Перечень лекционных занятий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Товароведение и маркирование продукции»
Для специальности «5В120200-ветеринарная санитария
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Республики Казахстан
Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета ВиТЖ
________ профессор Б.С.Майканов
(подпись) (ФИО)
__________________________
(число, месяц, год)
ПРОГРАММА
Дисциплины для студентов
(Силлабус)
по дисциплине -«Товароведение и маркирование продукции»
образовательная программа –Ветеринарно-санитарная экспертиза
для специальности __5В120200-ветеринарная санитария_________________
для группы специальностей _________________
Астана 2014
Программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании ___________________________________________________________________
____
(название типовой программы дисциплины, кем и когда утверждена)
для высших учебных заведений для специальности (направления) __________
____
(код и наименование)
и в соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденным _________________________________________
(число, месяц, год)
Рассмотрена на заседании кафедры _________________________________
____
(наименование кафедры)
___________________________, протокол № ______.
(число, месяц, год)
Заведующий кафедрой
_________________________ ______________ _________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Рекомендована методической комиссией __________________________ _______________________________ факультета ________________________
(число, месяц, год)
протокол № ____
Председатель МК
__________ ______________________
(подпись) (Ф.И.О.)
1. Данные о преподавателе:
Бегенова Айнагуль Байболсыновна, к.в.н., доцент,
Занятия: ауд.415, по утвержденному расписанию, тел. 29-76-14
- Данные о дисциплине:
Название: Товароведение и маркирование продукции
- Код ТМР2220
- Семестр – 4
- Количество кредитов – 3
- Количество часов-135
Аудиторных – 45
– лекционных – 30
–практических – 15
– СРСП – 22,5
– СРС – 67,5
Тип модуля- Модуль по выбору для специальности
Модуль 13-Стандартизация, сертификация и товароведение продукции
Примерное распределение учебного времени
Недели семестра | Всего | |||||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||
Практи-ческие | ||||||||||||||||
СРСП | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 222,5 |
СРС | 44,5 | 44,5 | 44,5 | 44,5 | 44,54 | 44,5 | 44,5 | 44,5 | 44,5 | 44,5 | 44,5 | 44,5 | 44,5 | 44,5 | 44,5 | 467,5 |
Итого |
1 Пререквизиты:
Изучение курса «Товароведение и маркирование продукции» базируется на знании теоретических основ и достижений как «Контроль качества продукции», «Сертификация», «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Переработка с/х продукции», «Химия продовольственных продуктов», имеет непосредственную связь со стандартизацией и метрологией в пищевой отрасли, а также наличие практических способностей к организаторской деятельности, исследовательских, творческих умений, навыков совершенствовать познавательную деятельность и работать самостоятельно.
2 Постреквизиты:Знание теоретических и практических основ товароведения и маркировании продукции является основным звеном при определении качества продукции, при этом поможет студенту объединить знания в систему и применить в научной и производственной деятельности.
Описание курса
1.Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины является изучение теоретических положений, свойственных всем товарам независимо от их классов, подклассов и групп, а также приобретение первичных умений применять отдельные методы товароведения и определять основополагающие характеристики товаров. Предмет курса включает также и изучение сущности классификаций продовольственных товаров для таможенных целей, классификационных и идентификационных признаков различных групп товаров.
Задачи дисциплины:
- дать студентам начальные знания о функциях и задачах товароведения, принципах и методах товароведения, обуславливающих его научные основы,
- дать студентам начальные знания о основополагающих характеристиках, составляющих потребительную стоимость товара;
- изучение современной нормативно-правовой базы по вопросам качества и безопасности товаров, их классификации, кодирования, маркировки, идентификации в таможенных целях;
- приобретение умений систематизировать множество товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
- приобретение умений определения номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
- изучение необходимых понятий об основах стандартизации, метрологии и сертификации, а также их международных аспектах;
Краткое содержание дисциплины.
Предмет, метод, содержание товароведения как науки. Товар как объект исследования при проведении таможенной экспертизы. Роль товароведения цели и задачи товароведения. Основные классификационные системы и товарные номенклатуры, применяемые в практике международной торговли. Значение классификации товаров для международной торговли. Особенности товароведной характеристики товаров, пересекающих таможенную границу по ТН ВЭД в части сырья, технологии производства, упаковки, маркировки, транспортирования, хранения, классификации и т.д. Таможенная экспертиза. Сущность таможенной экспертизы, ее предмет. Цели и задачи таможенной экспертизы. Государственные экспертные учреждения РК. Виды экспертиз, исследований, испытаний, выполняемых в таможенных лабораториях. Органолептические, физико-химические и микробиологические методы исследования при проведении таможенных экспертиз различных групп товаров. Нормативно-правовые аспекты при проведении таможенной экспертизы. Порядок назначения экспертизы. Процедуры взятия проб и образцов. Производство экспертизы. Таможенный эксперт, его права и обязанности. Заключение эксперта.
