Функционально-семантические разряды местоимений
Упражнение 9
Прочитайте и укажите, правильно ли употреблены формы множественного числа личных местоимений 3-го лица. Перепишите, внеся необходимые исправления.
1. Казачество жило до революции очень замкнуто. Они, однако, не являлись однородной массой. 2. Жизнь купечества была подлинным «темным царством». В их домах нередко разыгрывались тяжелые драмы. 3. В поэме отражен конфликт между народом и их угнетателями. 4. Молодежь любит театр. Они активно участвуют в художественной самодеятельности. 5. В течение долгого времени крестьянство находилось под гнетом крепостного права, но они не мирились со своим положением и не раз выступали против угнетателей.
Упражнение 10
Прочитайте, укажите, какие неточности допущены при употреблении притяжательного местоимения свой и возвратного местоимения себя. Исправьте и перепишите.
1. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок. 2. Драматург показывает тревогу дворян за свое благополучие. 3. Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе. 4. Слушатели просили поэта прочитать свое любимое стихотворение. 5. Проводники предложили отъезжающим занять свои места. 6. Главный инженер приказал секретарю вызвать к себе сотрудников конструкторского бюро.
Упражнение 11
У личных местоимений после предлогов употребляются формы него, нему, ним, ней, нею, них, ним, ними. У притяжательных местоимений его, ее, их после предлогов нне появляется: Мы встретились у ее брата. Мы познакомились с его дочерью. Мы остановились перед их домом.
Придумайте предложения, где были бы такие сочетания слов: у ее...— у нее, около их ...— около них, позади его ... — позади него, к ее ... — к ней.
Образец: У ее дома росла большая рябина. У нее в доме всегда порядок и чистота.
В каких предложениях, придуманных вами, употребляются притяжательные, в каких — личные местоимения?
Упражнение 12
Расскажите, как несколько школьников спорили, чья очередь убирать класс (поливать цветы, расчищать дорожки от снега). Правильно употребляйте притяжательные местоимения.
Упражнение 13
Кто сегодня дежурный? Учительница спросила, кто сегодня дежурный.
В первом предложении местоимение кто вопросительное, во втором — относительное.
Переделайте предложения так, чтобы вопросительные предложения превратились в относительные.
1. К кому ты сегодня идешь в гости? 2. Около какой остановки тебя подождать? 3. Чья это книга?
Грамматические разряды местоимений
Упражнение 14
Кто, что — местоименные существительные; какой, который, чей — местоименные прилагательные. Докажите это.
Упражнение 15
Сколько и несколько — местоименные числительные. Это проявляется в сочетании данных слов с существительными: пять домов — несколько домов, нет семерых учеников — нет нескольких учеников, с семью учениками — с несколькими учениками. В каких случаях налицо управление, в каких — согласование?
Придумайте предложение, где сочетание «числительное + существительное» играло бы роль дополнения. Замените числительное (неместоименное) словом несколько. Изменится ли падеж существительного?
Упражнение 16
Найдите среди отрицательных и неопределенных местоимений существительные и местоименные прилагательные.
Склонение местоимений
Упражнение 17
Отрицательные местоимения так сочетаются с предлогами: никого не было — ни у кого не был, никому не сказал — ни к кому не ходил, никем не был замечен — ни с кем не встечался, некого было спросить — не у кого было узнать.
Придумайте свои такие примеры: в одном словосочетании местоимение (отрицательное или неопределенное) с приставкой не-или ни-в косвенном падеже без предлога, в другом — то же местоимение в том же падеже, но с предлогом.
Склонение местоимений сколько и несколько.
И. сколько несколько
Р. скольких нескольких
Д. скольким нескольким
В. сколько несколько
Т. сколькими несколькими
П. (о) скольких о нескольких
Упражнение 18
Прочитайте текст.
Я вошел в аудиторию, сказал тихо: «Здравствуйте!» — и взял билет. У меня что-то спрашивали, я не мог понять что. Наконец взяли у меня билет и посмотрели, какой номер. Я сел на свободное место у окна, вынул авторучку, попробовал перо и только потом взглянул на вопрос — так! На второй вопрос — так! Нельзя было не знать. Но я ничего не помнил. Это как водится.
