Как мама глаголиха учила глагольчиков
Жила-была мама Глаголиха со своими детьми - десятью глагольчи- ками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики выросли, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.
— И дети, и я, и весь наш род занимаемся интересной работой. Мы трудимся в предложении. Там подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим... А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется игра «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы, у нас есть для этого...
— Как вы думаете, ребята, о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам?
2. Работа по учебнику Упр. 200 (с. 114).
— Прочитайте текст.
— Определите тип текста. Докажите.
— Какой заголовок подойдёт к тексту?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте глаголы, которые вы выписали. Назовите время этих глаголов.
Упр. 201 (с. 114).
— Прочитайте вопросы. На какие из них вы можете ответить?
— Выполните задания.
— Прочитайте предложение, которое вы выписали. Назовите глагол.
(Несколько учеников рассказывают текст-рассуждение.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 202 (с. 115).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте предложения. Назовите личные местоимения, которые вы добавили.
— Прочитайте глаголы в каждом предложении. Назовите время, число глаголов и их окончания.
— Как вы определили время и число глаголов?
— На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем и будущем времени?
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
— Что нужно помнить об их написании? Упр. 203 (с. 115).
— Прочитайте загадку.
— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
— Найдите в загадке глаголы. Поставьте к ним вопросы. Определите их время и число.
— По какому признаку можно определить прошедшее время глаголов?
— Обратите внимание, что перед суффиксом -л- стоит глагольный суффикс.
— Выделите суффикс -л- в глаголах.
2. Разбор слов по составу
— Спишите. Разберите слова по составу. Прилетел, бежит, читаешь.
VIII. Рефлексия
— Отгадайте загадку. Спишите. Укажите время глаголов. Обозначьте орфограммы.
Никто его видывал, А слышать всякий слыхивал, Без тела, а живёт оно, Без языка — кричит. (Эхо.)
— Как отличить глагол прошедшего времени от глагола настоящего времени?
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 204 (с. 116).
Урок 1 4 5. Изменение глаголов по временам
Цель: формировать умение изменять глаголы по временам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Прочитайте глаголы в каждой пословице. Назовите их время и число.
— Прочитайте глаголы, которые вы выписали. На какой вопрос они отвечают?
— Назовите окончания этих глаголов.
III. Актуализация знаний
Предупредительный диктант
Лесная соня
Зиму лесная соня проспала в норе под кустом. Вот пришла весна. Ярко засветило солнце. В лесу стало тихо и зелено. Под землёй было темно и сыро. Соня вылезла из норы и свила гнездо на кусте. Теперь соня начала принимать солнечные ванны. Кругом свежий воздух и тёплое солнце.
По Н. Сладкову
IV. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите таблицу на с. 116 учебника.
— Сравните изменение глаголов по временам.
— Используя данную таблицу, образуйте временные формы от глаголов писать, рисовать, клеить, молчать.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 205 (с. 116).
(Коллективное устное выполнение.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как изменяются глаголы?
— От каких глаголов можно образовать все временные формы?
— От каких глаголов можно образовать только формы прошедшего и будущего времени?
Упр. 206 (с. 117). (Работа в парах. Проверка.)
— Назовите глаголы, от которых вы образовали три формы времени. (Кричать, блестеть, спешить.)
— На какой вопрос они отвечают?
— Назовите глаголы, от которых вы образовали только формы прошедшего и будущего времени. (Закричать, заблестеть, поспешить.)
— На какой вопрос они отвечают?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 207(с. 117).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Упр. 208 (с. 117).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
— Разделите текст на три части.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте текст по частям.
— Назовите глагол, который вы подчеркнули. (Собрал.)
— Обоснуйте свой выбор. (Это форма прошедшего времени единственного числа.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Подберите два глагола: 1) отвечает на вопрос что делать?; 2) отвечает на вопрос что сделать? Измените глаголы по временам.
