Оформление списка использованных источников и литературы

ТЕМА 5. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Лекция №7

1. Виды исследовательских работ.

2. Рубрикация текста научной работы.

3. Язык и стиль научной работы. Грамматические и стилистические особенности научного языка.

Виды учебно-исследовательских работ

Спектр студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ достаточно широк. К ним относятся рефераты, доклады, контрольные работы, курсовые и выпускные квалификационные работы.

Тематика их должна быть актуальной, содержание – отвечающим современным требованиям науки. Подготовка этих работ требует изучения и анализа необходимой специальной литературы. Все учебно-исследовательские работы являются зачетными и к ним предъявляются определенные требования как по содержанию, так и по оформлению.

РЕФЕРАТ –краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носить проблемно-тематический характер.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над рефератом

Подбор и изучение основных источников по теме (8-10 различных источников).

Составление списка литературы.

Обработка и систематизация информации.

Разработка плана реферата.

Написание реферата.

Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата

Титульный листсодержит наименование вуза, кафедры. Название реферата. Сведения об авторе, с указанием номера группы, фамилии, инициалов, а также сведения о преподавателе – ученая степень, звание, фамилия и инициалы.

Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). Номера разделов или глав обязательно должны обозначаться цифрами. Слова «Глава», «Раздел» не пишутся.

Введение должно содержать обоснование актуальности темы исследования, целей и задач работы, описание структуры реферата, анализ использованной литературы. Обоснование актуальности выбранной темы – это прежде всего, ответ на вопрос: «Почему я выбрал эту тему реферата, чем она меня заинтересовала». Краткий обзор литературных источников по проблеме – в этой части введения необходимо охарактеризовать основные источники, с которыми работал автор.

Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

§​ Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа; любые утверждения лучше выражать в безличной форме.

§​ При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

§​ Каждая глава должна начинаться с новой страницы.

§​ При изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

§​ В конце каждой главы делается вывод.

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата)

Список литературы.

Приложениепомещается послесписка литературы и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, иллюстрации, фотоматериалы, рисунки.

Требования к оформлению реферата

Объем реферата должен быть не менее 15 печатных страниц.

Введение должно составлять 1-2 машинописных страницы.

Основной текст не должен быть меньше 10-11 страниц.

Объем заключения 1-3 страницы машинописного листа.

Набор текста – 14 кеглем, 1,5 интервал. Заголовок от текста печатается через 2 интервала.

Абзацный отступ – 10 мм

Поля:

§​ верхнее – 2 см;

§​ нижнее – 2 см;

§​ левое – 3 см;

§​ правое -1 см

Критерии оценки реферата

·​ Актуальность темы исследования.

·​ Соответствие содержания теме.

·​ Глубина проработки материала.

·​ Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

ДОКЛАД — вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.

В настоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой студента.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА— одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний.

КУРСОВАЯ РАБОТАпо экономическим дисциплинам — это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания по одной из изучаемых дисциплин для решения конкретных практических задач в области экономики, привить навыки расчетов и обоснования принимаемых решений.

При написании курсовой работы обычно стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные в ходе написания результаты могли быть использованы при написании дипломной работы.

Требования к оформлению курсовой работы

Специального государственного стандарт по оформлению курсовых и других видов работ нет, но есть ряд нормативных документов, которыми следует руководствоваться при оформлении этих работ.

- Работы оформляются на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210 297 мм);

- Набор текста работы на компьютере производят через 1,5 интервала, размер шрифта – 14, шрифт Times New Roman. Поля: верхнее -2 см; нижнее – 2 см, левое – 3; правое – 1см.

- Все страницы нумеруют по порядку арабскими цифрами без всяких знаков, начиная от титульного листа и заканчивая списком использованной литературы.

В приложении нумерацию страниц можно производить отдельно. Титульный лист считают первой страницей, но номер «1» на нем не ставят. Номера страницы курсовой производят в правом верхнем углу.

- Примерный объем курсовой работы составляет 20-30 страниц.

Структура работы

Работа строится обычно в следующем последовательности:

- титульный лист;

- оглавление (содержание);

- введение;

- основная часть текста;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложение.

Титульный лист содержит наименование вуза, кафедры, название работы. Сведения об авторе, с указанием номер группы, фамилии и инициалов, а также сведения о преподавателе – ученая степень, звание, фамилия и инициалы.

