В непосредственном дедуктивном умозаключении сделайте вывод путем логической операции обращения.
4.1. Петров - специалист по семейной психологии.
4.2.Ни один невиновный не может быть привлечен к уголовной ответственности.
4.3. Некоторые цветы – однолетние растения.
4.4. Некоторые студенты нашей группы не сдали зачет по логике.
5. Сделайте вывод из посылок, запишите модус. Установите, следует ли вывод с необходимостью.
5.1. Я могу пойти на государственную службу или заняться коммерческой деятельностью
Я не пошел на государственную службу.
Следовательно,
5.2. Сложное суждение может быть конъюнктивным или импликативным.
Данное суждение – импликативное.
Следовательно,
Установите, могут ли быть одновременно ложными следующие суждения.
6.1. Некоторые законы являются универсальными. | Некоторые законы не являются универсальными. |
6.2.Ни одна версия не подтвердилась. | Некоторые версии подтвердились |
6.3.Все темы курса логики являются сложными. | Ни одна тема курса логики не являются сложной. |
6.4. Некоторые реформы в нашей стране не были успешно завершены. | Все реформы в нашей стране были успешно завершены. |
Правильно ли сделаны выводы в следующих индуктивных умозаключениях, и если нет, то какие логические ошибки допущены.
7.1. Сопоставляя две квартирные кражи, следователь сделал вывод, что обе они были совершены одним и тем же человеком. Это следовало, по его мнению, из того, что обе кражи были совершены ранним утром, обе квартиры находились на первом этаже и в обоих случаях преступник проник через окно. В обоих случаях хозяева квартиры отсутствовали.
7.2. « Я успешно сдала экзамен, конечно же, благодаря тому, что была в синем костюме,- подумала Наташа. – Ведь и экзамен по математике я сдавала в нем и сдала успешно. Да и историю я сдавала в нём же и получила «отлично». Теперь все экзамены буду сдавать только в синем костюме».
Правильны ли приведенные ниже доказательства, и если нет, то укажите характер ошибки.
8.1. Единообразные законы о браке – хорошие законы, поскольку законодательство, вносящее единство в нормы о браке, снижает количество разводов. А снижает оно количество разводов потому, что единое брачное законодательство стандартизирует нормы, относящиеся к заключению брака.
8.2. «Ах, батюшки мои! Да чем же он плут, скажи, пожалуйста! Каждый праздник он в церковь ходит, да придет-то раньше всех; посты держит; великим постом и чаю не пьет-с. Так-то голубчик! А если и обманет кого, так что за беда! Не он первый, не он последний: человек коммерческий. Тем, Антипушка, и торговля-то держится. Не зря в пословице-то говорится: «Не обмануть – не продать». (Островский А.Н).
8.3. Одним из доказательств бессмертия души является то, что мириады людей верилив это; они, правда, верили и в то, что Земля плоская».
ВАРИАНТ 18
1.Выразите следующие описательные имена одним словом-термином.
1.1.«особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента»;
1.2. «условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя»;
1.3. «наука о собаках»;
1.4. «необходимая, устойчивая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями»;
2. Определите отношения между следующими группами понятий и изобразите их с помощью круговых схем.
2.1. Дом – этаж – квартира - чердак.
2.2. Юрист – адвокат –мужчина –русский.
2.3. Вежливость – приветливость –нахальство, невежливость.
3. Укажите, в каких задачах произведено деление понятий, а в каких – расчленение целого на части.
3.1. Формами рационального мышления являются понятие, суждение, умозаключение.
3.2. Сутки – это утро, день, вечер, ночь.
3.3. Понятия бывают пустые и непустые.
3.4. Монография включает разделы, главы и параграфы.
3.5. Атомы делятся на электроны, протоны и нейтроны.
4. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения: А, Е, I, О.
4.1.Ряд приговоров суда являются оправдательными.
4.2. Некоторые европейские государства являются членами НАТО.
4.3. На всякого мудреца хватает простоты.
4.4. Ни один человек не живет два века.
4.5. Из-за неточности в документах некоторые сделки не признаны действительными.
5. Выразите сложные комбинированные суждения в явной логической форме, приведите их символическую запись.
5.1. «Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед, и с другом не будет драки, если у вас друга нет».
5.2. «Прозрачный лес один чернее,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит». (А. С. Пушкин).
6. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру и модус силлогизма. С помощью общих правил силлогизма установите, следует ли вывод с необходимостью.
6.1. Ни один ребенок не любит насилия.
Я не люблю насилия.
Следовательно,
6.2. Некоторые преступники имеют высшее образование.
Ни один студент не имеет высшее образования.
Следовательно