Технологии передачи информации. Достоинства и недостатки различных подходов. Перспективы использования Интернет

Как уже отмечалось, само наличие большой и полной базы правовой информации без регулярного и оперативного обновления не может удовлетворить всех потребностей пользователя. Специфика правовой информации как раз в том, что специалисту нельзя не знать последних изменений в законодательстве. Более того, несвоевременное получение даже одного небольшого документа может привести к серьезным проблемам.

Можно выделить два основных этапа, или технологические процедуры, в процессе обновления информационных правовых баз, которые в том или ином виде присутствуют во всех технологиях, представленных на рынке СПС. Отметим, что речь идет только о технической стороне дела, а его организационная сторона, остальные факторы, влияющие на эффективность передачи и обновления информации, разобраны в п. 3 предыдущего параграфа.

Первый этап -актуализация эталонного банка правовой информации у компании-производителя.

Второй этап -передача новой информации потребителю.

Разберем подробно эти два этапа.

Как уже было отмечено выше (см. п.3 § 4), процесс актуализации информационной базы (.то есть включения в базу новой информации) очень сложен в том случае, если вновь включаемая информация полноценно интегрируется в существующий банк (взаимными ссылками и т.п.). В технологии Консультант Плюс это делается ежедневно, просто и эффективно, а сам процесс занимает считанные минуты, и не требуется никаких дополнительных трудоемких операций с базой. В ряде технологий других производителей это делается либо раз в неделю, либо раз в месяц. Естественно, ни о какой оперативности невозможно говорить, если технология в принципе не позволяет ежедневно актуализировать банк данных даже у самого разработчика.

На втором этапе после загрузки свежей информации в эталонную базу производителя необходимо организовать доступ пользователя к этой свежей информации.

В настоящее время используются два основных способа (технологии) доступа к правовым базам.

Первый способ -удаленный доступ. В этом случае эталонная база имеется полностью только на сервере компании-разработчика. На компьютере пользователя копия базы (системы) отсутствует, и для получения доступа к любому документу необходимо использовать телекоммуникации

При втором способевся информационная база со специальной поисковой оболочкой, то есть полноценная СПС, устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация целиком загружается в эту базу.

Исторически сложилось, что 15-20 лет назад более активно развивал­ся удаленный доступ. Причина такого положения в том, что в то время персональные компьютеры обычных пользователей не имели достаточно мощных устройств для хранения всей информации. Данный вид доступа и сейчас более удобен при работе с очень большими, гигантскими базами, которые не помещаются ни на жесткие диски («винчестеры») пользова­тельских ПК, ни на разумное количество оптических дисков (CD-ROM). Но он неудобен, когда пользователю для работы требуется получать до­кументы из информационной базы постоянно и помногу, и особенно ес­ли нужно многократно повторно просматривать одни и те же документы. В этом случае всю информационную базу лучше иметь на своем персо­нальном компьютере. Кроме того, при работе с базой тогда будет исполь­зоваться специализированная поисковая система, ориентированная именно на данную предметную область, в нашем случае - на правовую информацию. При удаленном же доступе поисковые и аналитические возможности работы с базой будут значительно беднее в силу универсальности телекоммуникационных пакетов и специфики работы с удаленными информационными ресурсами.

С чисто финансовой точки зрения технологии удаленного доступа более удобны для тех пользователей, которым не требуется очень часто обращаться к правовым базам.

В последнее время наибольшую популярность приобретает работа с информацией через Интернет. Работа в сети Интернет это, по сути, тоже использование удобной технологии удаленного доступа. Причина ее популярности в очень простом и удобном графическом интерфейсе, поз­воляющем в едином стандарте работать с любой информацией.

Правовые базы также могут быть доступны через сеть Интернет. Все наиболее известные СПС представлены в этой сети своими специальными онлайновыми версиями. Также в сети Интернет можно найти не­сколько серверов государственных органов с правовой информацией в открытом доступе. Как правило, эти базы, в отличие от профессиональных СПС, содержат только некоторые ограниченные наборы документов в основном отдельных ведомств.