Оглавление включает перечень заголовков разделов с указанием номеров страниц. Важно, чтобы заголовки разделов и номера страниц, указанных в оглавлении, совпадали с текстом. Для нумерации используют только арабские цифры. Номера самых крупных частей обозначают одной цифрой с точкой, номера составных частей — двумя цифрами с точками. Такая нумерация вместе с абзацными отступами в оглавлении позволяет автору показать соподчинение материала в тексте работы. Слова «Глава», «Раздел» перед заголовками не указывается.

Введение к исследовательской работе должно содержать краткую характеристику темы (проблемы), показать основные этапы ее изучения, давать оценку современного состояния и целесообразности ее дальнейшей разработки. На основании этого в конце введения ставится цель исследования, достижению которой посвящается основная часть работы.

Основная часть текста работы включает в себя обзор литературы по теме, изложение научной гипотезы, экспериментальную или теоретическую части, методику исследования, комментарии и оценки полученных результатов. В соответствие с этим основную часть текста делят по выбору исследователя на главы, разделы, параграфы, при необходимости на пункты.

В заключении делают основные и краткие выводы по результатам исследования.

Список использованной литературы показывает ширину и глубину изучения темы и документально подтверждает достоверность изложения фактов.

Приложения являются факультативной частью в общей структуре работы и зависят от специфики темы. В приложениях дают дополнительный или вспомогательный материалы, если они необходимы автору исследования.

Оформление текстовой части

Заголовки

Название и нумерация глав, разделов, параграфов, пунктов в тексте работы и в оглавлении должны полностью совпадать.

Заголовки глав (разделов) печатают симметрично тексту прописными (заглавными) буквами.

Все заголовки работы выравниваются по центру страницы и отделяются от текста или других заголовков 3 интервалами или пробельной строкой (12-14 мм) сверху и снизу.

Переносы слов в заголовках исключают. Знаки (точку или двоеточие) в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Не допускается выделение заголовка подчеркиванием, отведением для них отдельных страниц работы.

Каждую главу (раздел) основной части текста работы, а также введение, заключение, список использованной литературы, приложения следует начинать с новой страницы.

Иллюстративный материал

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Его следует помещать над таблицей. Слово «Таблица» указывается один раз слева над таблицей. Если таблица не помещается на одной страницы, то на следующем листе печатают: Продолжение таблицы 5.

Таблицы могут иметь нумерацию как сквозную, так и по главам (разделам). Номера таблиц обозначают арабскими цифрами.

Заголовки начинаются с прописных букв. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Иллюстрации

В качестве иллюстраций в работах могут быть представлены чертежи, рисунки, схемы, графики. Их помещают в тексте или выделяют в отдельное приложение.

Все иллюстрации условно называют рисунками и подписывают словом «Рисунок». Нумерация допускается как сквозная, так и по главам.

Если нумерация идет по главам, то перед порядковым номером иллюстрации ставят номер главы. В этом случае номер главы и номер рисунка разделяют точкой (например, в гл. 4. – Рис. 4.1; 4.2; 4.3 и т.д.). Если в работе один рисунок, то его не нумеруют, а просто обозначают словом рисунок.

Подпись или название иллюстраций помещают под иллюстрациями и всегда начинают с прописной буквы в конце подписи точку не ставят.

Если автор комментирует иллюстрацию в тексте, он делает на нее ссылку, т.е. указывает порядковый номер, под которым она помещена в работе, например: (Рис. 5)

Формулы и уравнения

В формулах и уравнениях в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены заранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку и нумеровать сквозной нумерацией через всю работу или в пределах главы (раздела) арабскими цифрами на уровне формулы справа в круглых скобках:

Пример. Курс облигации без выплаты процентов (Ко) исчисляется по формуле:

Оформление списка использованных источников и литературы - student2.ru = Оформление списка использованных источников и литературы - student2.ru (1)

где Р – цена облигации;

N – номинальная стоимость облигации.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций: после знака равенства (=) или знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), знак в начале следующей строки повторяют.

Библиографические ссылки

При написании работ автор обязан давать библиографические ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты.

Библиографическая ссылка подтверждает фактическую достоверность работы, указывает сведения о цитируемом документе, дает возможность разыскать его и получить представление о содержании документа, его объеме.

