Предмет логики. Роль мышления в познании

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие положения и рекомендации по использованию материалов

Введение

Тема 1. Предмет формальной логики

Тема 2. Понятия: сущность, виды, операции

Тема 3. Суждения

Тема 4. Вопрос и норма в формальной логике

Тема 5. Умозаключение как форма мышления

Тема 6. Теория аргументации

Тема 7. Развитие знания и его логические формы

Заключение

Перечень вопросов по курсу

Общие положения и рекомендации по использованию материалов

Дисциплина «Логика» является одной из дисциплин начального цикла подготовки специалистов с высшим образованием в области правоведения и управления, является базовой для соответствующих дисциплин, изучаемых студентами на последующих курсах.

Знания, приобретенные в результате изучения дисциплины, будут использоваться при изучении предметов гуманитарного цикла, а также профильных дисциплин.

Цель изучения формальной логики – овладение формами, законами и методами правильного мышления, гарантирующего получение истинных знаний при правильных посылках.

Задачи изучения дисциплины:

-выработать умение хорошо ориентироваться в функциях, выполняемых разными выражениями разговорного и научного языка в различных коммуникативно-познавательных ситуациях;

-научиться эффективно использовать логические законы как средство познания, убеждения, как инструмент контроля за правильностью самых разнообразных мыслительных построений;

-приобрести умение уверенно и грамотно выполнять такие логические процедуры, как обобщение и ограничение имен, определение, деление (классификация и типология); преобразование высказываний, установление их истинности (ложности) на основе знаний об истинности (ложности) других высказываний; аргументация, постановка вопросов, оценка ответов, проверка гипотез и др.;

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

-основные теоретические положения логики;

-основные логические понятия;

-формы, законы и методы правильного рассуждения;

-прикладные аспекты логики;

приобрести навыки и качества:

-правильного и аргументированного мышления;

-анализа и уточнения смысла языковых выражений;

-систематизации знаний;

-корректного ведения дискуссий и споров;

-выявления ошибок в рассуждениях.

Данное пособие рекомендуется использовать в качестве рабочей тетради по логике.

Тема 1. Предмет формальной логики

Вопросы:

1. Предмет логики. Роль мышления в познании.

2. Законы и формы мышления

3. Логика и язык. Семантические категории.

Предмет логики. Роль мышления в познании.

Определение логики. Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чём заключает­ся цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута ис­тина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена какнаука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.

Термин “логика” происходит от греческого слова 1оgos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и использу­ется для обозначения как совокупности правил, которым подчиня­ется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осу­ществляется.

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте.

Предметом изучения логики являются формы и законы пра­вильного мышления. Мышление есть функция человеческого моз­га. Оно неразрывно связано с языком. Язык, по выражению К. Мар­кса, есть непосредственная действительность мысли. В ходе коллективной трудовой деятельности у людей возникла потребность в общении и передаче своих мыслей друг другу, без чего была не­возможна сама организация коллективных трудовых процессов.

История логики. Творцом логики как науки следует считать Аристотеля (384—322). Логика Ари­стотеля имела господствующее значение не только в древности, но также и в средние века, в эпоху так называемой схоластиче­ской философии. Заслуживает упоминания сочинение последо­вателей философа Декарта (1596—1650), которое называлось: La logique ou lart de penser (1662). Эта логика, которая назы­вается логикой Port, которая, принадлежит к так называемому формальному направлению. В Англии Бэкон (1561—1626) счи­тается основателем особого направления в логике, которое на­зываетсяиндуктивным, наилучшими выразителями которого в со­временной логике являются Д.С. Милль (1806—1873) и Л. Бэн (1818—1903).

Когда речь идет о логике как науке, изучающей методы, принципы и средства регулирования познава­тельной деятельности, следует различать два уровня познания: эмпирический и теоретический. Предметом эмпирического познания является непосредственно данная в восприятии реальность, которую можно на­блюдать, над которой можно экспериментировать. Это означает, что эмпирическое познание дает информацию, знание об изучаемом предмете в форме наблюдения, опыта или эксперимента. В свою очередь, теоретичес­кое познание обращено, как правило, к изучению аль­тернативных реальностей, отличных от действительно­сти.

Наши рекомендации