Доступ к правовым базам через Интернет имеет те же достоинства и недостатки, что и любой другой вид удаленного доступа. С одной стороны, использование Интернет позволяет очень оперативно получать свежую информацию непосредственно из ИБ разработчика. С другой стороны, обстоятельная исследовательская работа с многократными повторными обращениями к одним и тем же документам, во-первых, может быть неэффективна из-за серьезной зависимости от работы телекоммуникационных сетей и, во-вторых, пользователь лишается ряда дополнительных сервисных возможностей, которые могут быть реализованы только при работе со специализированной программной оболочкой, установленной на своем компьютере или локальной сети.

Для профессиональной работы с российскими правовыми базами более удобен второй вид доступа, то есть установка всей базы данных со специальной поисковой оболочкой на компьютер пользователя (или на его локальную сеть). Действительно, эти базы хоть и достаточно объемны (в среднем сотни тысяч страниц, или, что то же самое, сотни мегабайт информации), но вполне помещаются на жесткий диск обычного ПК. Специфика работы с правовой информацией такова, что пользователю приходится часами исследовать отдельные проблемы, просматривая десятки до­кументов и возвращаясь по нескольку раз к одним и тем же фрагментам. Естественно, это лучше делать, если вся информация находится на ПК пользователя, а не на удаленном сервере. Это более эффективно, чем мно­гочасовое использование телефонных линий и с финансовой точки зрения, и из соображений экономии времени специалиста. Дело в том, что в Рос­сии уровень развития телекоммуникаций оставляет желать лучшего. Поэтому для большинства пользователей, особенно в регионах, удобнее один раз получать всю информацию на свой компьютер и хранить ее в удобной поисковой оболочке, чем тратить часы на получение одного и того же документа по телекоммуникационной сети. Единственная проблема в случае, когда весь банк данных располагается на компьютере пользователя, заключается в регулярной и оперативной актуализации банка данных. Если эта проблема эффективно решается сервисными службами, то иметь всю информацию на собственном ПК безусловно более удобно. Как уже говорилось выше, этот способ доступа менее удобен лишь в том случае, если пользователь работает с правовыми системами очень редко и ему требуют­ся отдельные документы без большой аналитической работы.

Рассматриваемый второй вид доступа к информации получил существенное распространение в последние пять-семь лет по объективным причинам. Если раньше, когда персональные компьютеры были очень маломощ­ны, а их накопители информации имели крайне ограниченную емкость, удаленный доступ очень активно развивался, то в последние годы стала заметна тенденция стремительного развития ПК и устройств хранения ин­формации: жестких дисков, CD-ROM и ряда других. При этом такие устройства также стремительно дешевеют, что делает их доступными для обычного пользователя. Поэтому все больше и больше информационных баз распространяется путем их полной передачи потребителю.

На практике существует несколько разновидностей передачи инфор­мации в базы, расположенные на компьютерах пользователей.

Во-первых, возможна передача только свежей информации и введение ее в СПС пользователя, то есть актуализация ИБ пользователя. После такой процедуры ИБ пользователя становится полностью идентичен эталонному банку разработчика. Этот вариант наиболее удобен, так как он позволяет передавать относительно малые объемы информации (только свежую информацию) и, соответственно, делать это оперативно и экономично. Передача свежих пополнений пользователю может проис­ходить и на дискетах, и по телекоммуникациям, в зависимости от пожеланий потребителя. Читатель может спросить: «Если и в этом случае нужны телекоммуникации, в чем же тогда выгодное отличие второго способа доступа к правовым базам от удаленного доступа?» На самом деле отличие в том, что при установке всей базы на компьютер пользователя или на его локальной сети каждый документ передается пользователю только один раз, и при дальнейших многократных обращениях этот доку­мент уже находится у пользователя в удобной поисковой оболочке.

Во-вторых, иногда информационные базы передаются пользователю на CD-ROM. В этом случае обычно передается вся база полностью, что тоже удобно, но менее оперативно, особенно при передаче дисков в регионы.

Таким образом, в настоящее время достаточно активно используются оба описанных способа доступа к правовым базам, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Более того, значительная часть пользователей сочетают эти две технологии. С одной стороны, на их ком­пьютерах стоят полноценные СПС, информационные базы которых обновляются, например, раз в неделю. С другой стороны, для получения самых свежих документов пользователи изредка, по мере острой необходимости, обращаются на Интернет-сервер производителя СПС. По-видимому, в перспективе такое сочетание этих технологий и будет определять методику работы с СПС.

Наши рекомендации