Товароведение тесно связано со многими общенаучными и смежными дисциплинами: техническими, естественными и экономическими. В первую очередь оно базируется на данных физики, химии и биологии. Только на их основе можно выявить полезные свойства пищевых продуктов и товаров народного потребления. В зависимости от того, насколько глубоко в товароведении используются достижения этих научных дисциплин, во многом зависит научный уровень товароведения. Физика и химия дают общие сведения о веществах, их строении и происходящих в них процессах. Из микробиологии товароведение черпает сведения о возбудителях порчи продуктов и товаров и методах предупреждения развития на них микроорганизмов. Микробиологические процессы лежат в основе переработки многих продуктов, в производстве витаминов, ферментов, белков и др. Математика и математическая статистика имеют большое значение в товароведении при обработке экспериментальных данных. Для товароведения важны политическая экономия, экономика и организация торговли, а также ряд других дисциплин.
Результаты обучения
При изучении дисциплины студент должен приобрести необходимый уровень компетентности, который позволит ему осуществлять квалифицированные действия и принимать обоснованные решения в различных сферах деятельности, связанных с товарным обращением.
В результате изучения дисциплины студент должен:
– Дескриптор А- знать и пониматьосновополагающие характеристики, составляющие потребительную стоимость товаров; методы оценки качества товаров; методику выявления градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения; факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров; структуру, назначение и правила маркировки товаров, требования к ней; основы международного и российского законодательства в области стандартизации, метрологии, и сертификации; цели, задачи, объекты, субъекты, средства стандартизации, метрологии, и сертификации; требования, определяющие качество, маркирование, упаковку, транспортирование и хранение товаров; правила отбора проб и образцов в таможенных целях; виды, признаки и методы идентификации товаров; структуру, назначение и правила маркировки товаров; требования к маркировке товаров;
-Дескриптор В - уметьанализировать и работать с нормативными документами, актами международного и российского законодательства; определять характеристики товаров; осуществлять оценку качества товаров; выявлять градацию качества товаров; определять причину возникновения дефектов и планировать мероприятия по их предупреждению; проводить идентификацию и обнаруживать фальсификацию товаров; осуществлять связи с поставщиками и покупателями, государственными контролирующими органами;
-Дескриптор С,Д,Е-владетьнавыками определения основных классификационных характеристик товаров, оценки градаций качества товаров, определения страны происхождения товара и навыками осуществления контроля достоверности сведений, заявленных о стране происхождения товара (ПК-11), а также навыками по выявлению фальсифицированного и контрафактного товара и назначению экспертизы (ПК-19);
Содержание курса
Перечень лекционных занятий
№ | Наименование темы | Объем,час | Литература | Текущий контроль, балл |
Теоритические основы товароведения продукции 1.1 Объект, предмет, цели и задачи товароведения 1.2 Основные категории товароведения 1.3 Понятие о потребительской стоимости товара (продукции) 1.4 Основные товароведные характеристики. 1.5 Конкурентоспособность товаров. Факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров. | ОЛ1 ДЛ 1 | 0,67 | ||
2.0 Методы товароведения. 2.1Принципы, правила классификации товаров и продукции. Системный подход. 2.2 Классификация и кодирование товаров. Методы кодирования товаров. 2.3 Классификаторы и их применение в товароведении. | ОЛ 1,2 ДЛ 1 | 0,99 | ||
3.0 Ассортимент товаров. 3.1 Основные понятия, термины. 3.2 Виды, свойства и показатели ассортимента. 3.3 Методы оценки показателей ассортимента. Принципы и методы формирования и управления ассортиментом. 3.4 Ассортиментная политика. | ОЛ 1 ДЛ 1 | 0,67 | ||
