Достоинства и недостатки разных методов кодирования. Порядковый(«+»простота присвоения кодов, экономичность использования; «-»Отсутствие дополнительной информации об объекте

Порядковый(«+»простота присвоения кодов, экономичность использования; «-»Отсутствие дополнительной информации об объекте. Невозможость выделения общности и разницы между объектами.)

В серийном порядке(«+»Упорядочевание объектов по серии, в результате чего появляется дополнительная информация;«-» Требуется дополнительное распределение множества по объектам.)

Последовательный(«+»При малой значимости, когда большая информационная емкость.; «-»Жесткость кода из-за строгости. Сложность изменения кода с целью введения новых признаков.)

Фасетный («+»Хорошая приспособленность для ношения ?. Гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасеты.; «-»Недостаточная связь между отдельными группировками.)

Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования.

4. Определение понятия «классификатор» и его структура. Виды классификаторов. Перечень основных ОК, применяемых в товароведной деятельности, их характеристика.

Классификатор – это нормативный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований кодов, классификационных группировок или объектов классификации. Структура классификатора составляет ее позицию и емкость.

Позиция классификаторов – это наименование и код класификационной группировки или объектов классификации.

Емкость классификатора – наибольшее чисто позиций, которое может содержать классификатор.

Виды классификаторов:

· международные— стандартные классификаторы, используемые по всему миру;

· межгосударственные— классификаторы, используемые в рамках экономических союзов и других межгосударственных объединений: например, классификаторы используемые в ЕС, СНГ и т.д.

· национальные, или межотраслевые— классификаторы, используемые в пределах государства. Не должны противоречить международным классификаторам;(общероссийский классификатор)

· отраслевые — классификаторы, используемые в рамках одной отрасли;

· системные — классификаторы, принятые отдельным предприятием (организацией) для применения в рамках своей автоматизированной системы. Они содержат информацию, необходимую для решения задач в конкретной АС и отсутствующую в национальном или отраслевом классификаторе.

Общероссийские классификаторы, используемые в товароведной деятельности:

· ОКП

Общероссийский классификатор продукции обеспечивает сопоставимость информации, возможность проведения автоматизированной обработки данных на продукты и услуги. Систематизирует всю товарную продукцию, прежде всего по отраслевой ее принадлежности в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции, выпускаемой по нормативно-техническим документам. ОКП состоит из классификационной части (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП). Классификационная часть представляет собой свод кодов и наименований классификационных группировок, систематизирующих продукцию по определенным признакам, как правило, потребительского характера. Ассортиментная часть представляет собой свод кодов и наименований, идентифицирующие конкретные типы, марки, исполнения и т.п. продукции, являющиеся предметом поставки и отнесенные к определенной классификационной группировке.

Пиво ОКП 91 8420

91 – продукция пищевой промышленности; 84 – продукция пивоваренной промышленности; 2 – пиво; 1 – напитки на зерновом сырье и солодовые (918421);2 – пиво светлое (918422);3 – пиво темное (918423);

· Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)

Общероссийский классификатор. Обязательность его использования при осуществлении внешнеэкономической деятельности установлена таможенным законодательством Российской Федерации. Основой ТН ВЭД является система классификация, применяемая для кодирования и идентификации товаров при проведении таможенных операций.

Система кодов в ТН ВЭД позволяет представить всю необходимую информацию о товарах в удобной для передачи и автоматизированной обработки форме. Каждому товару присваивается десятизначный код, который используется при проведении декларирования, взимании таможенных пошлин, а также при прочих таможенных операциях. Данный вид кодирования, принятый в ТН ВЭД, применяется для однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Десятизначные коды ТН ВЭД содержат следующую информацию:

· 2 первые цифры – товарная группа ТН ВЭД (например, 44 - Древесина и изделия из нее; древесный уголь);

· 4 первые цифры – товарная позиция ТН ВЭД (например, 4421 - Изделия деревянные прочие);

· 6 первых цифр – товарная субпозиция ТН ВЭД (например, 442190 - Прочие изделия деревянные);

· 10 цифр, полный код товара – товарная подсубпозиция ТН ВЭД (например, 4421909900 - Прочие деревянные изделия).

Обязанность определения кода товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, возложена на декларанта. Таможенные органы осуществляют контроль правильности кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД.

