Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ

1. Опасные и вредные производственные факторы, возникающие при эксплуатации ЭВМ и другой офисной техники.

При работе на ПЭВМ с использованием ВДТ, на другой офисной технике работающие при определенных условиях могут подвергаться воздействию различных опасных и вредных производственных факторов, основными из которых являются:

физические:

· повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело работающего;

· повышенные уровни электромагнитного излучения промышленной частоты и высокочастотные;

· повышенные уровни рентгеновского, ультрафиолетового, инфракрасного излучения;

· повышенные уровни статического электричества;

· повышенные уровни запыленности воздуха рабочей зоны;

· повышенная или пониженная температура, влажность, подвижность воздуха рабочей зоны;

· повышенный или пониженный уровень освещенности рабочей зоны; повышенный уровень пульсаций светового потока;

химические:

· повышенное содержание в воздухе рабочей зоны окиси углерода, озона, аммиака, фенола, формальдегида и полихлорированных фенилов;

биологические:

· повышенное содержание в воздухе рабочей зоны микроорганизмов;

психофизиологические:

· напряжение зрения;

· напряжение памяти;

· напряжение внимания;

· длительное статическое напряжение;

· большой объем информации, обрабатываемой в единицу времени;

· монотонность труда;

· нерациональная организация рабочего места;

· эмоциональные перегрузки.

2. Санитарно-гигиенические требования и требования безопасности, предъявляемые к видеодисплейным терминалам (ВДТ), ЭВМ и периферийным устройствам.

Труд работающих на ПЭВМ с использованием ВДТ (математики-программисты, операторы, пользователи и др.) относится к категории умственного труда. Работа указанных лиц сопровождается необходимостью активизации внимания, памяти, восприятия и анализа информации и других высших психических функций человека.

Основными видами работ на ПЭВМ с использованием ВДТ являются:

· считывание информации с экрана с предварительным запросом;

· ввод информации;

· творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

Наибольшая нагрузка на орган зрения имеет место при вводе информации в ПЭВМ.

Наибольшее общее утомление вызывает работа в режиме диалога (особенно при высокой плотности информации на экране ВДТ).

Наибольшее напряжение вызывает выполнение работы при дефиците времени для принятия решения и особенно, если это сопряжено с высокой ответственностью за принятые решения (например, при управлении непрерывными технологическими процессами, управлении движением поездов, воздушных судов и т. п.)

При длительной работе за экраном ВДТ возникает напряжение зри тельного аппарата. При неправильном выборе яркости и освещенности экрана, контрастности знаков, цветов знаков и фона, при наличии бликов на экране, дрожании и мелькании изображения работа на ВДТ приводит к зрительному утомлению, головным болям, раздражительности, нарушению сна, усталости и болезненному ощущению в глазах, в пояснице, в области шеи, рук и т. д.

Выполнение многих операций при работе на ПЭВМ требует длительного статического напряжения мышц спины, шеи, рук, ног, что приводит к быстрому развитию утомления. Указанные особенности работы зачастую усугубляются нерациональной высотой рабочей поверхности стола и сидения, отсутствием опорной спинки и подлокотников, неудобными углами сгибания в плечевом и локтевом суставах при выполнении рабочих движений, углом наклона головы, неудобным размещением документов, ВДТ и клавиатуры, неправильным углом наклона экрана, отсутствием пространства и подставки для ног и т. п.

Неблагоприятное влияние на условия труда работающих с ВДТ оказывает нерациональное естественное и искусственное освещение помещений и рабочих мест: слепящее воздействие светопроемов, имеющих высокую яркость прямых солнечных лучей, яркие и темные пятна на рабочих поверхностях, засветка экрана посторонним светом, пульсации света люминесцентных ламп, наличие ярких и блестящих предметов, в т. ч. и светлой одежды работающего и др.

Несоответствие параметров микроклимата установленным нормам проявляется не только в повышенной запыленности помещения органической и другой пылью, но и в повышенной загазованности, в первую очередь, углекислым газом, аммиаком, озоном.

Работающий компьютер приводит к повышению температуры и снижению влажности воздуха. Длительная работа компьютера приводит к снижению концентрации кислорода, концентрация озона при этом наоборот увеличивается.

Повышение температуры воздуха и снижение влажности вызывают напряжение функционального состояния сердечно - сосудистой, респираторной систем, ухудшение фильтрационной функции почек, сухость слизистых оболочек верхних дыхательных путей, головную боль, может привести к носовому кровотечению, затруднению мышления, снижению работоспособности и т. п.

Избыток болезнетворных бактерий в воздухе, особенно зимой при повышенной температуре, плохом проветривании, пониженной влажности и нарушении аэроионного состава воздуха, - вызывают острые респираторные заболевания, острые респираторно - вирусные инфекции и т. п.

3. Категорирование работ на ЭВМ по сложности.

Режимы труда и отдыха при работе с ЭВМ, ПЭВМ и ВДТ должны определяться видом и категорией трудовой деятельности.

Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы: группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ, ПЭВМ или ЭВМ с предварительным запросом; группа Б - работа по вводу информации; группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ЭВМ, ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ВДТ, ПЭВМ и ЭВМ, которые определяются: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40000 знаков за смену; для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ, ПЭВМ и ЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену. Время регламентированных перерывов зависит от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ.

4. Режимы труда и отдыха пользователей.

Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений-, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день.

Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ, ПЭВМ и ЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день.

Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

Время регламентированных перерывов в течение рабочей смены следует устанавливать в зависимости от ее продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.

Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2-х часов.

При работе с ВДТ, ПЭВМ и ЭВМ в ночную смену (с 22 до 6
часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, суммарная продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.

При 8-ми часовой рабочей смене и работе на ВДТ, ПЭВМ и ЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:

· для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый

· для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;

· для III категории через 1,5-2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

При 12-ти часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-ми часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.

С целью уменьшения отрицательного влияния монотонности целесообразно применять чередование операций.

Работающим на ВДТ, ПЭВМ и ЭВМ с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).

5. Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ.

Помещения с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение должно осуществляться через свето-проемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1,5%. Расположение рабочих мест с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ для взрослых пользователей в подвальных помещениях не допускается. Размещение рабочих мест с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ во всех типах учебных заведений (общеобразовательных, средних, средних специальных и высших учебных заведениях) и дошкольных учреждениях не допускается в цокольных и подвальных помещениях.

Площадь на одно рабочее место с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ - student2.ru , а объем не менее 20,0 Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ - student2.ru . Площадь на одно рабочее место с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ во всех учебных и дошкольных учреждениях должна быть не менее 6,0 Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ - student2.ru , а объем – не менее 18 Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ - student2.ru . В действующих компьютерных классах в порядке исключения допускается уменьшение площади на одно рабочее место, но не менее 4,5 Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ - student2.ru при обязательном соблюдении оптимального микроклимата помещений.

При входе в учебное помещение с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ во всех типах учебных заведений следует предусмотреть встроенные или пристенные шкафы (полки для хранения портфелей, сумок учащихся и студентов).

Производственные и административные помещения, в которых для работы используются преимущественно ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ и учебные помещения не должны граничить с помещениями, в которых уровни шума и вибрации превышают нормируемое значения.

Помещения с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией.

Учебные кабинеты вычислительной техники или дисплейные аудитории должны иметь смежные помещение - лаборантскую, площадью не менее 18,0 Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ - student2.ru с двумя входами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

Поверхность пола в помещениях эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

Тема 4.1

Основы пожаро- и взрывобезопасности

План занятия:

Общие сведения о горении

Наши рекомендации