Заполните таблицу такими существительными, которые омонимичны другим частям речи. Можно использовать падежные формы
Олимпиада по русскому языку для 10 класса
(школьный этап)
1. Расставьте ударение в данных словах:
Квартал, вероисповедание, каталог, искра, обеспечение, диспансер, ходатайство, мизерный, заплесневеть, заиндеветь. Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).
2. Выпишите из текста слова в две группы:
а) звуков больше, чем букв;
б) в которых букв больше, чем звуков.
За невестою своей
Королевич Елисей
Междк тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец. (А. Пушкин)
Всего 2 баллов (по 0,2б за каждое слово).
3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания:
Об..жаться следует только тогда когда хотят вас обид..ть. Если (не) хотят а повод для обиды случайность то зачем(же) обижат..ся? (Не)сердясь вы..снить (не)доразумение и все. Ну а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой стоит подумать следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где(то) низко и до нее следует накл..ниться что(бы) ее поднять.
Если решили все(же) обидеться то прежде произв..дите некое математическое действие вычитание деление и пр. Допустим вас оск..рбили за(то) в чем вы только отчасти виноваты. Выч..тайте из вашего чу..ства обиды все что к вам (не)относится. Допустим что вас обидели из побуждений бл..городных произв..дите деление вашего чу..ства на побуждения бл..городные вызвавшие оск..рбительное замечание. Произв..дя в уме некую нужную математическую операцию вы смож..те ответить на обиду с большим достоинством которое будет тем бл..городнее чем меньше значения вы пр..даете обиде. До известных пределов конечно.
В общем(то) излишняя обидчивость признак недостатка ума или какой(то) закомплексова..ости. Буд..те умны. (Д.С. Лихачев)
Заполните таблицу такими существительными, которые омонимичны другим частям речи. Можно использовать падежные формы.
Существительные | |
Глагол | |
Наречие | |
Предлог | |
Деепричастие | |
Краткое причастие | |
Местоимение | |
Краткое прилагательное | |
Числительное |
5. Лингвистическая задача. В стихотворении А.А.Тарковского «Петровские казни» читаем:
Передо мною плаха
На площади встаёт,
Червонная рубаха
Забыться не даёт.
Определите значение выделенного слова. Что вы можете сказать о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своём стихотворении?
6. В словенском языке есть пословица, все слова которой состоят из общеславянских корней:
Kovaceva kobila je vendo bosa.
Переведите её на русский язык и подберите ей русский фразеологический эквивалент.
7. Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.
Проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.
8. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
Десница, виктория, ланиты, блиставица, ветрило, шуйца, толмач, сиречь, тать, чага.
9. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по –русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Когда море вернёт всех погибших в нём;
Для каждой собаки наступит её день;
Не стоит пороха и дроби;
Возить уголь в Ньюкасл;
Называть лопату лопатой;
Птицы одного оперенья держатся вместе.
10. «Составляем текст». Расскажите о своем городе, о тех изменениях, которые в нем произошли уже на Вашей памяти, о том, чем он славится и чем он дорог Вам. Используйте данное начало. Постарайтесь увидеть в привычном неожиданное. Напишите о нем так, чтобы заинтересовать читателя. Озаглавьте сочинение - миниатюру.
К месту, в котором родился и живешь, привыкаешь, как к своему дому. Все в нем знакомо. Некогда остановиться, оглянуться…
Но бывают мгновения, когда родной город видишь словно со стороны.
ОТВЕТЫ:
1. Расставьте ударение в данных словах:
КвартАл, вероисповЕдание, каталОг, Искра, обеспЕчение, диспансЕр, ходАтайство, мизЕрный, заплЕсневеть, заИндеветь.
Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).
2. Выпишите из текста слова в две группы:
а) звуков больше, чем букв: НЕВЕСТОЮ, СВОЕЙ, СКОРЕЕ (т.к. буквы Ю и Е после гласной обозначает 2 звука); ЕЛИСЕЙ, ЕГО, ЕМУ (буква Е в начале слова обозначает 2 звука)
б) в которых букв больше, чем звуков: ГОРЬКО (Ь звука не обозначает); ОТВЕРНЁТСЯ, СМЕЁТСЯ (ТС обозначает звук Ц); СОЛНЦУ (буква Л звука не обозначает)
За каждое правильно указанное слово – 0,4 балла. За правильный комментарий каждого слова – 0,1 балла. Максимальное количество баллов – 5.
3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания:
Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.
В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны. (Д.С. Лихачев)
Максимальное количество баллов – 5.