— Назовите глагол, от которого вы образовали три формы времени.
— Назовите глагол, от которого вы образовали только формы прошедшего и будущего времени.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как изменяются глаголы?
Домашнее задание
Упр. 209 (с. 118).
Урок 146. Изменение глаголов по временам
Цель: развивать умение изменять глаголы по временам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворение.
— Назовите глаголы, которые употреблены в переносном значении.
— Какие незнакомые слова встретились в тексте?
— Объясните их лексическое значение.
— Прочитайте глаголы, назовите их время и число.
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Настала в..сна. Со..нце согнало сне., с п..лей. Раскрылись поч..ки на дерев..ях. Показались м.лоденькие л..сточки. Пр..снулась пчёлка. Она разбудила св..их подру.. . Пчёлки вылетели из ул..я. Вот под кустиком они увидели синий цв..точек. Пчёлки нап..лись сока и вес..ло пол..тели д.. мой.
По К. Ушинскому
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте. Определите время и число глаголов.
В саду кричал грач. Звонко пел жаворонок. Ворковал голубь. Воробей прыгал по дорожке. Гудела пчела в кусте сирени. Блестел солнечный луч.
— Поставьте глаголы в настоящее время и измените их число. Запишите текст.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 210 (с. 118).
— Прочитайте стихотворение.
— Чему удивилась мама?
— Обсудите и выполните задания в парах.
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте глаголы и назовите их время.
(Далее несколько учеников рассказывают свои тексты.)
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово квартира в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом квартира, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 211 (с. 119).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте глаголы, назовите их время.
— Назовите глагол в неопределённой форме. Упр. 212 (с. 119).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово герой в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом герой, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
• Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
• Кто любит лгать, того нельзя за друга принять.
• Что в воду упало, то пропало.
— В какой пословице есть глагол в форме 2-го лица единственного числа? По какому признаку вы определили? (По окончанию -ёшь.)
— В какой пословице есть глаголы в неопределённой форме? По какому признаку вы определили? (Оканчиваются на -ть.)
— В какой пословице есть глаголы в прошедшем времени? По какому признаку вы определили? (По суффиксу -л-.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как изменяются глаголы?
Домашнее задание
Составить и записать три предложения с глаголами в разном времени.
Урок 14 7. Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите глаголы и их время.
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом Упр. 213 (с. 120).
— Прочитайте текст.
— О ком он?
— Как можно озаглавить текст?
— Определите тему текста.
— Назовите его главную мысль.
— Куда направлялся лось?
— Как он вёл себя?
— Что сделал лось?
— Что значит «зимнюю шапку ломает»?
2. Составление плана
— Прочитайте три части текста.
— Какие вопросы можно поставить к этим частям?
3. Лексическая работа
— Как можно назвать лося, чтобы не было повторов? (Он, великан.)
— Выпишите глаголы из первых трёх частей текста.
4. Орфографическая работа
(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)
VII. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с глаголами в неопределённой форме.
Урок 148. Род глаголов в прошедшем времени
Цель: познакомить с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите глаголы в неопределённой форме.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Запишите глаголы в настоящем времени. Образец: писать — пишу.
Кричать, молчать, бить, ловить, вить. Образец: пить — пьёт. Лить, шить, греметь, дрожать.
— Запишите глаголы в прошедшем времени. Образец: что сделал ? — продрог.
Приползу, вылезу, сберегу, увязну, замёрзну, окрепну, запрягу, прилягу, помогу, разгрызу, озябну, охрипну, ототру, запру.
— Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами, укажите их время.
...Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.
А. Пушкин
2. Комментированное письмо
Ночью раздался страшный треск. К утру река вздулась. Около леса вода затопила дом лесника. Семья лесника спасалась на крыше.
— Слова с какими орфограммами встретились в этом тексте? Объясните их написание, подберите проверочные слова.
— Найдите в тексте глаголы, определите их время.
