Само по себе Гурбани (Божественное Слово) есть НАМ.

a) Гурбани само по себе есть НАМ:

“Гурмукх бани нам хаи, нам ридаи васайе.”

(Саранг ки Вар-паури, с-1239)

В переводе:

“Высочайшее Слово Гуру — Имя (Господа),

Я лелею его в своем сознании.”

b) Выражение “НАМ Джапо” означает призыв вспомнить о Боге и вызвать ощущение Его присутствия в своем сознании. Все методы медитации погружают преданного в присутствие Бога, но согласно Гурбани, Хари Киртан, музыкальная рецитация Гурбани, представляет собой высшую форму медитации. Она выводит сознание человека на высший уровень, погружая его в присутствие Бога:

“Хар кират утам Нам хаи вич калюг карни сар.”

(Канре ки Вар Мохалла 4, с-1314)

В переводе:

“Хвала Господу и повторение Имени

В кали-югу является делом святым и благородным.”

c) Гурмат разъясняет, что рецитация слова “Хар, Хар...” есть НАМ Джапна:

“Хар хар хар хар нам хаи гурмукх паваи коеи.”

(Канре ки Вар Мохалла 4, с-1313)

В переводе:

“Бог (Вахегуру), Бог, Бог, Имя Бога,

Мало кто благословен милостью Гуру.”

d) Спасение не может быть достигнуто без НАМ. Иными словами, все, что обеспечивает спасение, есть НАМ. Поскольку Гурбани открывает путь к спасению, Гурбани есть НАМ:

“Сачи бани митхи амритдхар

Джинх пити тис мокхдвар.”

(Малар Мохалла 1, с-1275)

В переводе:

“Истинное Бани — сладостный нектар;

Кто бы ни посвятил себя ему, обретает спасение.”

“Сачи бани сион дхаре пияр

Тако паваи мокхдвар.”

(Дханасари Мохалла 1, с-661)

В переводе:

“Всякий преданный Вечному Бани

Обретет освобождение.”

Таким образом, становится совершенно ясно и очевидно, что любая форма рецитации Гурбани, возможно, просто внимательное чтение с преданностью или медитация на любой сабад Гурбани, или Киртан, в полной мере рассматривается как Нам Джапна (медитация на НАМ), то есть способствует пробуждению присутствия Бога в человеческом сознании.

Здесь стоит упомянуть о том, что существуют небольшие секты, которые вводят неопытных сикхов в заблуждение по поводу Гурбани и НАМ. Лидеры этих сект настойчиво внушают неопытным сикхам: “Гурбани предписывает медитировать на НАМ, но Гурбани — это не НАМ. Вступай в нашу секту, мы дадим тебе НАМ.” Затем они, прошептав новичку на ухо несколько отрывочных фраз из Гурбани, говорят, что это и есть НАМ и просят никому их не разглашать; если же новообращенный новичок раскроет кому-либо это НАМ, на его голову якобы падет проклятие. Таким путем эти лидеры и открывают свою лавочку (сектантские культы). А неопытные сикхи и другие ищущие поддаются соблазну и попадают в число их паствы. Поэтому сикхам следует тщательно остерегаться подобных сект. Люди, пытающиеся утверждать, что Гурбани — это не НАМ, либо введены в заблуждение, либо сами являются обманщиками. Согласно Гурмату (учению Гуру), Гурбани — это все:

Гурбани есть НАМ: “Гурмукх бани Нам хаи...”

(Саранг ки Вар-паури, с-1239)

Гурбани есть Гуру: “Бани Гуру, Гуру хаи Бани...”

(Нат Мохалла 4, с-982)

В переводе:

“Божественное Слово есть воплощение Гуру,

а Гуру есть воплощение Слова.”

Гурбани есть Ниранкар: “Вах вах бани ниранкар хаи

Тис дживад авар на кои.”

(Слок Мохалла 3, с-515)

В переводе:

“Вах, вах Бани есть Единый Не имеющий форм;

Нет равновеликого Ему.”

