Тема. Роль предложения в тексте. Текстообразующие функции предложения. Механизмы действия этих функций
СРСП 6.
Задание: Написать эссе на тему «Человек и призвание», «Здоровый образ жизни», «Чему учат книги», «Образование и кинематограф».
Форма проведения: письменная работа (сочинение-размышление).
Контрольные вопросы:
1. Что такое предложение?
2. Какую роль выполняет предложение в тексте?
3. Какие предложения выделяются по цели высказывания?
4. Какую роль выполняют главные члены предложения?
5. Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?
Литература:
1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.
2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.
Методические указания: при подготовке к данному заданию студентам необходимо ознакомится с теоретическим материалом по темам «Предложение в тексте», «Текстообразующая функция предложения», «Главные и второстепенные члены предложения».
Тема: Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации. Предложения, выполняющие функции прогрессии текста. Прогрессия текста с однонаправленным данным. Прогрессия текста с разнонаправленным данным. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста.
СРСП 7.
Задание: Подобрать тексты по специальности, выделить в нем различные виды прогрессии.
Форма проведения: письменная работа.
Контрольные вопросы:
1. В чем выражается прогрессия текста.
2. Какие предложения выполняют функцию прогрессии текста?
3. Что такое прогрессия с однонаправленным действием?
4. Что такое прогрессия с разнонаправленным действием?
Литература:
1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.
2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.
Методические указания: при выполнении данного задания необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Прогрессия текста». Проследить прогрессию в текстах по специальности.
Тема: Способы развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации. Цепной способ развития информации.
СРСП 8:
Задание: Подобрать тексты по специальности, выделить в нем различные способы развития информации в тексте, привести собственные примеры.
Форма проведения: презентация.
Контрольные вопросы:
1.Какие способы развития информации в тексте существуют?
2. Что такое параллельный способ развития информации?
3. Что такое последовательный способ развития информации?
Литература:
1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.
2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.
Методические указания: при подготовке к данному заданию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Способы развития информации в тексте». Необходимо ознакомиться с основными моделями построения предложений при цепном и параллельном способах развития информации.
Тема: Лексика научного стиля речи. Основные пласты лексики научной речи: общеупотребительные слова, общенаучная и терминологическая лексика. Употребительность слов с обобщенным и отвлеченным значением. Распространенность слов иноязычного происхождения.
СРСП 9.
Задание. Подобрать тексты по специальности, выписать из них в три колонки слова общеупотребительные, общенаучные и термины.
Форма проведения: письменная работа.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные языковые особенности лексики научного стиля
2. Какие пласты выделяются в лексике научного стиля?
3. Что такое общенаучная лексика?
4. Что такое термины?
5. Какие слова относятся к общеупотребительной лексике?
Литература:
1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.
2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.
Методические указания: при подготовке к данному заданию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Лексика научного стиля». Провести работу с терминологическими словарями по специальности.
СРСП 10:
Задание: Подобрать тексты по специальности с иноязычными терминами, объяснить их значение.
Форма проведения: презентация
Контрольные вопросы:
1. Что такое иноязычные термины?
2. Какие иноязычные аффиксы вы знаете?
3. Значение иноязычных аффиксов.
4. Происхождение иноязычных терминов.
Литература:
1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.
2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.
Методические указания: при подготовке к данному заданию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Иноязычные термины». Провести работу с терминологическими словарями по специальности.