Десятизначный код товара по ТН ВЭД является основой для:

· определения ставки таможенной пошлины;

· применения мер нетарифного регулирования для данного вида товара;

· решения вопроса о начислении и взимании НДС, акциза;

· статистики внешней торговли и таможенной статистики;

· принятия решения компетентными органами, в случае таможенного правонарушения.

Цифровой десятизначный код товара по ТН ВЭД указывается в графе 33 Грузовой таможенной декларации (ГТД), в данной записи не допускаются пропуски, пробелы и дефисы.

· ОКПО– общероссийский классификатор предприятий и организаций.

· ОКУН – общероссийский классификатор услуг населению.

· ОКПДТР - общероссийский классификатор профессий рабочих и тарифных разрядов.

5. Товароведная классификация товаров. Характеристика понятий: род, класс, подкласс, группа, подгруппа, вид, наименование, товарный артикул.

Товары, как объекты коммерческой деятельности, могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной – назначение.

По назначению все товары подразделяются на роды.

· Потребительские товары – это товары, предназначенные для индивидуального потребления, то есть отдельного пользования.

· Товары промышленного назначения.

· Товары для офиса.

Все товары подразделяются на подроды и классы. Род потребительских товаров делится на триподрода:

· Продовольственные товары.

· Непродовольственные товары.

· Медицинские товары.

В основе деления на подроды лежат также назначение и удовлетворяемые товарами потребности.

Продовольственные товары удовлетворяют физиологические потребности организма человека.

Класс товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют обобщенные группы потребностей в зависимости от используемого сырья и назначения, классы делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды, разновидности. Последние два наименования могут иметь такие характеристики: марочные и номинальные. Подкласс однородных товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют аналогичные группы потребностей и имеющие определенные различия.

Группа однородных товаров – это подмножество товаров, которые удовлетворяют более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемого сырья, материалов.

Подгруппа товаров – это подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающееся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.

Вид товара – это совокупность товара, отличающегося индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров, как часть множества, обязательно имеет общее назначение с более крупными классификационными группировками. Отличается от них индивидуальным назначением.

Разновидность товара – это совокупность товаров одного вида, в которой различается ряд частных признаков.

Наименование товара – совокупность товаров определенного вида, которые отличаются от товаров собственного вида собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленные подбором сырья, конструкцией и технологией.

Подразделяется на номинальный и марочный.

Товарный артикул – ассортиментная единица товара, включающая его наименование или торговую марку, при необходимости градацию качества, тип и размер, или количественную характеристику фасованной продукции , а также иные необходимые сведения.

6. Определение понятия «ассортимент», «сортамент», «торговая номенклатура». Классификация ассортимента товаров.

Ассортимент – набор товаров, объединенный по какому-либо признаку, либо совокупности признаков и удовлетворяющий разнообразные потребности.

Сортамент – состав продукции по маркам, профилям, размерам.

Товарная номенклатура – перечень однородных и разнородных товаров общего и аналогичного назначения. Применяется при экспортно-импортной специализации. Перечень, который регламентируется в промышленной деятельности.

Классификация ассортимента:

1. На группы по местонахождению

1.1. Промышленный (вырабатывается отдельной отраслью промышленности).

1.2. Торговый (для торговой сети, характеризуется разными производителями)

2. На подгруппы в зависимости от широты:

2.1. Простой(представлен такими видами, которые классифицируются не более чем по 3 признакам. Небольшое количество групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.)

2.2. Сложный (такими видами, которые классифицируются более чем по 3 признакам. Большее количество групп, видов – конкретное розничное предприятие)

2.3. Развернутый(внутригрупповой, представляющий их разновидности. Включает и подгруппу и вид и разновидность.

2.4. Укрупненный (товары, объединенные по общим признакам в определенные совокупности групп – продовольственные товары.

2.5. Сопутствующий (набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для магазина.

2.6. Смешанный (набор товаров разных групп, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

3. По степени удовлетворения потребностей

3.1. Рациональный (набор товаров, который обеспечивает степень удовлетворения потребителей и достижение целей организации.

3.2. Оптимальный (набор товаров, который удовлетворяет реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при оптимальных затратах на их приобретение и производство.

Наши рекомендации