Как мама глаголиха учила глагольчиков

Жила-была мама Глаголиха со своими детьми - десятью глагольчи- ками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики выросли, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.

— И дети, и я, и весь наш род занимаемся интересной работой. Мы трудимся в предложении. Там подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим... А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется игра «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы, у нас есть для этого...

— Как вы думаете, ребята, о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам?

2. Работа по учебнику Упр. 200 (с. 114).

— Прочитайте текст.

— Определите тип текста. Докажите.

— Какой заголовок подойдёт к тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте глаголы, которые вы выписали. Назовите время этих глаголов.

Упр. 201 (с. 114).

— Прочитайте вопросы. На какие из них вы можете ответить?

— Выполните задания.

— Прочитайте предложение, которое вы выписали. Назовите глагол.

(Несколько учеников рассказывают текст-рассуждение.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 202 (с. 115).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте предложения. Назовите личные местоимения, которые вы добавили.

— Прочитайте глаголы в каждом предложении. Назовите вре­мя, число глаголов и их окончания.

— Как вы определили время и число глаголов?

— На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем и буду­щем времени?

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?

— Что нужно помнить об их написании? Упр. 203 (с. 115).

— Прочитайте загадку.

— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Взаимопроверка.)

— Найдите в загадке глаголы. Поставьте к ним вопросы. Опре­делите их время и число.

— По какому признаку можно определить прошедшее время глаголов?

— Обратите внимание, что перед суффиксом -л- стоит гла­гольный суффикс.

— Выделите суффикс -л- в глаголах.

2. Разбор слов по составу

— Спишите. Разберите слова по составу. Прилетел, бежит, читаешь.

VIII. Рефлексия

— Отгадайте загадку. Спишите. Укажите время глаголов. Обо­значьте орфограммы.

Никто его видывал, А слышать всякий слыхивал, Без тела, а живёт оно, Без языка — кричит. (Эхо.)

— Как отличить глагол прошедшего времени от глагола на­стоящего времени?

— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 204 (с. 116).

Урок 1 4 5. Изменение глаголов по временам

Цель: формировать умение изменять глаголы по временам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Прочитайте глаголы в каждой пословице. Назовите их вре­мя и число.

— Прочитайте глаголы, которые вы выписали. На какой во­прос они отвечают?

— Назовите окончания этих глаголов.

III. Актуализация знаний

Предупредительный диктант

Лесная соня

Зиму лесная соня проспала в норе под кустом. Вот пришла весна. Ярко засветило солнце. В лесу стало тихо и зелено. Под землёй было темно и сыро. Соня вылезла из норы и свила гнездо на кусте. Теперь соня начала принимать солнечные ванны. Кругом свежий воздух и тёплое солнце.

По Н. Сладкову

IV. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите таблицу на с. 116 учебника.

— Сравните изменение глаголов по временам.

— Используя данную таблицу, образуйте временные формы от глаголов писать, рисовать, клеить, молчать.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 205 (с. 116).

(Коллективное устное выполнение.)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как изменяются глаголы?

— От каких глаголов можно образовать все временные формы?

— От каких глаголов можно образовать только формы про­шедшего и будущего времени?

Упр. 206 (с. 117). (Работа в парах. Проверка.)

— Назовите глаголы, от которых вы образовали три формы времени. (Кричать, блестеть, спешить.)

— На какой вопрос они отвечают?

— Назовите глаголы, от которых вы образовали только формы прошедшего и будущего времени. (Закричать, заблестеть, поспешить.)

— На какой вопрос они отвечают?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 207(с. 117).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр. 208 (с. 117).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

— Разделите текст на три части.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте текст по частям.

— Назовите глагол, который вы подчеркнули. (Собрал.)

— Обоснуйте свой выбор. (Это форма прошедшего времени единственного числа.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Подберите два глагола: 1) отвечает на вопрос что делать?; 2) отвечает на вопрос что сделать? Измените глаголы по временам.

— Назовите глагол, от которого вы образовали три формы времени.

— Назовите глагол, от которого вы образовали только формы прошедшего и будущего времени.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как изменяются глаголы?

