Установите вид условного умозаключения, сделайте вывод и запишите символическую схему.
7.1. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, то он совершенный учитель. Наш учитель соединяет в себе оба эти качества.
7.2. Если я называю тебя буйным человеком, то я называю тебя человеком. Но называя тебя человеком, я говорю правду.
Следовательно…
8. Определите вид умозаключения.
8.1. Они были во многом похожи. Оба не старше 30, оба холостые. Оба примерно в одно и то же время закончили один и то же вуз и работали в одинаковой должности. Оба имели манеру переспрашивать собеседника и растягивать слова. Да и внешне они были похожи: тот же цвет волос, те же немного раскосые глаза, один и то же массивный подбородок и слегка оттопыренные уши. Вполне можно было предположить, что и характеры у них одинаковые.
8.2. Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима. Я знаю, что эта болезнь не является неизлечимой. Значит, против нее могут предложить не очень много средств.
ВАРИАНТ 20
Установите, какие суждения имеют одинаковую логическую структуру.
1.1.Рим – вечный город. 1.2. Все судьи имеют юридическое образование.
1.3.Некоторые травы являются лечебными. 1.4. Среди студентов есть лентяи.1.5. Мексика – родина кактусов. 1.6.Всяк сверчок знай свой шесток.
2. Для указанных ниже понятий подберите понятия, находящиеся с ними в отношениях равнозначности, подчинения, пересечения.
Жена. Студент. Четырехугольник. Спутник Земли. Музыкальное произведение. Юрист.
3.Укажите вид определения понятия: номинальное, реальное, явное, неявное.
3.1. Концерн – форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации каптала и производства.
3.2. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг своей оси.
3.3. « Экология» в переводе с греческого языка означает «общий дом».
3.4. К полимерам принадлежат такие вещества, молекулы которых состоят из повторяющихся звеньев, а число таких звеньев велико и неопределимо.
Среди указанных суждений выделите атрибутивные, реляционные и экзистенциальные.
4.1. Государственное регулирование несовместимо с рынком.4.2. Говорящий много часто ошибается.4.3.Через любые две точки можно провести прямую и только одну. 4.4. Есть такие места, куда не ступала нога человека.
4.5. Среди студентов, к сожалению, встречаются бездельники.
Установите распределенность терминов в следующих суждениях и изобразите отношения между термина суждения с помощью круговых схем.
5.1.Волк овце не товарищ.
5. 2. На всякого мудреца довольно простоты.
5.3. Все сделки, соответствующие требованиям закона, являются действительными.
5.4. Некоторые спортсмены не являются мастерами спорта.
6. Создайте суждения, которые соответствовали бы следующим схемам.
6.1. P → Q; 6.2. ( PΛQ )→ R; 6.3. ( PVQ) → R.
7. В условной посылке данных умозаключений укажите основание и следствие, сделайте вывод, постройте его схему.
7.1. Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер. Данный обмен носит фиктивный характер. Следовательно…
7.2.Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта. Судья Петров может участвовать в рассмотрении дела. Следовательно…
7.3.Если я задержусь у друзей на даче, то я опоздаю на последнюю электричку и она уйдет без меня. Я опоздал на последнюю электричку и она ушла без меня. Следовательно…
Установите, выполняется ли требование закона достаточного основания в следующих примерах.
8.1. Петров стал хуже учиться после того, как стал заниматься в секции легкой атлетики. Значит, именно они и стали причиной плохой успеваемости Петрова.
8.2.На одной из контрольных работ Сидоров не справился с решением задач. После этого, преподаватель сделал вывод, что Сидоров вообще не знает математики.
7.3.Поляков изучает высшую математику, так как он студент экономического вуза, а в экономических вузах все студенты изучают математику.