Гурбани есть всякое Над* и Вед** :

“Сабх над бейд гурбани Ман рата саранг пани.”

(Рамкали Мохалла 1, с-879)

В переводе:

“Слово Гуру есть Нада, Слово Гуру есть Веда,

Ибо через него тебя наполняет Господь Вселенной.”

Таким образом, именно НАМ в конечном счете приводит человека к Вечному Блаженству. Для того, чтобы обрести в сознании Бога, необходимо войти в контакт с НАМ, но ни один человек без помощи Гуру не может достигнуть НАМ и обречен странствовать во тьме.

“Если бы появилась сотня лун,

Если бы взошла сотня солнц,

Все же, не будь Гуру,

Стояла бы полная тьма.”

(Аса ди Вар, Мохалла 2, с-463)

“Пусть ни у кого в мире не остается сомнений:

Без Гуру невозможно быть спасенным.”

(Гаунд Мохалла 5, с-864)

“В эту эпоху нечестья НАМ сокрыто;

Хотя Господь наполняет все сердца,

Бриллиант НАМ становится явным только

в сердцах тех,

Кто ищет прибежища у Гуру.”

(Парбхати Мохалла 3, с-1334)

“Все повторяют Имя Бога, но Он недоступен;

Но когда по Милости Гуру

Бог приходит и поселяется в сознании, —

Только тогда жизнь человека становится плодотворной.”

(Гуджри Мохалла 3, с-491)

КОНЦЕПЦИЯ ГУРУ

Концепция Гуру в сикхизме уже была объяснена в предыдущих главах. Некий йог спросил Гуру Нанака, кто такой Гуру. Тот ответил: “Гуру — это Слово.”1 Бог, сделав Гуру Нанака Своим помазанником, передал ему Свое Слово, Свою Мудрость (Логос), и потому личность Гуру полностью стала персонификацией Слова. Гуру ясно дал понять, что его человеческое тело не есть Гуру, и ученик не может обрести близости к Мастеру посредством внешнего созерцания его облика или внешнего же исповедания веры в него. Подлинный Гуру — это свет Слова в его сердце, и ученик должен приблизиться к нему с открытым сознанием, чтобы воспринять Его Свет.

КРЕЩЕНИЕ В СИКХИЗМЕ

НАМ — это непочатый источник, возвращающий человека в Непроявленное. Гуру — единственный Канал, соединяющий с НАМ. Согласно Гурмату, Бриллиант НАМ становится явным только в сердцах тех, кто находит прибежище у Гуру.

Как найти прибежище у Гуру?

Когда мы приходим к Гуру, он дает нам Божественное Имя — НАМ. Мы медитируем на полученное от Гуру НАМ, и оно возвращает нас к нашему истоку — к Всемогущему.Как мы приходим к Гуру?

В сикхизме существует один-единственный путь, ведущий к Гуру, — крещение. Каждый сикх должен принять от Пяти Возлюбленных (Пандж Пьяре) паухал или амрит (нектар). После этого он и становится сикхом Гуру — гурувала. Не принявший крещения сикх остается человеком, не имеющим Гуру, — нигура.

“Нигуре ка хаи нау бура.”

(Раг Аса Мохалла 3 Пати, с-435)

В переводе:

“Человек, не имеющий Гуру, известен

как плохой (злой) человек.”

Любой человек может повторять Имя Бога, но Его невозможно достигнуть путем простого повторения Имени. Только когда Милостью Гуру НАМ поселяется в сознании, медитация становится плодотворной. Без Милости Гуру сикх не может достигнуть своей цели — спасения. В поисках Милости Гуру мы должны прийти к нему, а это возможно сделать только через крещение.

“Рам Рам сабх ко кахаи кахиаи рам на хои

Гурпарсади Рам ман васаи та фал паваи кои.”

(Гуджри Мохалла 3, с-491)

В переводе:

“Все повторяют Имя Бога, но Он недоступен;

Но когда по Милости Гуру

Бог приходит и поселяется в сознании, —

Только тогда жизнь человека становится плодотворной.”