Домашнее задание

Упр. 209 (с. 118).

Урок 146. Изменение глаголов по временам

Цель: развивать умение изменять глаголы по временам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте стихотворение.

— Назовите глаголы, которые употреблены в переносном зна­чении.

— Какие незнакомые слова встретились в тексте?

— Объясните их лексическое значение.

— Прочитайте глаголы, назовите их время и число.

III. Актуализация знаний

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Настала в..сна. Со..нце согнало сне., с п..лей. Раскрылись поч..ки на дерев..ях. Показались м.лоденькие л..сточки. Пр..снулась пчёлка. Она разбудила св..их подру.. . Пчёлки вылетели из ул..я. Вот под кустиком они увидели синий цв..точек. Пчёлки нап..лись сока и вес..ло пол..тели д.. мой.

По К. Ушинскому

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте. Определите время и число глаголов.

В саду кричал грач. Звонко пел жаворонок. Ворковал голубь. Воробей прыгал по дорожке. Гудела пчела в кусте сирени. Блестел солнечный луч.

— Поставьте глаголы в настоящее время и измените их число. Запишите текст.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 210 (с. 118).

— Прочитайте стихотворение.

— Чему удивилась мама?

— Обсудите и выполните задания в парах.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

— Прочитайте глаголы и назовите их время.

(Далее несколько учеников рассказывают свои тексты.)

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово квартира в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом квартира, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 211 (с. 119).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

— Прочитайте глаголы, назовите их время.

— Назовите глагол в неопределённой форме. Упр. 212 (с. 119).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово герой в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом герой, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VIII. Рефлексия

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

• Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

• Кто любит лгать, того нельзя за друга принять.

• Что в воду упало, то пропало.

— В какой пословице есть глагол в форме 2-го лица един­ственного числа? По какому признаку вы определили? (По окончанию -ёшь.)

— В какой пословице есть глаголы в неопределённой фор­ме? По какому признаку вы определили? (Оканчиваются на -ть.)

— В какой пословице есть глаголы в прошедшем времени? По какому признаку вы определили? (По суффиксу -л-.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как изменяются глаголы?

Домашнее задание

Составить и записать три предложения с глаголами в разном времени.

Урок 14 7. Обучающее изложение

Цель: развивать умения передавать содержание текста по кол­лективно составленному плану, писать слова с изученными ор­фограммами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите глаголы и их время.

III. Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом Упр. 213 (с. 120).

— Прочитайте текст.

— О ком он?

— Как можно озаглавить текст?

— Определите тему текста.

— Назовите его главную мысль.

— Куда направлялся лось?

— Как он вёл себя?

— Что сделал лось?

— Что значит «зимнюю шапку ломает»?

2. Составление плана

— Прочитайте три части текста.

— Какие вопросы можно поставить к этим частям?

3. Лексическая работа

— Как можно назвать лося, чтобы не было повторов? (Он, ве­ликан.)

— Выпишите глаголы из первых трёх частей текста.

4. Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объ­ясняют их написание.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один уче­ник рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Само­проверка.)

VII. Подведение итогов урока

— Что мы делали сегодня на уроке?

— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с глаголами в неопре­делённой форме.

Урок 148. Род глаголов в прошедшем времени

Цель: познакомить с изменением глаголов в прошедшем вре­мени по родам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите глаголы в неопределённой форме.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Запишите глаголы в настоящем времени. Образец: писать — пишу.

Кричать, молчать, бить, ловить, вить. Образец: пить — пьёт. Лить, шить, греметь, дрожать.

— Запишите глаголы в прошедшем времени. Образец: что сделал ? — продрог.

Приползу, вылезу, сберегу, увязну, замёрзну, окрепну, запрягу, при­лягу, помогу, разгрызу, озябну, охрипну, ототру, запру.

— Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами, укажите их время.

...Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.

А. Пушкин

2. Комментированное письмо

Ночью раздался страшный треск. К утру река вздулась. Около леса вода затопила дом лесника. Семья лесника спасалась на крыше.

— Слова с какими орфограммами встретились в этом тексте? Объясните их написание, подберите проверочные слова.

