Тема 2.2. Отношения между понятиями
В рамках темы формируются:
- знания основных логических понятий, категорий и операций;
- умения точно и уместно употреблять термины языка и понятий;
- навыки сознательного применения логических правил и приемов к решению конкретных практических задач.
Задание 1
Определите вид отношений между понятиями и изобразите его с помощью круговых диаграмм Эйлера.
Пример: а) Европейское государство; б) Демократическое государство.
Пересечение
|
|
1. ВУЗ, университет, академия.
2. Телевидение, средство массовой информации, печать.
3. Преступление, преступление против собственности, преступление против правосудия, кража.
4. Наказание, лишение свободы на определенный срок, лишение сладкого.
5. Президент, президент России, глава государства, Путин В.В.
6. Виновность, невиновность.
7. Офицер, спортсмен, орденоносец, лейтенант.
8. Юрист, прокурор, следователь, следователь Петров И.П.
9. Живое существо, хищник, рыба, акула, рысь, щука, окунь.
10. Истина, заблуждение.
11. Отец, внук, сын.
12. Эрудиция, невежество.
13. Разведка, контрразведка.
14. Обвинительный приговор, оправдательный приговор.
15. Известность, неизвестность.
16. Студент, спортсмен, иркутянин, житель улицы Ленина, мастер спорта, кандидат в мастера спорта.
17. Женщина, мать, дочь, сестра, бабушка, красавица.
18. Доктор, врач, юрист, доктор юридических наук, взяточник, наркоман, человек с высшим образованием.
19. Населенный пункт, город, село, столица, европейский город, Москва, Иркутск, улица.
Задание 2
Подберите понятия, равнозначные данным (тождественные).
Пример: Автор романа «Анна Каренина» = автор романа «Война и мир».
1. Квадрат.
2. Конституция.
3. Автор романа «Тихий Дон».
4. Рука.
5. Полдень.
6. Первый космонавт.
7. Луна.
8. Арест.
9. Кража.
10. Параллельные линии.
11. Столица.
12. Большая перемена.
Задание 3
Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.
Пример:
|
В – преподаватель.
1. Судья.
2. Врач.
3. Военнослужащий.
4. Инженер.
5. Университет.
6. Кинотеатр
7. Офицер.
8. Семинарское занятие.
9. Покупатель.
10. Юрист.
11. Меломан.
12. Философ.
Задание 4
К данным понятиям подберите подчиняющие и подчиненные понятия.
Пример: Для понятия «семинарское занятие» (В) подчиняющим будет понятие «занятие»(С); подчиненным – понятие «семинарское занятие по логике» (А).
1. Комедия.
2. Прокурор.
3. Улика.
4. Писатель.
5. Учебник.
6. Повесть.
7. Учитель
8. Фабрика.
9. Озеро.
10. Консульство.
11. Награда.
12. Сотовый телефон.
13. Химический элемент.
14. Золотые часы.
Задание 5
Подберите понятия, соподчиненные данным.
Пример:
Учащийся – студент, магистрант.
1. Преступление
2. Ученое звание
3. Хищение
4. Музыкальный инструмент
5. Наказание
6. Городской транспорт
7. Вуз
8. Офицер
9. Спортивная игра
10. Сделка
Задание 6