— Найдите в тексте имена существительные, определите их род.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Светил, светила, светило.
— Что в них общего? (Это глаголы прошедшего времени.)
— Чем отличаются эти глаголы?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над изменением глаголов по родам
— Прочитайте предложения. Яблоко лежал...
Кошка лежал... Снег лежал...
— Определите время глаголов. (Прошедшее.)
— Как вы определили? (По вопросам и суффиксу -л-.)
— Какие окончания вы бы написали? Почему?
2. Работа по учебнику Упр. 214 (с. 121).
— Прочитайте стихотворение.
— Найдите глаголы. Определите их время и число.
— Определите род каждого глагола.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как определить род глагола? (Породу имени существительного, с которым он связан.)
Упр. 215 (с. 121).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте глаголы, назовите их род и окончания.
— Прочитайте сведения о языке на с. 122.
— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
— На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в мужском, женском, среднем роде?
— Приведите примеры.
— От чего зависит род глагола?
— Что можно сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 216 (с. 122).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Упр. 217 (с. 122).
— Прочитайте стихотворение. О чём в нём говорится?
— Какое настроение оно вызывает?
— Обсудите и выполните задание в парах.
— Прочитайте глаголы, назовите их род, число и окончания. 2. Комментированное письмо
Потемнел., небо. Налетел., первая гроза. Полил., землю тёплый весенний дождь. Он сразу смыл., последний снег в лесу.
По Г. Скребицкому
(Следует обратить внимание учащихся на нулевое окончание в глаголах прошедшего времени мужского рода.)
VIII. Рефлексия
Игра «Не подведи свой ряд»
(Первый ряд записывает глаголы женского рода, второй — мужского, третий — среднего.)
Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.
— Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— От чего зависит род глагола?
Домашнее задание
Упр. 218 (с. 122).
Урок 14 9. Род глаголов в прошедшем времени
Цель: развивать умение определять род глаголов в прошедшем времени.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары глаголов в неопределённой форме.
— Прочитайте пары глаголов в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Спишите, измените время глаголов на прошедшее.
Подуют студёные ветры, и зима загудит в трубу. Зачерствеет грязь на дороге, станет жёсткой, как камень. Лужицы промёрзнут до дна. Вся деревня заскучает. Таня будет сидеть дома и играть в куклы и на улицу не пойдёт.
По Л. Воронковой
—Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на настоящее.
Спала Маша в постельке и видела чудесный сон. Шла она будто лесом дремучим и видела: перед ней сидел старик Мороз-Иванович, седой- седой. Сидел он на ледяной лавочке да снежные комочки ел; когда головой тряс, — от волос иней сыпался, а когда дышал, — валил пар густой.
По В. Одоевскому
2. Фронтальная работа
—Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на будущее.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
— О чём идёт речь в сказке-загадке?
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
—Запишите по три глагола прошедшего времени мужского, женского и среднего рода.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 219 (с. 123).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте нераспространённые предложения.
— Назовите род глаголов. Упр. 220 (с. 123).
— Прочитайте предложения.
—По какому признаку можно узнать глаголы прошедшего времени? {По суффиксу -л-.)
— Выполните задания.
— Прочитайте предложения.
— Назовите род глаголов и их окончания.
2. Выборочный диктант
— Выпишите глаголы с приставками. Приставки выделите. Вышли мы из леса на поляну и удивились. Сколько цветов! Они покрыли ярким ковром всю поляну. Зацвели ромашки, лиловые колокольчики. Набежал лёгкий ветерок. Поклонились нам колокольчики. С реки потянуло прохладой.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 221 (с. 123).
— Прочитайте предложения.
— Составьте текст из данных предложений.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте текст.
— Какими предложениями можно дополнить этот текст?
VIII. Рефлексия
— Найдите в каждой строке лишнее слово и запишите его.
1) Ищи, блестит, береги, найдёшь.
2) Жить, служить, петь, решает.