Прошло немало времени, может быть, целый исторический период, прежде чем я собрал все, что я знаю о «медном бунте» и о нэпе, и тщательно отсеял все неясности. Расчет был основан на том, чтобы сказать несколько точных фраз, и все. Я был готов вовремя и даже мог выбирать, к кому идти. Экзамен принимали три человека: старичок, который уже прослыл дотошным и опасным, молодой человек, который явно скучал, стало быть, вредничал, и молодая женщина, которая была приветлива и ко всем добра. Я в подобной ситуации выбираю самого опасного экзаменатора, нарочно. Старичок умыбнулся и ждал, ждал, а я никак не могу начать от волнения, он, старый интеллигент, встал, сказал: «Извините, я сейчас», словно с сожалением прервал мой ответ, через минуту вернулся, я начал... Точные, выверенные с точки зрения истории и, особенно, русской стилистики несколько фраз произвели на старика весьма приятное впечатление, он несказанно обрадовался и заторопился с переходом на следующий вопрос. Про нэп я читал Ленина, поэтому и второй вопрос не был дослушан.
— Вы нанаец? — спросил он.
— Да,— выдохнул я.
Старичок мечтательно повел головой и сказал, что был в наших краях, а был он в юности, стало быть, память о Дальнем Востоке — это его юность. Он с удовольствием поставил мне «отлично». Я пробормотал «спасибо» и выбежал вон сам не свой. Меня обступили: «пять», «пять», «пять» — пронесся по коридору ветер удачи.
Это не был экзамен. Между нами взаимоотошения «экзаменатор — абитуриент» были переключены снисходительностью старого интеллигента во взаимоотношения чисто человеческие. И так всегда было, когда я встречал на своем жизненном пути настоящих русских интеллигентов.
(П. Киле)
Стало быть — значит, следовательно. Вредничал — придирался (разг.). Абитуриент — 1. лицо, оканчивающее среднюю школу; 2. лицо, поступающее в вуз.
П р о и з н о шен и е : здравствуйте — [здраствуйт'и], тщательно — [ч'ш'ат'ил'нъ], нарочно — [нарошнъ], извините — [из'в'ин'ит'и].
Правописание: вовремя, экзаменатор, интеллигент, коридор.
1. Найдите в тексте местоимения. Какие из них изменяются по падежам, какие — по падежам и по родам, какие — не изменяются? Если местоимение изменяется по падежам, дайте свой пример, где бы то же местоимение стояло в другом падеже.
2. Найдите в тексте глаголы в неопределенно-личной форме. Почему здесь уместны глаголы именно в этой форме?
Упражнение 19
— Надо отличать их от него.
— Что ты сказал?
— Надо отличать его от них.
По-разному высказана одна и та же мысль, местоимения изменили свою форму. Почему?
Упражнение 20
Объясните, почему в предложном падеже всегда употребляются местоимения в форме нем, ней, них и не употребляется форма без н.
Упражнение 21
Употребляются две формы, одинаковые по значению: говорил с нею — говорил с ней (тв. п.); но без предлога всегда ею: нарисовано ею, горжусь ею.
Придумайте предложение, где были бы глаголы гордиться, руководить, любоваться + местоимение она в творительном падеже единственного числа.
Упражнение 22
В предложении: Я видел эту книгу у ей сделаны две ошибки. Какие? (Это ошибки не орфографические (не только на письме), а языковые — они могут встретиться и в устной речи. Поправьте своего товарища, если он так говорит.)
Упражнение 23
Составьте рассказ. Пусть героем вашего рассказа будет загадочный он (или она). Не говорите, кто он — человек, зверь, дерево, какая-нибудь вещь. Опишите, как он ведет себя, что с ним случается; называйте его только местоимением. Пусть слушатели догадываются, о ком вы рассказываете.
Склонение возвратного местоимения себя
И. — .
Р. себя.
Д. себе.
В. себя.
Т. собой.
П. (о) себе.
Это местоимение не изменяется ни по родам, ни по числам. В предложении оно бывает дополнением и указывает тот же предмет, который обозначен подлежащим. Не говорят: Я осуждаю меня за этот поступок; говорят: Я осуждаю себя ...
Упражнение 24
Разберите морфологически ряд местоимений из упражнения 18 по данным схемам разбора части речи «местоимение» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).
Словарь по теме
Местоимения по традиции определяются как часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (кто, ты, этот, некоторый, несколько).
Дейктическая функция (<гр. deixis — указание) — указание на условия речевого акта, соотнесение того, о чем говорится, с условиями речевого акта и его участниками.
Анафорическая функция (<гр. anaphora — отнесение) —
соотнесение элементов данного высказывания с другими частями текста, отсылка к сказанному ранее.
Кванторная функция — указание на тип предметной
отнесенности имени, т.е. соотнесение имени с различными классами предметов и их признаков: с классом предметов или признаков, о которых говорящий хотел бы получить информацию от слушающего (кто?, какой?, сколько?); с классом неизвестных говорящему или слушающему (и поэтому неопределенных) предметов либо признаков предмета (кто-то, что-нибудь, какой-либо, сколько-то); с классом универсальных, всеобщих признаков (все, любой, всякий); с классом предметов и признаков, не включающих данный предмет или признак (никто, некому, нисколько) и т. д.
Личные местоимения: я, мы (1-е лицо) — указывают на говорящего; ты, вы (2-е лицо) — указывают на слушающего; он, она, оно, они (3-е лицо) — указывают на того (на то), о ком-чем говорится.
Возвратное местоимение себя выполняет дейктическую функцию и указывает на отношение производителя действия к себе.
Притяжательныеместоимения: мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их (три последних слова — несклоняемые: вот его
дом, вижу его дом, обрадоваться его дому) связаны с дейкси-
сом и анафорой — указывают на принадлежность чего-либо
говорящему, слушающему или тому, о ком-чем говорится.
Указательные местоимения: этот, тот, такой, таков, столь
ко; устар. экий, этакий, сей, оный — имеют общее значение
указания на предметы, их качество или количество.
Вопросительно-относительные местоимения: 1) вопросительные, содержащие вопрос о предмете, его признаках, принадлежности или количестве: кто, что, какой, каков (устар. каковой), чей, который, сколько (кванторная функция); 2) относительные — перечисленные выше местоимения в функции союзных слов, соединяющих главную часть сложноподчиненного предложения с придаточной.
Определительные местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой; всяк, всяческий — указывают на обобщенный признак предмета (кванторная функция).
Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, а также некого, нечего, не имеющие формы именительного падежа (кванторная функция).
Неопределенные местоимения: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также местоимения, образованные от вопросительно-относительных местоимений с помощью словообразовательных элементов кое-, -то, -либо, -нибудь (кто-то, кто-либо, какой-нибудь, сколько-нибудь, кое-кто и др.) - указывают на неизвестные, неопределенные предметы, признаки или количества.
Предметно-личные местоимения (местоименные существительные): кто, что, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, себя, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, кто-либо, кое-кто, кто-нибудь, что-то, что-либо, что-нибудь, кое-кто, а также всё (Всё пройдет), все, то, это — по частеречному значению близки к существительным, так как указывают на предметность.
Признаковые местоимения (местоименные прилагательные): мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой, этот, тот, такой, таков, экий, этакий, сей, оный, какой, чей, который, каков, каковой, сам, самый, весь, всяк, всякий, всяческий, любой, иной, другой, некоторый, некий, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, чей-либо, который-нибудь и др. — в грамматическом плане не противопоставлены прилагательным.
Количественные местоимения (местоименные числительные): сколько, столько, несколько, сколько-нибудь, как уже отмечалось, по грамматическим свойствам не противопоставлены числительным.
Глагол
План темы
1. Понятие о глаголе как части речи.
2. Инфинитив как начальная форма глагола.
3. Возвратные и невозвратные глаголы. Основные значения постфикса – ся.
4. Переходные и непереходные глаголы.
5. Категория залога глагола.
6. Категория вида глагола.
7. Категория наклонения глагола.
8. Категория времени глагола.
9. Категория лица глагола. Безличные глаголы.
10. Спряжение глаголов.
11. Причастие как неспрягаемая форма глагола.
12. Деепричастие как неспрягаемая форма глагола.
Содержание темы