Достоинства и недостатки разных методов кодирования. Порядковый(«+»простота присвоения кодов, экономичность использования; «-»Отсутствие дополнительной информации об объекте
Порядковый(«+»простота присвоения кодов, экономичность использования; «-»Отсутствие дополнительной информации об объекте. Невозможость выделения общности и разницы между объектами.)
В серийном порядке(«+»Упорядочевание объектов по серии, в результате чего появляется дополнительная информация;«-» Требуется дополнительное распределение множества по объектам.)
Последовательный(«+»При малой значимости, когда большая информационная емкость.; «-»Жесткость кода из-за строгости. Сложность изменения кода с целью введения новых признаков.)
Фасетный («+»Хорошая приспособленность для ношения ?. Гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасеты.; «-»Недостаточная связь между отдельными группировками.)
Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования.
4. Определение понятия «классификатор» и его структура. Виды классификаторов. Перечень основных ОК, применяемых в товароведной деятельности, их характеристика.
Классификатор – это нормативный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований кодов, классификационных группировок или объектов классификации. Структура классификатора составляет ее позицию и емкость.
Позиция классификаторов – это наименование и код класификационной группировки или объектов классификации.
Емкость классификатора – наибольшее чисто позиций, которое может содержать классификатор.
Виды классификаторов:
· международные— стандартные классификаторы, используемые по всему миру;
· межгосударственные— классификаторы, используемые в рамках экономических союзов и других межгосударственных объединений: например, классификаторы используемые в ЕС, СНГ и т.д.
· национальные, или межотраслевые— классификаторы, используемые в пределах государства. Не должны противоречить международным классификаторам;(общероссийский классификатор)
· отраслевые — классификаторы, используемые в рамках одной отрасли;
· системные — классификаторы, принятые отдельным предприятием (организацией) для применения в рамках своей автоматизированной системы. Они содержат информацию, необходимую для решения задач в конкретной АС и отсутствующую в национальном или отраслевом классификаторе.
Общероссийские классификаторы, используемые в товароведной деятельности:
· ОКП
Общероссийский классификатор продукции обеспечивает сопоставимость информации, возможность проведения автоматизированной обработки данных на продукты и услуги. Систематизирует всю товарную продукцию, прежде всего по отраслевой ее принадлежности в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции, выпускаемой по нормативно-техническим документам. ОКП состоит из классификационной части (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП). Классификационная часть представляет собой свод кодов и наименований классификационных группировок, систематизирующих продукцию по определенным признакам, как правило, потребительского характера. Ассортиментная часть представляет собой свод кодов и наименований, идентифицирующие конкретные типы, марки, исполнения и т.п. продукции, являющиеся предметом поставки и отнесенные к определенной классификационной группировке.
Пиво ОКП 91 8420
91 – продукция пищевой промышленности; 84 – продукция пивоваренной промышленности; 2 – пиво; 1 – напитки на зерновом сырье и солодовые (918421);2 – пиво светлое (918422);3 – пиво темное (918423);
· Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)
Общероссийский классификатор. Обязательность его использования при осуществлении внешнеэкономической деятельности установлена таможенным законодательством Российской Федерации. Основой ТН ВЭД является система классификация, применяемая для кодирования и идентификации товаров при проведении таможенных операций.
Система кодов в ТН ВЭД позволяет представить всю необходимую информацию о товарах в удобной для передачи и автоматизированной обработки форме. Каждому товару присваивается десятизначный код, который используется при проведении декларирования, взимании таможенных пошлин, а также при прочих таможенных операциях. Данный вид кодирования, принятый в ТН ВЭД, применяется для однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Десятизначные коды ТН ВЭД содержат следующую информацию:
· 2 первые цифры – товарная группа ТН ВЭД (например, 44 - Древесина и изделия из нее; древесный уголь);
· 4 первые цифры – товарная позиция ТН ВЭД (например, 4421 - Изделия деревянные прочие);
· 6 первых цифр – товарная субпозиция ТН ВЭД (например, 442190 - Прочие изделия деревянные);
· 10 цифр, полный код товара – товарная подсубпозиция ТН ВЭД (например, 4421909900 - Прочие деревянные изделия).
Обязанность определения кода товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, возложена на декларанта. Таможенные органы осуществляют контроль правильности кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД.
Десятизначный код товара по ТН ВЭД является основой для:
· определения ставки таможенной пошлины;
· применения мер нетарифного регулирования для данного вида товара;
· решения вопроса о начислении и взимании НДС, акциза;
· статистики внешней торговли и таможенной статистики;
· принятия решения компетентными органами, в случае таможенного правонарушения.
Цифровой десятизначный код товара по ТН ВЭД указывается в графе 33 Грузовой таможенной декларации (ГТД), в данной записи не допускаются пропуски, пробелы и дефисы.
· ОКПО– общероссийский классификатор предприятий и организаций.
· ОКУН – общероссийский классификатор услуг населению.
· ОКПДТР - общероссийский классификатор профессий рабочих и тарифных разрядов.
5. Товароведная классификация товаров. Характеристика понятий: род, класс, подкласс, группа, подгруппа, вид, наименование, товарный артикул.
Товары, как объекты коммерческой деятельности, могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной – назначение.
По назначению все товары подразделяются на роды.
· Потребительские товары – это товары, предназначенные для индивидуального потребления, то есть отдельного пользования.
· Товары промышленного назначения.
· Товары для офиса.
Все товары подразделяются на подроды и классы. Род потребительских товаров делится на триподрода:
· Продовольственные товары.
· Непродовольственные товары.
· Медицинские товары.
В основе деления на подроды лежат также назначение и удовлетворяемые товарами потребности.
Продовольственные товары удовлетворяют физиологические потребности организма человека.
Класс товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют обобщенные группы потребностей в зависимости от используемого сырья и назначения, классы делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды, разновидности. Последние два наименования могут иметь такие характеристики: марочные и номинальные. Подкласс однородных товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют аналогичные группы потребностей и имеющие определенные различия.
Группа однородных товаров – это подмножество товаров, которые удовлетворяют более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемого сырья, материалов.
Подгруппа товаров – это подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающееся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.
Вид товара – это совокупность товара, отличающегося индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров, как часть множества, обязательно имеет общее назначение с более крупными классификационными группировками. Отличается от них индивидуальным назначением.
Разновидность товара – это совокупность товаров одного вида, в которой различается ряд частных признаков.
Наименование товара – совокупность товаров определенного вида, которые отличаются от товаров собственного вида собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленные подбором сырья, конструкцией и технологией.
Подразделяется на номинальный и марочный.
Товарный артикул – ассортиментная единица товара, включающая его наименование или торговую марку, при необходимости градацию качества, тип и размер, или количественную характеристику фасованной продукции , а также иные необходимые сведения.
6. Определение понятия «ассортимент», «сортамент», «торговая номенклатура». Классификация ассортимента товаров.
Ассортимент – набор товаров, объединенный по какому-либо признаку, либо совокупности признаков и удовлетворяющий разнообразные потребности.
Сортамент – состав продукции по маркам, профилям, размерам.
Товарная номенклатура – перечень однородных и разнородных товаров общего и аналогичного назначения. Применяется при экспортно-импортной специализации. Перечень, который регламентируется в промышленной деятельности.
Классификация ассортимента:
1. На группы по местонахождению
1.1. Промышленный (вырабатывается отдельной отраслью промышленности).
1.2. Торговый (для торговой сети, характеризуется разными производителями)
2. На подгруппы в зависимости от широты:
2.1. Простой(представлен такими видами, которые классифицируются не более чем по 3 признакам. Небольшое количество групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.)
2.2. Сложный (такими видами, которые классифицируются более чем по 3 признакам. Большее количество групп, видов – конкретное розничное предприятие)
2.3. Развернутый(внутригрупповой, представляющий их разновидности. Включает и подгруппу и вид и разновидность.
2.4. Укрупненный (товары, объединенные по общим признакам в определенные совокупности групп – продовольственные товары.
2.5. Сопутствующий (набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для магазина.
2.6. Смешанный (набор товаров разных групп, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
3. По степени удовлетворения потребностей
3.1. Рациональный (набор товаров, который обеспечивает степень удовлетворения потребителей и достижение целей организации.
3.2. Оптимальный (набор товаров, который удовлетворяет реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при оптимальных затратах на их приобретение и производство.