Предмет логики. Роль мышления в познании
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие положения и рекомендации по использованию материалов
Введение
Тема 1. Предмет формальной логики
Тема 2. Понятия: сущность, виды, операции
Тема 3. Суждения
Тема 4. Вопрос и норма в формальной логике
Тема 5. Умозаключение как форма мышления
Тема 6. Теория аргументации
Тема 7. Развитие знания и его логические формы
Заключение
Перечень вопросов по курсу
Общие положения и рекомендации по использованию материалов
Дисциплина «Логика» является одной из дисциплин начального цикла подготовки специалистов с высшим образованием в области правоведения и управления, является базовой для соответствующих дисциплин, изучаемых студентами на последующих курсах.
Знания, приобретенные в результате изучения дисциплины, будут использоваться при изучении предметов гуманитарного цикла, а также профильных дисциплин.
Цель изучения формальной логики – овладение формами, законами и методами правильного мышления, гарантирующего получение истинных знаний при правильных посылках.
Задачи изучения дисциплины:
-выработать умение хорошо ориентироваться в функциях, выполняемых разными выражениями разговорного и научного языка в различных коммуникативно-познавательных ситуациях;
-научиться эффективно использовать логические законы как средство познания, убеждения, как инструмент контроля за правильностью самых разнообразных мыслительных построений;
-приобрести умение уверенно и грамотно выполнять такие логические процедуры, как обобщение и ограничение имен, определение, деление (классификация и типология); преобразование высказываний, установление их истинности (ложности) на основе знаний об истинности (ложности) других высказываний; аргументация, постановка вопросов, оценка ответов, проверка гипотез и др.;
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
-основные теоретические положения логики;
-основные логические понятия;
-формы, законы и методы правильного рассуждения;
-прикладные аспекты логики;
приобрести навыки и качества:
-правильного и аргументированного мышления;
-анализа и уточнения смысла языковых выражений;
-систематизации знаний;
-корректного ведения дискуссий и споров;
-выявления ошибок в рассуждениях.
Данное пособие рекомендуется использовать в качестве рабочей тетради по логике.
Тема 1. Предмет формальной логики
Вопросы:
1. Предмет логики. Роль мышления в познании.
2. Законы и формы мышления
3. Логика и язык. Семантические категории.
Предмет логики. Роль мышления в познании.
Определение логики. Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чём заключается цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена какнаука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.
Термин “логика” происходит от греческого слова 1оgos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.
Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте.
Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга. Оно неразрывно связано с языком. Язык, по выражению К. Маркса, есть непосредственная действительность мысли. В ходе коллективной трудовой деятельности у людей возникла потребность в общении и передаче своих мыслей друг другу, без чего была невозможна сама организация коллективных трудовых процессов.
История логики. Творцом логики как науки следует считать Аристотеля (384—322). Логика Аристотеля имела господствующее значение не только в древности, но также и в средние века, в эпоху так называемой схоластической философии. Заслуживает упоминания сочинение последователей философа Декарта (1596—1650), которое называлось: La logique ou lart de penser (1662). Эта логика, которая называется логикой Port, которая, принадлежит к так называемому формальному направлению. В Англии Бэкон (1561—1626) считается основателем особого направления в логике, которое называетсяиндуктивным, наилучшими выразителями которого в современной логике являются Д.С. Милль (1806—1873) и Л. Бэн (1818—1903).
Когда речь идет о логике как науке, изучающей методы, принципы и средства регулирования познавательной деятельности, следует различать два уровня познания: эмпирический и теоретический. Предметом эмпирического познания является непосредственно данная в восприятии реальность, которую можно наблюдать, над которой можно экспериментировать. Это означает, что эмпирическое познание дает информацию, знание об изучаемом предмете в форме наблюдения, опыта или эксперимента. В свою очередь, теоретическое познание обращено, как правило, к изучению альтернативных реальностей, отличных от действительности.