6.0 Информация о товаре. 6.1 Виды, формы и средства информации о товаре. 6.2Требование товарной информации, значение информации о товаре в коммерческой деятельности. Маркировочно – справочная информация, ее роль в рекламе. 6.3 Товарные знаки и знаки обслуживания, их функция, значимость, правовая охрана. | ОЛ 1,2 ДЛ 1 | 0,67 | ||
4.0 Качество товаров и продукции. 4.1 Основные понятия, термины, свойства, показатели качества, их классификация, оценка качества. 4.2 Уровень качества и конкурентоспособность товаров. 4.3 Потребительские свойства: номенклатура, показатели, методы их определения. Градация качества. 4.4 Безопасность и экологичность. 5.0 Факторы, обеспечивающие качество и конкурентоспособность товаров. 5.1Факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров: сырье, технологии производства, упаковка, маркировка, транспортирование, хранение. 5.2 Управление качеством. Стимулирующие факторы. 5.3 Контроль качества. | ОЛ 1,2 ДЛ 1 | 1,32 | ||
7.0 Товарная экспертиза. 7.1 Понятие, термины, виды, объекты, субъекты, цели, задачи, методы экспертизы. 7.2 Идентификация и фальсификация товаров. 7.3 Качественная, количественная, стоимостная и потребительская экспертиза. Особенности экспертизы отдельных групп потребительских товаров. 7.4 Организация и порядок проведения. Документальное оформление. | ОЛ 1,2 ДЛ 1 | 0,67 | ||
8.0 Маркирование продукции ее сущность 8.1 Виды маркирования 8.2 Знаки соответствия Изучение технического регламента ТС (ТР ТС 022/2011) «О пищевой продукции в части ее маркировки» | ОЛ 1 ОЛ 9 | 0,67 | ||
Товароведение продовольственных товаров. Продовольственные товары, понятие. Потребительские свойства продовольственных товаров. Безопасность и пищевая ценность. Классификация продовольственных товаров на группы однородной продукции. Особенности оценки качества продовольственных товаров. Показатели качества | ОЛ 1 ОЛ 8 ДЛ 1 | 0,67 | ||
9.0 Товароведение и маркирование мясной продукции 9.1 Классификации и ассортимент мяса. Требования к качеству мяса 9.2 Виды и особенности субпродуктов. Качество субпродуктов 9.3 Классификация мясных полуфабрикатов 9.4 Ассортимент и качество мясных копченностей 9.5 Классификация мясных консервов | ОЛ 1 ОЛ 2, 3 | 0,99 | ||
Товароведение и классификация молочной и кисломолочной продукции Кисломолочные продукты: классификация и ассортимент, оценка качества, условия и сроки хранения Классификация молока и молочных продуктов Товароведение сыров. классификация молочных консервов | ОЛ 1,2 | 0,99 | ||
Товароведение зерна и зернобобовых культур | ОЛ 1, 3 | 0,67 | ||
12.0Товароведение и маркирование кондитерских изделий | ОЛ 8 | 0,67 | ||
13.0 Товароведение и маркирование вкусовых продуктов | ОЛ 1,3,8 | 0,33 | ||
Всего | 30ч |
Календарно-тематический план практических занятий
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Литература | Форма контроля, балл |
Порядок формирования ассортимента | ОЛ 1 ДЛ 8 | 1,0 | ||
Штриховое кодирование и товарная обработка. | ОЛ 1 ДЛ 6 | 1,0 | ||
Определение факторов, обеспечивающих качество товаров | ОЛ 1 | 1,0 | ||
Оценка качества товара | ОЛ 1 ДЛ 8 | 1,0 | ||
Проведение товарной экспертизы | ОЛ 1 ДЛ 8 | 1,0 | ||
Товароведение, классификация, ассортимент крупы и муки | ОЛ 1 ОЛ 4 | 1,0 | ||
Товароведение и классификация свежих плодов и овощей. | ОЛ 1 | 1,0 | ||
Товароведение, ассортимент и потребительские свойства фруктово-ягодных и мучных кондитерских изделий | ОЛ 1, 4, 8 | 1,0 | ||
Товароведение, ассортимент, качество маргаринов, майонезов, пищевых топленых животных жиров. | ОЛ 1, 4, 8 ДЛ 3 | 1,0 | ||
Товароведение и ассортимент и качество кисломолочных товаров и молочных консервов | ОЛ 1, 4, 8 | 1,0 | ||
Товароведение и классификация, потребительские свойства мяса птицы. | ОЛ 1, 4, 8 | 1,0 | ||
Товароведение и классификация, ассортимент и потребительские свойства мясных копченостей и мясных консервов. | ОЛ 1, 4, 8 | 1,0 | ||
Товароведение и ассортимент и качество соленой и копченой рыбы. | ОЛ 1, 4, 8 | 1,0 | ||
ВСЕГО | 15б |