Все библиографические ссылки делят по месту расположения на два вида: внутритекстовые и подстрочные. Автор имеет право выбора удобного для него варианта оформления ссылок, но на протяжении всей работы он должен применять только один вид (вариант) библиографических ссылок, чтобы не было путаницы.

Внутритекстовые ссылки оформляют в тексте работы до или после цитаты в круглых или квадратных скобках.

Если описание цитируемого документа включено в список используемой литературы и пронумеровано, то внутритекстовую ссылку можно оформить в квадратных скобках. В них указывают номер, под которым дано полное описание документа в списке. Например, А.Б. Евстигнеев (13) и В.Е. Гусев считают, что…

Еслиссылаютсяна определенные страницы документа, ссылку оформляют следующим образом: В своей книге Ю.А. Барсов (20. С.29) писал: «…»

Если заимствуется идея, общая для разных работ одного или нескольких авторов, то в скобках указывают только номера этих работ. Например: Ряд авторов (10, 14, 16) считают, что…

Подстрочные ссылки применяют в тех случаях, когда в тексте их помещать невозможно, чтобы не усложнять его чтение.

Подстрочные ссылки располагают под текстом каждой страницы.

При наличии большого количества цитат и ссылок на одной странице строку (линию), отделяющую ссылки от текста, поднимают на один или несколько абзацев выше, а часть текста переносят на другую страницу.

Если в тексте указан только автор, в подстрочной ссылке дают полное описание работы. Например:

По мнению Нечкиной, «…монография – основа больших обобщений, важных научных концепций»1

________________________

1 Нечкина М.В. Монография: ее место в науке и в издательских планах. – М., 2010. – С. 77

Если цитата заимствована не из первоисточника, а из вторичного документа, библиографической ссылке должны предшествовать слова: Цит. по кн.: или Цит. по ст.: или Цит. по реф.:

Ссылкам на незакавыченные и перефразированные цитаты, когда заимствуют не слова, а идеи, должно предшествовать сокращенное слово «Смотрите». Например:

См.:

Повторные ссылки

Одним из наиболее эффективных способов рационального сокращения объема подстрочных ссылок является упрощение повторных ссылок путем усечения и замены отдельных сведений или ссылки в целом словесными эквивалентами.

Замену ссылки или части ссылки словами «Там же» применяют в тех случаях, когда на одной странице текста повторная ссылка следует за первичной ссылкой на один и тот же документ. Например:

Там же. С. 210.

Оформление списка использованных источников и литературы

Список использованных источников и литературы является органической частью любой исследовательской работы. Он помещается после основного текста работы и позволяет автору подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований: цитат, идей, фактов, таблиц, иллюстраций, формул и других документов, на основе которых строится исследование.

Список использованных источников и литературы является простейшим библиографическим пособием, поэтому каждый документ, включенный в список, д.б. описан в соответствии с требованиями гос. стандартов.

Выбор заглавия списка

Авторам работ рекомендуется на выбор три варианта заглавий.

Литература — если в список включаются все документы, изученные исследователем по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет; список озаглавливают одним словом.
Список использованной литературы — если включается только то, что анализировалось в обзоре и использовалось в виде заимствований в тексте.
Список использованных источников и литературы — если кроме литературы использовались еще и источники.

Варианты расположения литературы в списках

Для удобства пользования работой литература в списке располагается не хаотично, а систематизируется в определенном порядке.

Алфавитное расположение литературы в списке является одним из самых распространенных. Оно позволяет собрать труды одного автора, облегчает разыскание конкретного документа, ускоряет проверку правильности библиографического описания по справочному аппарату библиотеки.

При алфавитном способе расположения материала в списке библиографические записи дают в алфавите русского языка, причем соблюдают алфавит первого слова описания, т.е. фамилии автора или заглавия документа, если автор не указан.

Авторов-однофамильцев приводят в алфавите их инициалов, а труды одного автора – в алфавите названий работ или в хронологическом порядке их издания.

На иностр. яз. в конце списка.

Схемы библиографического описания документов

Библиографическое описание — это совокупность сведений о документе, приведенных по определенным правилам, которые устанавливает стандарт, и необходимых для характеристики документа и его поиска.

Элементы библиографического описания объединяются в области, разделенные между собой двойным знаком точка тире.

В каждой области элементы описания приводят в определенной последовательности и отделяют друг от друга соответствующими разделительными знаками.


Наши рекомендации