3) Отдал, начал, приняли, услышит.
4) Поиграл, получишь, вспомнишь, исправишь.
— Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 222 (с. 124).
Урок 1 5 0. Правописание частицы не с глаголами
Цели: познакомить с ролью частицы не; учить писать частицу не с глаголами раздельно.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Объясните лексическое значение каждого глагола.
— Назовите слова с орфограммами и объясните их написание.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Отданных глаголов образуйте формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Запишите по образцу. Выделите приставки.
Образец: (что делать?) кормить - (что делает?) кормит, (что делал?) кормил, (что сделает?) накормит, (что будет делать?) будет кормить.
Читать, лепить, прыгать, свистеть. 2. Фронтальная работа
—Запишите глаголы в прошедшем времени. Выделите приставки.
Прочитаю, потеряю, прилечу, сохраню, привяжу, угощу, запищу, разнесу, приплыву, размещу, наточу, накошу.
IV. Самоопределение к деятельности
Завести велели мне Новые привычки. Никогда девчонок не Дёргать за косички! Никогда с братишкой не Драться за обедом! На уроках больше не Говорить с соседом! Я согласен даже не Рисовать на карте! Я согласен даже не Танцевать на парте! Но не делайте вы мне Никаких упрёков, Если даже я и не Выучу уроков!
Ю. Вронский
—Чем необычно это стихотворение? (В нём много глаголов с частицей не.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 223 (с. 124).
— Прочитайте стихотворение.
— А что вы можете рассказать о своём друге? Составьте рассказ.
— Объясните написание слов с орфограммами.
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Назовите глаголы, которые вы выписали.
— Как пишется не с глаголами? (Раздельно.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
2. Упражнение в написании глаголов с частицейне
—Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами. Подчеркните частицу не.
1) Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. 2) Не гордись званием, а гордись знанием. 3) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 4) Лёжа пишу не добудешь. 5) Не потрудишься - счастья не узнаешь.
— Объясните смысл пословиц.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 224 (с. 124).
— Прочитайте выражения. Объясните их смысл.
— Спишите пословицы. (Взаимопроверка.) Упр. 225 (с. 125).
— Прочитайте, как нужно говорить правильно.
— Какое значение вносит частица не? (Отрицания.)
VIII. Рефлексия
— Спишите, раскройте скобки. Подчеркните частицу не перед глаголами.
1) Москва, что гранит: никто Москву (не)победит. 2) Кто в Москве (не)бывал, красоты (не)видал. 3) Кто (не)сеет, тот (не)жнёт. 4) Кто сегодня обманет, тому и завтра (не)поверят. 5) Смелого да умелого и страх (не)возьмёт, и враг (не)побьёт. 6) Торопливость делу (не)помогает.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как пишется частица не с глаголами?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с глаголами с частицей не.
Урок 151. Правописание частицынес глаголами
Цель: развивать умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей не.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения.
— Назовите глаголы.
— Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно.)
III. Актуализация знаний
— От данных глаголов образуйте однокоренные глаголы с помощью приставок на-, за-, с-, при- так, чтобы они отвечали на вопрос что сделает?Запишите, укажите время глаголов.
Образец: пишет — напишет.
Поёт, рисует, колет, темнеет, топит, веет, свищет, спит, смеётся, тает, греет, бежит, печёт, гладит, играет.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
— Спишите пословицу. Обозначьте орфограммы.
— Как написан глагол с частицей не? (Раздельно.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 226 (с. 125).
— Прочитайте текст.
— Какие по цели высказывания предложения встретились в этом тексте?
— Обсудите и выполните задание в парах.
— Прочитайте глаголы, которые вы выписали.
— Какие ещё просьбы могут быть у библиотечной книги? Упр. 227 (с. 125).
(Работа в парах. Проверка.)
— Прочитайте предложения, которые вы выписали.
— Прочитайте полезные советы, которые вы записали.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала