В русском языке есть большая группа глаголов, которые обозначаютдействие, происходящее само по себе, без действующего лица (или предмета)
2. Они называются безличными.
В предложениях безличные глаголы обычно бывают сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащего:
По ночам подмораживало. Лодырю всегда нездоровится.
С моря веет прохладой. За окном гремело.
Безличные глаголы могут обозначать:
O явления природы;
O состояние человека;
O желание, возможность, необходимость действия.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Во множественном числе глаголы по родам не изменяются
2. Двоеточие ставится между простыми предложениями в составе бессоюзного при следующих условиях:
1. Второе предложение называет причину того действия, о котором говорится в первом. Между предложениями возможна постановка союза “потому что”: Пускаться плыть теперь беда: (потому что) мой челн не крепок, весла ломки(В.Жуковский).
2. Второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого. Возможна постановка между предложениями слова “а именно”: Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына (а именно): он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом (А.Толстой).
3. Второе предложение дополняет содержание первого. Возможна постановка между предложениями союза “что”. В первом предложении сказуемое часто выражено глаголом восприятия - увидел, услышал, почувствовал и т.п.: В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил: (что) почти вся она за эту ночь пожелтела (К.Паустовский).
4. Пропущены глаголы восприятия. Возможна их постановка между предложениями: Я вернулся в комнаты (и почувствовал):в них было тепло, сонно (К.Паустовский); Леонтьев услышал свист крыльев, поднял голову (и увидел): с лесных болот летели дикие утки (К.Паустовский).
Билет № 19
1.
Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например: сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. |
Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам и имеют такие же падежные окончания: синеющая (и.п.), синеющей (р.п.), синеющую (в.п.), о синеющей (п.п.); решенный (вопрос) – решенные (вопросы); улыбающийся (мальчик) – улыбающаяся (девочка) – улыбающееся (дитя). В предложениях причастия обычно согласуются с именами существительными и выступают в роли определения: |
Причастия, как и глаголы, сохраняют: значение действия: идущий по реке пароход – пароход, который идет по реке; брошенный в корзину мусор – мусор, который бросили в корзину; возвратность / невозвратность: озарявшийся – озарявший; вид (совершенный и несовершенный): придуманный – думавший; время (настоящее и прошедшее): называющий, сохраняемый – называвший,сохраненный. |
2.
Тире ставится между простыми предложениями в составе бессоюзного при следующих условиях:
1.Второе предложение являет собой следствие первого. Между предложениями возможна постановка союзов "поэтому" или"так что": Резкий воздух омыл лицо холодной водой - (поэтому) сон сразу прошел (К.Паустовский).
2.Первое предложение обозначает время или условие действия второго предложения. В первом предложении возможна постановка слов “когда” или “если”:(Если) В путь собираешься - разузнай дорогу (пословица).
3.Простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены по смыслу. Возможна постановка союза “а”: Труд человека кормит - (а) лень портит (Пословица).
4.Редко встречаются следующие случаи постановки тире:
а)содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго: ...Посмотрит - рублем подарит (Н.Некрасов);
б)предложения рисуют быструю смену событий: Вдруг мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал
Билет № 20
1.
Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола, обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру) действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав? Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия. |
Как и глаголы, деепричастия бывают: несовершённого и совершённого вида: набирая (что делая?) – набрав (что сделав?); переходными и непереходными: переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну; возвратными и невозвратными: раскачиваясь – раскачивая , нагнувшись – нагнув; Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён существительных и поясняться наречиями: согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко. |
Так же, как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении выступают в роли обстоятельств, поясняющих глагол – сказуемое. |
Даптер бар
Билет № 21
1. Имя существи́тельное (или просто существительное) — самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего,дополнения[1] и именной части сказуемого. В русском языке — самостоятельная часть речи, обозначающаяпредмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.
Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (стол, стена, окно,ножницы, сани), лиц (ребёнок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки, кислота),живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука, бактерия, вирус, микроб), фактов,событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).
Существительное коротко обозначается сущ.
Даптер бар
Билет № 22
3. Наречие (термин образован калькой с лат. adverbium) — неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия или качества. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?», «в какой степени?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.
Даптер бар
Билет № 23
1.Междометие — часть речи, включающаянеизменяемые слова, обычно морфологически нечленимые и выступающие в речи как односоставныепредложения, служащие для выраженияэмоций (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость, боль, отвращение, недоумение и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций, не называя их. Междометия тесно связаны созвукоподражанием, но являются отдельной частью речи, и выступают какслова-сигналы, используемые для выражения требования, желания, побуждения к действию, а также для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности. Звукоподражание различным природным явлениям, животным и т. д. изучает раздел лингвистики — ономатопея (идеофон).
Изучению междометий уделяли внимание многие известные лингвисты. Всё многообразие высказанных в разное время точек зрения может быть сведено к трём.
· Междометие — это разнородный по составу синтаксический класс, стоящий вне деления слов по частям речи.
· Междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно.
· Междометия входят в круг частей речи, а внутри последнего — в разряд «частиц речи» наряду с предлогами и союзами.
