
8. Осветительный аппарат включает:______________________________
____________________________________________________________
9. Объектив сотоит из___________________________________________
____________________________________________________________
10. От объектива зависит_________________________________________ ____________________________________________________________
11. Окуляр состоит из____________________________________________
____________________________________________________________
12. Укажите основные детали микроскопа.
__________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ ___________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ |
Задание 2. Ознакомление с правилами работы с микроскопом.
Алгоритм выполнения.
Изучите правила работы с микроскопом и кратко опишите их.
________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Овладение техникой микроскопирования.