— Найдите в тексте глаголы, определите их время.

— Найдите в тексте имена существительные, определите их род.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Светил, светила, светило.

— Что в них общего? (Это глаголы прошедшего времени.)

— Чем отличаются эти глаголы?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над изменением глаголов по родам

— Прочитайте предложения. Яблоко лежал...

Кошка лежал... Снег лежал...

— Определите время глаголов. (Прошедшее.)

— Как вы определили? (По вопросам и суффиксу -л-.)

— Какие окончания вы бы написали? Почему?

2. Работа по учебнику Упр. 214 (с. 121).

— Прочитайте стихотворение.

— Найдите глаголы. Определите их время и число.

— Определите род каждого глагола.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как определить род глагола? (Породу имени существитель­ного, с которым он связан.)

Упр. 215 (с. 121).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте глаголы, назовите их род и окончания.

— Прочитайте сведения о языке на с. 122.

— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

— На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в мужском, женском, среднем роде?

— Приведите примеры.

— От чего зависит род глагола?

— Что можно сказать о глаголах прошедшего времени во мно­жественном числе?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 216 (с. 122).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр. 217 (с. 122).

— Прочитайте стихотворение. О чём в нём говорится?

— Какое настроение оно вызывает?

— Обсудите и выполните задание в парах.

— Прочитайте глаголы, назовите их род, число и окончания. 2. Комментированное письмо

Потемнел., небо. Налетел., первая гроза. Полил., землю тёплый ве­сенний дождь. Он сразу смыл., последний снег в лесу.

По Г. Скребицкому

(Следует обратить внимание учащихся на нулевое окончание в глаголах прошедшего времени мужского рода.)

VIII. Рефлексия

Игра «Не подведи свой ряд»

(Первый ряд записывает глаголы женского рода, второй — мужского, третий — среднего.)

Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.

— Как изменяются глаголы прошедшего времени в единствен­ном числе?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— От чего зависит род глагола?

Домашнее задание

Упр. 218 (с. 122).

Урок 14 9. Род глаголов в прошедшем времени

Цель: развивать умение определять род глаголов в прошедшем времени.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте пары глаголов в неопределённой форме.

— Прочитайте пары глаголов в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Спишите, измените время глаголов на прошедшее.

Подуют студёные ветры, и зима загудит в трубу. Зачерствеет грязь на дороге, станет жёсткой, как камень. Лужицы промёрзнут до дна. Вся деревня заскучает. Таня будет сидеть дома и играть в куклы и на улицу не пойдёт.

По Л. Воронковой

—Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на настоящее.

Спала Маша в постельке и видела чудесный сон. Шла она будто ле­сом дремучим и видела: перед ней сидел старик Мороз-Иванович, седой- седой. Сидел он на ледяной лавочке да снежные комочки ел; когда голо­вой тряс, — от волос иней сыпался, а когда дышал, — валил пар густой.

По В. Одоевскому

2. Фронтальная работа

—Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на будущее.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

— О чём идёт речь в сказке-загадке?

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

—Запишите по три глагола прошедшего времени мужского, женского и среднего рода.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 219 (с. 123).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте нераспространённые предложения.

— Назовите род глаголов. Упр. 220 (с. 123).

— Прочитайте предложения.

—По какому признаку можно узнать глаголы прошедшего времени? {По суффиксу -л-.)

— Выполните задания.

— Прочитайте предложения.

— Назовите род глаголов и их окончания.

2. Выборочный диктант

— Выпишите глаголы с приставками. Приставки выделите. Вышли мы из леса на поляну и удивились. Сколько цветов! Они по­крыли ярким ковром всю поляну. Зацвели ромашки, лиловые колоколь­чики. Набежал лёгкий ветерок. Поклонились нам колокольчики. С реки потянуло прохладой.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 221 (с. 123).

— Прочитайте предложения.

— Составьте текст из данных предложений.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте текст.

— Какими предложениями можно дополнить этот текст?

VIII. Рефлексия

— Найдите в каждой строке лишнее слово и запишите его.

1) Ищи, блестит, береги, найдёшь.