Заместительные функции междометий и их живые связи со словами разных частей речи активно изучаются в современной лингвистике
5.даптер бар
Билет № 24
1. Предло́г — служебная часть речи, обозначающая отношение между объектом и субъектом, выражающаясинтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связанными с управляющим компонентом словосочетания.
Данная часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловлена неоднородность предлогов. В течение XIX—XX веков наблюдается непрерывное пополнение состава производных предлогов. Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения — объективные, причинные, целевые и т. д. В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке XIX века публицистической и научной речи.
Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения. Предлог через, выражая пространственные (через горы) и временные (через века) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи). Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например для, по, а.
2,даптер бар
Билет № 25
1. Союз - это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также (это относится лишь к некоторым союзам) связь между словоформами в составе простого предложения. При помощи большинства союзов дифференцируется синтаксический вид связи – ее сочинительный или подчинительный характер. Оформляя связь, союз в то же время выполняет квалифицирующую функцию: он обозначает – с разной степенью конкретизации – отношения между соединяемыми предложениями или их членами.
То значение отношения, которое является грамматическим значением союза как части речи, сближает его с предлогами и частицами, а также с вводными (модальными) словами.
2.
Билет № 26
1. Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.
2. Определённо-личные предложения — односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи — говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.
Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти,идёмте,будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите.
Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащие я, мы, ты, вы. в. з.
Билет № 27
1.
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов: |
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов: |
2. Целью высказывания является сообщение, вопрос или побуждение. В соответствии с этим простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения:
· простое: Капельки осеннего тумана по стволам бегут ручьями слёз.(Д.Кедрин.)
· сложное:Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна. (А. Сурков.)
Вопросительные предложения:
· простое: Что вам всем нужно для счастья? (Р. Рождественский.)
· сложное: Помните те серьги, что Чайковский подарил девочке Фене?(К. Паустовский.)
Побудительные предложения:
· простое: Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет. (С. Маршак.)
· сложное: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. (С. Маршак.)
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения различаются использованием специальных слов и форм слов.
Вопрос часто оформляется вопросительными частицами (разве, неужели ли) и вопросительными местоимениями (кто, что, какой, чей, где, куда и др.). Вопросительные частицы не являются членами предложения, а вопросительные местоимения выполняют роль членов предложения.
Побудительные предложения обычно имеют один главный член – сказуемое, выраженное глаголом в форме повелительного наклонения.
Билет № 28
1. Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Примечания.
1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
- де - — надеть, переодеть;
- ня - — занять, нанять, отнять;
- пт - — птенец, пташка, птица;
- сяг - — присяга, досягать, посягать;
- у - — разуть, обуть;
- ул - — улица, переулок;
- й - — войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.
2.Наклонение – глагол может употребляться в формах трёх наклонений (изъявительного, условного, повелительного).
а) В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам.
Я читал, я читаю, я буду читать.
б) В условном наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях.
Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её.
- Форма условного наклонения включает глагол в форме прошедшего времени и частицу бы, которая пишется отдельно от глагола и может стоять в любом месте простого предложения.
Ср.: Если вы дадите мне эту книгу, я бы прочитал её; Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её.
- Глагол в форме условного наклонения изменяется по числам и родам (в единственном числе).
Он имел бы; она имела бы; оно имело бы; они имели бы.
Билет № 29
1. Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для
образования разных форм одного и того же слова, а также для
связи слов в словосочетании и предложении:
В неизменяемых словах нет окончаний:
кофе, ателье, сегодня, завтра.
В изменяемых словах окончание может быть и нулевым.
Нулевое окончание – это морфема, которая не выражена звуками
(или буквами). Такое окончание выявляется только тогда, когда в других
формах того же слова есть окончание, выраженное звуками (буквами):
Основа изменяемого слова – это часть слова без окончания:
В основу не входят и формообразовательные суффиксы:
Основа выражает лексическое значение слова. Основа неизменяемого
слова – всё слово:
2Назывные или номинативные предложения — это тип односоставных предложений, главный член которых выражен формой именительного падежа существительного или словосочетания, включающего именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимений, обычно в разговорной речи: Вот и я!. Их смысл — сообщение о событии, наличии какого-либо явления или действия. Могут в русском языке стоять только внастоящем времени, в других временах им соответствуют двусоставные с глаголом «быть»: Ночь. — Была ночь.[1]
Билет №30
1.
К числу разносклоняемых имен существительных относятся десять существительных на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, которые склоняются по-особому.
- Во всех падежах, кроме именительного и винительного падежа единственного числа, существительные на-мя имеют на конце основы -мен.
- В родительном, дательном, предложном падежах единственного числа эти существительные оканчиваются на -и (как и существительные третьего склонения).
- Существительные бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа. Остальные шесть слов склоняются во множественном числе по второму склонению, лишь слова семя, стремя в родительном падеже множественного числа имеют форму на -ян: семян, стремян.
Разносклоняемыми являются и существительные путь и дитя. Существительное путь имеет особые формы лишь в единственном числе (пути, пути, путь, путем, о пути), а во множественном числе оно склоняется по типу слова кость (т.е. по III склонению).
Существительное дитя имеет особые формы в единственном числе (дитяти, дитяти, дитя, дитятею, о дитяти) и в творительном падеже множественного числа (детьми).
134.