Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЭЛЕМЕНТАМИ СИНТАКСИСА

План:

1. Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации.

2. Методика работы над словосочетанием.

3. Методика работы над предложением.

4. Ознакомление с пунктуацией.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ

Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осоз­нанные знания о предложении и его составных частях, словах, сло­восочетаниях помогают детям в правильном образовании предло­жений, в грамматически точном их использовании.

Синтаксис— это правила соединения слов, это законы выра­жения объективной и субъективной информации при помощи слова и, наконец, это основа нашего речевого поведения и взаимопони­мания.

Основная единица синтаксиса — предложение. Русское пред­ложение располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осозна­нии этих языковых структур.

Основная направленность речи — это выражение и восприя­тие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы и окончания, служебные слова, порядок слов и интонация — все это «работает» в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Именно поэтому знакомство с синтаксисом важно с первых шагов изучения родного языка.

Минимальной единицей синтаксиса является синтаксическая форма слова (или синтаксема). Из синтаксических форм образуют­ся словосочетания и предложения. Предложения, в свою очередь, соединяются в сложные предложения, а также образуют «макси­мальную» синтаксическую единицу — текст.

Синтаксическая форма слова может использоваться в предло­жении прямо, независимо от другого слова (В саду все стихло) или входить в предложение за главным, подчиняющим словом, т.е. быть компонентом словосочетания (Беседка стояла в саду).

Словосочетанием в научной грамматике называется не просто пара слов, которая может быть вычленена из предложения, а пара синтаксических форм, которая входит в предложение как один компонент (хотя и делимый на члены предложения, например на оп­ределяемое слово и определение).

Предложение как единица речи — необходимый минимум для выражения мысли. Текст и предложение называют коммуникатив­ным уровнем синтаксиса. Слова и словосочетания, т.е. то, из чего слагаются предложения, представляют докоммуникативный уровень синтаксиса.

Термином «синтаксис» обозначают не только определенную сто­рону языка, но и раздел лингвистики, занимающийся изучением этой стороны. Синтаксис как наука представляет собой взаимо­действие нескольких направлений лингвистической мысли. Поясним это на примере основной синтаксической единицы – предложе­ния, которая рассматривается с точки зрения:

— теории членов предложения;

— теории актуального членения;

— теории речевых актов.

Теория членов предложения предполагает деление этой языко­вой единицы на составляющие (на синтаксические формы слова и словосочетания), это аналитическая операция, позволяющая отве­тить на вопрос: «Как образована данная языковая единица?»

Теория актуального членения рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы — текста, а также роль предложения в конкретном тексте.

Теория речевых актов рассматривает предложение с точки зре­ния его коммуникативной направленности, с точки зрения конк­ретных целей высказывания. Теория речевых актов выявляет ус­ловия речевой деятельности, т.е. условия, при которых достигается взаимопонимание между говорящим и слушающим.

Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложе­ния в том виде, в каком она существовала в первых русских учебниках, а принципы этой теории были сформулированы еще ан­тичными грамматиками. Учение о членах предложения было созда­но в рамках грамматики, еще не делившейся на две части — на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно связано с морфоло­гическим учением о частях речи и их формообразовании. Так была создана морфологическая схема, которая до сих пор используется в школьной практике. По этой схеме подлежащее может быть выра­жено только именительным падежом, а для выражения сказуемого предназначен глагол или глагол-связка в соединении с другой час­тью речи; остальные члены предложения выражены существитель­ными в косвенных падежах, прилагательными, наречиями и при­знаются второстепенными, т.е. необязательными. Но учащиеся в ре­чевой практике используют различные предложения, которые не укладываются в схему, и это подсказывается языковым чутьем. На­пример: У меня болит голова. В школе 29 классов. Ветром снесло крышу.

Наши рекомендации