2) Жить, служить, петь, решает.

3) Отдал, начал, приняли, услышит.

4) Поиграл, получишь, вспомнишь, исправишь.

— Как изменяются глаголы прошедшего времени в единствен­ном числе?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 222 (с. 124).

Урок 1 5 0. Правописание частицы не с глаголами

Цели: познакомить с ролью частицы не; учить писать части­цу не с глаголами раздельно.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Объясните лексическое значение каждого глагола.

— Назовите слова с орфограммами и объясните их написание.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Отданных глаголов образуйте формы настоящего, прошед­шего и будущего времени. Запишите по образцу. Выделите приставки.

Образец: (что делать?) кормить - (что делает?) кормит, (что делал?) кормил, (что сделает?) накормит, (что будет делать?) будет кормить.

Читать, лепить, прыгать, свистеть. 2. Фронтальная работа

—Запишите глаголы в прошедшем времени. Выделите при­ставки.

Прочитаю, потеряю, прилечу, сохраню, привяжу, угощу, запищу, разнесу, приплыву, размещу, наточу, накошу.

IV. Самоопределение к деятельности

Завести велели мне Новые привычки. Никогда девчонок не Дёргать за косички! Никогда с братишкой не Драться за обедом! На уроках больше не Говорить с соседом! Я согласен даже не Рисовать на карте! Я согласен даже не Танцевать на парте! Но не делайте вы мне Никаких упрёков, Если даже я и не Выучу уроков!

Ю. Вронский

—Чем необычно это стихотворение? (В нём много глаголов с частицей не.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 223 (с. 124).

— Прочитайте стихотворение.

— А что вы можете рассказать о своём друге? Составьте рассказ.

— Объясните написание слов с орфограммами.

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Назовите глаголы, которые вы выписали.

— Как пишется не с глаголами? (Раздельно.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

2. Упражнение в написании глаголов с частицейне

—Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами. Подчерк­ните частицу не.

1) Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. 2) Не гордись званием, а гордись знанием. 3) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 4) Лёжа пишу не добудешь. 5) Не потрудишься - счастья не узнаешь.

— Объясните смысл пословиц.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 224 (с. 124).

— Прочитайте выражения. Объясните их смысл.

— Спишите пословицы. (Взаимопроверка.) Упр. 225 (с. 125).

— Прочитайте, как нужно говорить правильно.

— Какое значение вносит частица не? (Отрицания.)

VIII. Рефлексия

— Спишите, раскройте скобки. Подчеркните частицу не перед глаголами.

1) Москва, что гранит: никто Москву (не)победит. 2) Кто в Москве (не)бывал, красоты (не)видал. 3) Кто (не)сеет, тот (не)жнёт. 4) Кто се­годня обманет, тому и завтра (не)поверят. 5) Смелого да умелого и страх (не)возьмёт, и враг (не)побьёт. 6) Торопливость делу (не)помогает.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как пишется частица не с глаголами?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с глаголами с частицей не.

Урок 151. Правописание частицынес глаголами

Цель: развивать умения употреблять и правильно писать гла­голы с частицей не.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения.

— Назовите глаголы.

— Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно.)

III. Актуализация знаний

— От данных глаголов образуйте однокоренные глаголы с по­мощью приставок на-, за-, с-, при- так, чтобы они отвечали на вопрос что сделает?Запишите, укажите время глаголов.

Образец: пишет — напишет.

Поёт, рисует, колет, темнеет, топит, веет, свищет, спит, смеётся, тает, греет, бежит, печёт, гладит, играет.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.

— Спишите пословицу. Обозначьте орфограммы.

— Как написан глагол с частицей не? (Раздельно.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 226 (с. 125).

— Прочитайте текст.

— Какие по цели высказывания предложения встретились в этом тексте?

— Обсудите и выполните задание в парах.

— Прочитайте глаголы, которые вы выписали.

— Какие ещё просьбы могут быть у библиотечной книги? Упр. 227 (с. 125).

(Работа в парах. Проверка.)

— Прочитайте предложения, которые вы выписали.

— Прочитайте полезные советы, которые вы записали.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Наши рекомендации