Ревизия расчетов с покупателями и заказчиками
Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверка по счетам (60,76) расчетов с поставщиками и подрядчиками должна осуществляться согласно программе по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке товарно-материальных ценностей работ, услуг); правильность по оплате сумм за получение товарно-материальных ценностей (работ, услуг); правильность оценки полученных и отгруженных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) при бартерных сделках; достоверность, реальность и правильность учета расчетов с поставщиками и подрядчиками с использованием векселей; полнота оприходования полученных ценностей или учета выполненных работ и услуг.
Основным документом, определяющим правовой режим расчетных взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками по поставкам материальных ресурсов, а также по выполненным работам и услугам является договор, заключенный между организацией-заказчиком и поставщиком (подрядчиком). Договоры должны отвечать требованиям норм ГК РФ. Однако на практике часто формулировки предметов проверяемых договоров не отвечают их названиям и нормам ГК РФ (договор о совместной деятельности, договор на опционные, фьючерские сделки, договор о сотрудничестве, трастовый договор и т.д.). Поэтому ревизор должен тщательно проанализировать содержание этих договоров и определить законность (или незаконность) проведенных по ним операций.
Установлено также, что придельный срок исполнения обязательств по расчетам по договорам равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (работ, услуг). Сумма неистребованной кредиторской задолженности по обстоятельствам, порожденным указанными сделками, подлежит списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров, услуг как безнадежная дебиторская задолженность на убытки организации-кредитора, кроме случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.
Ревизия расчетов с покупателями и заказчиками
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками проводится аналогично проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Расчеты между поставщиками и покупателями осуществляются, как правило, безналичным путем, и средства со счетов фирмы списываются по распоряжению владельца счетов. При этом допускаются безналичные расчеты; платежными поручениями; аккредитивами; платежными требованиями-поручениями, чеками.
Форма расчетов плательщиком и покупателем средств определяется договором или соглашением. Организации – участники договора, по общему соглашению могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение, чек на незачетную сумму. Практикуются также бартерные сделки. Допускаются, кроме того, наличные расчеты с покупателями и заказчиками в пределах лимита наличных расчетов, установленного законодательством.
Поэтому при проверке прежде всего необходимо установить, имеются ли в наличии все договоры на поставку продукции, зарегистрированы ли договоры в журнале регистрации договоров и гарантийных писем.
При проверке расчетов с использованием различных форм различных расчетов ревизор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в роде случаев – провести встречные сверки в банке или в организации, с которой были осуществлены расчеты. Особое внимание следует уделить расчетным операциям, проведенным по чекам, аккредитивам или использованием векселей. Здесь иногда встречаются ошибки, нарушения действующего порядка, а порой и мошенничество.
Проверяя расчеты с покупателями и заказчиками с использованием векселей, необходимо обратить внимание на своевременность и правильность отражения вексельного процента по полученным векселям. Кроме того, необходимо определить причины неплатежей, если имеются факты просроченной дебиторской задолженности, нет ли пропусков исковой давности.
Путем прослеживания и арифметической проверкой необходимо установить: правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использование наценок (скидок, накидок); нет ли умышленных расчетов с покупателями и заказчиками ниже себестоимости отгруженной продукции при бартерных сделках, взаимозачетах, расчетах с использованием чеков, аккредитивов, векселей.
Необходимо также проверить правильность ведения аналитического учета по счету 62. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о реальной задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок). Проверяется правильность составления корреспонденции счетов со счетом 62; соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в оборотной ведомости, Главной книге, балансе.
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками можно применять, кроме приемов фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический, нормативный и научный анализ. Полезны будут для сбора данных или получения аудиторских доказательств проведение устного или письменного тестирования должностных лиц организации по болевым вопросам данного раздела программ проверки, а также тестирование третьих лиц.