Система государственного управления ИС

Под системой государственного управления ИС понимается совокупность звеньев из государственных и других организаций, осуществляющих управление ИС и связей между ними.

Во главе системы находится Совет Министров РБ и Государственный комитет по науке и технологиям. Они осуществляют управление и координируют функционирование специализированных организаций, занимающихся вопросами ИС, формируют государственную политику.

Государственный комитет по науке и технологиям РБ (ГКНТ РБ) как республиканский орган государственного управления обеспечивает реализацию государственной политики в области управления и охраны ИС.

Ведущий организацией как патентного органа является национальный центра ИС РБ (НЦИС РБ), структурное подразделение государственного комитета по науке и технологии осуществляют свою деятельность на основании устава и положении о национальном центре ИС, утвержденных постановлением Совета Министров РБ №641 от 31.05.2004г.

В составе НЦИС РБ с мая 2007г. входит белорусское авторское общество (БелАО) с функциями охраны прав авторов и пресечения нарушений в области ИС. Оно осуществляет международное сотрудничество в сфере защиты авторских прав и борьбы с распространением контрафактной продукции.

В НЦИС РБ создан авторский совет, который функционирует в качестве рекомендательного, консультативного органа для обеспечения участия БелАО в мероприятиях, связанных со сферой охраны авторских прав в РБ и повышение эффективности управления имущественными правами авторов на коллективной основе. В состав авторского совета входят белорусские авторы, представители творческих союзов, объединяющих деятелей культуры и искусства, представителей Министерства культуры, Министерства информации РБ.

С НЦИС РБ как главным патентным ведомством страны сотрудничает ассоциация патентных поверенных. Патентные поверенные играют весомую роль в защите прав авторов, изобретателей и рационализаторов, оказанию им методической помощи. Деятельность патентных поверенных регулируется положением о патентных поверенных, согласно которому патентный поверенный должен быть гражданином РБ с высшим образованием и установленным стажем работы, прошедшим процедуру аттестации и регистрацию. Главным в работе патентного поверенного является соблюдение интересов заявителя при соблюдении конфиденциальности информации, полученной от клиента. Патентный поверенный работает по доверенности от граждан РБ; граждане иностранных государств могут защищать свои интересы в РБ только через патентного поверенного.

Сфера деятельности патентного поверенного:

· Проверка патентной чистоты

· Консультация и выявление охраноспособных решений

· Выработка стратегии и тактики защиты технологических решений.

Услугами патентных поверенных пользуются при международной регистрации объектов ИС и осуществление связей с зарубежными патентными поверенными.

С НЦИС РБ сотрудничает белорусское республиканское общество изобретателей и рационализаторов - общественное объединение, осуществляющее организационное и методическое руководство, развитие массового рационализаторского творчества и привлечение молодежи к изобретательству. ( belgospatent.org.by)

Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ) с пятью филиалами в областных центрах исполняет ведущую роль в информационном и документальном обеспечении патентных исследований научно-технической и инновационной деятельности. Фонды информационных ресурсов РНТБ составляет 35 млн патентных документов, включая 30 баз данных, располагая документами 45 стран с возможностью ретроспективного поиска более 50 лет. (rntbcat.org.by)

Предприятия могут создавать свои патентные службы.

Специфическим звеном в системе государственного управления ИС является Судебная комиссия по делам ИС Верховного Суда РБ, рассматривающий споры, вытекающие из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные отношения, связанные с создание и использованием ИС.

Патентные пошлины взимаются за регулирование всех видов промышленной собственности и за продление сроков действия соответствующих патентов.

Зарубежное патентование обычно проводится после получения патента в собственной стране и в странах, где предполагается продажа прав на использование изобретения. Такое патентование требует значительных затрат и оправдано в случае высоких шансов на продажу прав или для защиты экспортных изделий, продаваемых в больших объемах.

Наши рекомендации