Возникает вопрос: не существует ли для сикха какого-либо другого способа достигнуть спасения?

Нет, говорит Гурмат, другого пути к спасению не существует. Этот мир — не что иное, как огромный и бурный океан майи (материальной иллюзии). Чтобы встретиться с Возлюбленным Богом, сикх должен пересечь этот океан. Океан кажется бескрайним; на пути возникают бесчисленные препятствия. Для того, чтобы переправиться через это бурное и полное опасностей море, необходим прочный корабль. Таким кораблем является только Гуру, Божественный Свет. Для того, чтобы попасть на корабль Гуру, сикху нужен паспорт, а этот паспорт и есть крещение.

“Бхавджал бикхам дравно на кандхи на пар

На бери на тулха на тис вандж малар

Сатгур бхаи ка боихтха надри пар утар.”

(Шри Раг Мохалла 1, с-59)

В переводе:

“Страшен океан мира; он опасен, огромен;

нет у него ни берега, ни конца;

Ни лодки, ни плота, ни весла, ни перевозчика;

Но у истинного Гуру есть корабль,

пригодный для сурового океана,

И тот переправится через океан, на кого

он взирает с любовью.”

Церемония крещения начала практиковаться еще первым Гуру. Люди, ставшие сикхами Гуру, получили от него крещение. Человек не становится автоматически сикхом Гуру только потому, что посещал проводимые последним собрания. От первого до десятого Гуру обряд крещения состоял в принятии Чаранпаухала; палец или ступни Гуру окунались в воду, которую затем давали преданному выпить, и при этом Гуру произносил Гурмантар (Слово). После создания Хальсы десятый Гуру изменил традицию, возложив осуществление этой церемонии на Пятерых Возлюбленных. С тех пор всякий человек, принимающий религию Гуру (сикхизм), получая крещение, принимал статус Хальсы (слова “сикх” и “Хальса” стали синонимичными). Гуру разослал предписания всем сикхам принять крещение и вступить в орден Хальсы. Гуру Гобинд Сингх первым принял крещение от Пяти Возлюбленных. Поэтому каждому сикху следует уяснить себе: для того, чтобы войти в состав паствы Гуру и снискать его милость, он должен получить крещение от Пяти Возлюбленных. Только после этого его спиритуалистические устремления окажутся плодотворными. Начиная с Гуру Нанака и вплоть до Гуру Гобинд Сингха все называвшие себя сикхами Гуру всегда получали от своего Гуру крещение. Таково повеление Гуру: каждый сикх должен пройти обряд крещения. Только выполнив это повеление, человек может быть принят Гуру:

“Хукам маниаи ховаи парван та кхасмаи ка махал паиси.”

(Аса ди Вар, паури 15, с-471)

В переводе:

“Повинуясь Его повелению, человек бывает допущен

И попадает в чертоги своего Учителя.”

Крещение представляет собой только начало пути к достижению духовной цели. Праведная и освящаемая религиозной верой жизнь, согласно Гуру Рахит Марьяда (кодексу поведения), должна стать повседневной практикой. Правила кодекса включают в себя духовное пробуждение, добросовестное исполнение своего долга, смирение, воздержанность и милосердие. Одна только внешняя сторона веры, без следования на практике кодексу поведения, не приведет ученика к реализации его духовной цели. Приняв крещение, проявляя постоянную преданность и сердечную любовь к заповедям Гуру на всех путях своей жизни, ученик взыскует милости Гуру. Благодаря смирению, беспрекословному повиновению преданный возрождается в духе Гуру; и только на этой ступени ученик в подлинном смысле слова именуется сикхом:

“Гуру сикх, сикх гуру хаи еко гур упдес чалаи

Рам нам мант хирдаи деваи Нанак милан субхаи.”

(Аса Мохалла 4, с-444)

В переводе:

“Гуру — это сикх, а сикх — это Гуру;

Оба они суть одно, но Гуру дает наставление;

Он поселяет в сердце очарование Имени Бога, о Нанак,

и тогда Бог легко достижим.”

Наши рекомендации