Понятие о тексте как единице связной речи. Умения, формируемые у учащихся при работе с текстом. Составить фрагмент урока на тему «Определение темы текста» (2 класс).
Экзаменационный билет № 3
Задачи и направления обучения языку в современной системе образования школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Целью специально организованного процесса обучения языку является формирование у детей с тяжелыми нарушениями речи полноценного средства общения и выражения мыслей, создание необходимых предпосылок для изучения языка как предмета и других основ наук. В ходе обучения языку происходит развитие познавательной деятельности в тесной связи с коррекцией и формированием речи.
Задачи обучения русскому языку детей с ТНР
1. Повысить уровень речевого и общего психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
2. Закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности, в диалогической и монологической речи;
3. Сформировать у детей фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках чтения, развития речи, логопедических занятиях, грамматики и правописания;
4. Выработать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
5. Развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
Программой для специальной общеобразовательной
школы для детей с тяжелыми нарушениями речи выдвигаются следующие направления:
1) развитие понимания обращенной к детям устной речи;
2) формирование активной устной речи учащихся;
3) обучение произношению;
4) обучение письменной речи;
5) формирование словарного запаса;
6) формирование грамматического строя речи.
Чтобы работа была эффективной, вся методическая система обучения языку должна строиться по следующим направлениям:
1)построение обучения языку на основе учета уровня речевого развития, типичных и индивидуальных особенностей речи детей;
2) первоочередное обеспечение практического усвоения учащимися языка как средства общения и орудия познавательной деятельности (коммуникативный принцип);
3) взаимосвязь реализации задач формирования у учащихся речевого общения, коррекции речи детей и обучения их русскому языку;
4) построение специального обучения языку в соответствии
с наиболее общими закономерностями развития речи в норме;
5) формирование и коррекция речи на основе установления
взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка;
6) обучение языку на основе формирования языковых обобщений.
Каждое из названных направлений работы находит свое отражение в разделах школьной программы. Содержание каждого раздела разрабатывается с учетом своих положений (принципов) отбора материала. Особенности каждого раздела находят свое отражение в методике проведения занятий.
Понятие о тексте как единице связной речи. Умения, формируемые у учащихся при работе с текстом. Составить фрагмент урока на тему «Определение темы текста» (2 класс).
Текст как единица речи
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.
Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.
Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.
Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.
Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.
Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов отбора языковых единиц.
* Выделяют 3 типа текстов:
· описание;
· повествование;
· рассуждение.
Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.
Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи.
Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения.
Обучение чтению предполагает определенную систему работы учащихся над текстом:
· размышление над содержанием текста,
· наблюдение над развитием сюжета,
· выделение главного в содержании текста,
· определение основной идеи прочитанного, анализ и оценка фактов, событий, поступков персонажей,
· деление текста на смысловые части,
· составление плана, полный, краткий и выборочный пересказ прочитанного, изложение по прочитанному....
Типы чтения:
1. коммуникативное чтение вслух и про себя;
2. учебное;
3. самостоятельное.
Наиболее развитым видом чтения является рефлексивное.
Овладев им, учащиеся смогут продемонстрировать следующие умения:
· предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;
· понимать основную мысль текста;
· формировать систему аргументов;
· прогнозировать последовательность изложения идей текста;
· сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
· выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
· понимать назначение разных видов текстов;
· сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
· выражать информацию текста в виде кратких записей;
· различать темы и подтемы специального текста;
· ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
· выделять не только главную, но и избыточную информацию;
· пользоваться разными техниками понимания прочитанного;
· анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления;
· понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.
Умения «грамотности чтения»
· общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
· нахождение информации;
· интерпретация текста;
· рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.
Таким образом, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста:
· Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
· Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.
· Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
· Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается с 1 класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления.
Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно-тематического единства, наличия заголовка, структурных частей, связей между частями и предложениями). Таким образом, учащиеся постепенно овладевают признаками текста, углубляют знания о тексте от класса к классу. Знания о признаках текста носят практический характер и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением или сочинением.
Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчинённости между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею при восприятии текста. С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приёмы:
- подбор заголовка, отражающего главную мысль текста;
- установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов;
- определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими.