Диспансеризация детей с 3 до 6 лет
Вопр 1
Профилактика стоматологических заболеваний — одна из важнейших задач здравоохранения. Она является составной частью комплексной программы оздоровления населения. Подход к решению проблемы сокращения потери зубов методом индивидуальной помощи малоэффективен. Необходимо применять решительные меры по санитарному просвещению населения и профилактике, направленные на сохранение зубов в течение всей жизни человека, освобождение его от страданий и боли, предупреждение утраты функции зубов. Таким образом, под профилактикой подразумевают комплекс государственных, коллективных, семейных и индивидуальных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и сохранность здоровья населения. Цель профилактической стоматологии — не только предупреждение болезней полости рта, но и контроль за ними, причем профилактика имеет первостепенное значение. В соответствии с рекомендациями ВОЗ профилактические мероприятия принято разделять на первичные, вторичные и третичные.
Источник: http://meduniver.com/Medical/stomatologia/208.html MedUniver
Первичная профилактика — это комплекс государственных, социальных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний. Она предусматривает оздоровление полости рта в результате: 1) санитарного просвещения населения по гигиене полости рта; 2) разработки программ питания, направленных на улучшение состояния и рациона питания; 3) периодического обследования полости рта у врача для предупреждения заболеваний. Основная роль стоматологического персонала на этом уровне сводится к санитарному просвещению, обучению медицинских работников и населения методам профилактики, осуществлению контроля за эффективностью профилактических мероприятий. Вторичная профилактика предусматривает терапевтическое вмешательство при ранних признаках и симптомах заболевания в целях предотвращения его развития. Задачи вторичной профилактики — санитарное просвещение по гигиене полости рта, касающееся удаления зубной бляшки, аппликации препаратов фтора и реминерализирующих веществ при первичных кариозных поражениях зубов, а также выявление и устранение причин аккумуляции бляшки, в том числе зубного камня. Сюда можно отнести и плановое лечение кариеса зубов и болезней периодонта на ранних стадиях заболеваний. Третичная профилактика включает лечение развившихся заболеваний, направленное на предотвращение их прогрессирования, предупреждение осложнений и последствий, восстановление утраченной функции зубочелюстной системы в результате потери зубов с помощью протезов и других средств.
Источник: http://meduniver.com/Medical/stomatologia/208.html MedUniver
Вопр 3
Диспансеризация- это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка. Диспансеризация предусматривает динамическое наблюдение за ребенком с индивидуальной частотой посещений врача, индивидуальными профилактическими и лечебными мероприятиями, обусловленными состоянием здоровья пациента.
Основные задачи диспансеризации:
- контроль развития челюстно-лицевой области ребенка;
- первичная профилактика стоматологических заболеваний;
- выявление и лечение ранних стадий заболеваний органов и тканей полости рта (вторичная профилактика, санация);
- реабилитация детей с врожденной и приобретенной патологией челюстно-лицевой области.
По сравнению с другими методами организации стоматологической помощи детям (плановой санацией полости рта, санацией по обращаемости) система диспансеризации имеет существенные преимущества:
· улучшение стоматологического здоровья населения;
· улучшение стоматологического обслуживания с помощью расширения фрагмента профилактики;
· уменьшение психологического напряжения врача при работе с детьми и облегчение работы путем уменьшения трудоемких манипуляций;
· изменение содержания работы с детьми в сторону легкопереносимых и безболезненных манипуляций, что улучшает эмоциональное состояние пациентов и их родителей.
Организация диспансеризации детского населения включает несколько этапов:
- подготовительный – обучение персонала, подготовка документации, изучение эпидемиологической обстановки и другие организационные мероприятия;
- начальный – первичное обследование детей, проведение необходимых профилактических мероприятий, лечение выявленной патологии, определение диспансерной группы и составление индивидуальных планов (программ) лечебно-профилактических мероприятий для каждого ребенка;
- основной – диспансеризация детей в соответствии с индивидуальными программами;
- этап оценки эффективности диспансеризации – ежегодная корректировка индивидуальных программ диспансеризации детей на основании полученных результатов.
При составлении индивидуальных планов (программ) диспансеризации детей используют три основных блока:
- Информационно-обучающий - беседа с родителями и детьми по вопросам профилактики и лечения стоматологических заболеваний, мотивация к выполнению назначений стоматолога, обучение чистке зубов, обеспечение памятками, буклетами и другими информационно-наглядными материалами.
- Медико-профилактический – назначение средств эндогенной профилактики кариеса, проведение экзогенной профилактики кариеса, профессиональная чистка зубов, миогимнастика и др. методы профилактики зубочелюстных аномалий.
- Лечебный блок – использование современных технологий лечения стоматологических заболеваний (терапевтическое, пародонтологическое, хирургическое, ортодонтическое, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение).
Диспансеризацию детей осуществляет детский стоматолог совместно со стоматологическим гигиенистом. Детский стоматолог проводит обследование детей, лечит выявленную патологию, составляет индивидуальные программы лечебно-профилактических мероприятий, направляет детей к другим специалистам, оценивает эффективность диспансеризации детей, руководит работой гигиениста. Гигиенист проводит гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей, выполняет профилактические процедуры, ведет документацию. В контрольной карте диспансерного наблюдения (форма №30) записывает группу диспансеризации ребенка, дату повторного приема. Все сведения состояния ребенка, запланированных и выполненных лечебно-профилактических мероприятиях вносят в амбулаторную карту (форма №43) или в санационную карту (форма №267).
Диспансеризация детей раннего возраста (до 3-х лет)
Диспансеризацию детей раннего возраста проводят в стоматологическом кабинете детской стоматологической поликлиники, возможно сочетание осмотров и профилактических мероприятий в комнате здорового ребенка соматической поликлиники с направлением детей (по показаниям) на лечение к детскому стоматологу. Негосударственные стоматологические учреждения также могут проводить диспансеризацию обратившихся к ним пациентов раннего возраста.
При первом осмотре проводят обследование ребенка, оценивают рост и развитие челюстно-лицевой области, выделяют факторы риска развития основных стоматологических заболеваний
По результатам первичного обследования определяют ребенку диспансерную группу:
· I группа – здоровые дети.
· II группа – дети с факторами риска развития стоматологических заболеваний.
Факторы риска - возраст до 12 месяцев: нарушение физиологического течения беременности (токсикоз); заболевания матери в период беременности; высокая степень активности кариеса и зубочелюстные аномалии у родителей; нарушение срока рождения ребенка; малая масса тела при рождении; родовая травма; частые острые и хронические заболевания ребенка; прием медикаментов, влияющих на состояние органов тканей полости рта; ротовое дыхание; искусственное вскармливание; отсутствие гигиенического ухода за полостью рта; неудовлетворительное социально-экономическое положение семьи.
Возраст 1-2 года. Дополнительно к предыдущим факторам: ночные кормления ребенка сладкими и кислыми продуктами; частое употребление сладких продуктов; недостаток овощей, фруктов, молочных продуктов; мягкая пища, кормление из бутылочки (нарушение функции жевания); аномалии мягких тканей, недостаточный гигиенический уход за полостью рта.
- III группа – дети, имеющие различные стоматологические заболевания (врожденные и приобретенные ЗЧА и деформации, пороки развития тканей зубов, кариес зубов и др.)
Диспансерная работа с детьми раннего возраста:
I группа – родителям дают общие рекомендации по профилактике кариеса зубов, ЗЧА, травматических повреждений ЧЛО. Ограничение сладкого, достаточное количество твердой пищи, тщательная гигиена полости рта. Не мене важна мотивация родителей к выполнению рекомендаций стоматолога. Желательно, чтобы первый стоматологический осмотр ребенок прошел в возрасте до 6 месяцев. Повторно осматривают детей в 12 месяцев, затем – после прорезывания первых моляров (14-18 месяцев) и вторых моляров (20-30 месяцев), в дальнейшем - через 6 месяцев. При каждом повторном осмотре ребенка вновь оценивают риск развития кариеса зубов и зубочелюстных аномалий. Выявление факторов риска или начальных стадий стоматологических заболеваний обосновывает перевод ребенка во II и III диспансерную группу соответственно.
II группа – осматривают каждые 6 месяцев. Проводят экзогенную и эндогенную профилактику кариеса, дают рекомендации по оптимизации питания и гигиене полости рта, устранению вредных привычек, по показаниям консультация педиатра, ортодонта. При начальных признаках стоматологических заболеваний переводят в III диспансерную группу.
III группа – требует комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Повторные осмотры проводят каждые 3 месяца. Детей с врожденной патологией направляют в специализированные центры, детей с ЗЧА и деформациями, нуждающихся в профилактическом протезировании, направляют на лечение к врачу-ортодонту.
Диспансеризация детей с 3 до 6 лет
Диспансеризация детей с 3 до 6 лет, посещающих детские дошкольные учреждения, проводится в стоматологическом кабинете школьно-дошкольного участка, дошкольных учреждениях и стоматологических поликлиниках.
Пять групп наблюдения:
- I группа – здоровые дети.
- II группа – дети с факторами риска развития стоматологических заболеваний.
В I и II группе проводят: стоматологическое обследование детей 2 раза в год, экзогенную профилактику кариеса, профессиональную гигиену полости рта. С родителями и детьми ведут санитарно-просветительскую работу по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Родителей учат контролировать состояние зубов детей. С родителями и детьми II группы дополнительно осуществляют индивидуальную работу, направленную на устранение выявленных факторов риска основных стоматологических заболеваний.
- III группа – включают детей с низкой степенью активности кариеса. Осмотр 2 раза в год, по показаниям санируют полость рта.
- IV группа – дети со средней степенью активностью кариеса, аномалиями мягких тканей полости рта, зубочелюстными аномалиями. Осматривают 3 раза в год.
- V группа – включает детей с выраженной стоматологической патологией – декомпенсированная форма кариеса, заболевания пародонта, пороками развития твердых тканей прорезывающихся постоянных зубов, хронические заболевания слизистой оболочки полости рта, дети с зубочелюстными аномалиями. Осмотр и санацию полости рта детям этой группы проводят 4 раза в год, профилактические мероприятия 4-6 раз в год.