Структурные компоненты теоретического метода исследования
В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.
Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.
Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема– это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.
Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:
1) они возникли на базе определенной теории, концепции;
2) это трудные, нестандартные задачи;
3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;
4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.
Гипотезаесть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
3) совместимости с существующим научным знанием;
4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.
Теория– это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следующими свойствами:
1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.
2. Теория – это целостная система достоверных знаний.
3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.
4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, доказаны.
Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.
В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:
1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);
2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;
3) логику теории – совокупность определенных правил и способов доказывания;
4) философские установки и социальные ценности;
5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.
Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.
Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.
Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.
Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.
Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат.
Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо.
Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.
Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия – всеобщие, общие и частные.
Закономерность – это: 1) совокупность действия многих законов; 2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе: 1) ее абсолютный и относительный рост; 2) отставание социального контроля над нею.
Положение – научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права
состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Идея – это:
1) новое интуитивное объяснение события или явления;
2) определяющее стержневое положение в теории.
Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.
Методы теоретического уровня: аксиоматический, гипотетический методы, формализация, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез. На этом уровне производятся логическое исследование собранных фактов, выработка понятий, суждений, делаются умозаключения.
Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний по определенным логическим правилам.
Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п. сущности исследуемого явления с помощью описанных выше способ познания и затем формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), её изучение, анализ, разработка теоретических положений.
Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого либо искусственного языка ( химии, математики и т. д.) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя. Оно осуществляется в два этапа. На первом определяются несущественные свойства, связи и т.д.; на втором исследуемый объект заменяют другим, более простым. Различают следующие виды абстрагирования: отождествление( образование понятий путем объединения предметов, связанных по своим свойствам в особый класс); изолирование( выделение свойств, неразрывно связанных с предметами); конструктивизация( отвлечение от неопределенности границ реальных объектов).
Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса.
Анализ – метод познания при помощи разложения предметов исследования (объектов, свойств) на составные части.
Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны, они представляют собой единство противоположностей.
Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
Дедукция – умозаключение в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
Все описанные методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимодействии. Их конкретная системная организация определяется особенностями изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования. В процессе развития науки развивается и система ее методов, формируются новые приемы и способы исследовательской деятельности. Задача методологии науки состоит не только в выявлении и фиксации уже сложившихся приемов и методов исследовательской деятельности, но и в выяснении тенденций их развития.