Загадка в начальных классах средней школы

Загадка в большинстве случаев построена на сравнении или метафоре. К.Д.Ушинский: «загадка - полезное упражнение для ума, материал для классной беседы и объяснения картинного описания предмета».

Че­рез загадку можно дать ребенку первые представленияоб образ­ности родного языка, познакомить с иносказательными оборота­ми речи. Анализируя загадку, следует сопоставить текст с отгад­кой, подчеркивая признаки загаданного предмета, его назначе­ние. Полезно соотнести метафорический образ с реальным пред­метом или явлением, объясняя отгадку. Для этого можно предло­жить детям сделать два рисунка - художественный образ загадки и реальный предмет-отгадка.

Чтение и отгадывание загадок мож­но использовать на подготовительномэтапе урока. Например, перед чтением рассказа В.Бианки «Приспособился»[18] можно предложить детям загадку:

Я в бору, бору, бору

Лапой меду наберу,

Наберу я меду

Полную колоду!

Я берлогу-дыру

Разыщу себе в бору,

Буду спать-зимовать,

Буду лапу сосать!

(Е. Тараховская.)

Или перед чтением «Сказки про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» Д.Н.Мамина-Сибиряка[19] такую:

Я боюсь, я боюсь Я боюсь, я боюсь

волка и кукушки, Муравья и мушки,

Я боюсь, я боюсь И ужа, и ежа,

Курицы-пеструшки, И чижа, и стрижа.

Я боюсь, я боюсь Поглядите, как дрожат

Жабы и лягушки, Ушки на макушке!

(Е.Тараховская.)

После чтения и анализа загадок, уяснения их структуры можно предложить детям сочинить собственные загадки об окружающих предметах (см. статьи об алгоритмах сочинения загадок в интернете).

Пословицы - это обобщение богатого жизненно­го опыта, она приложима ко всем ситуациям, поэтому сочинять их с детьми нецелесообразно.

К.Д.Ушинский называл пословицу «маленькой умственной за­дачей». При анализе пословицы учитель должен помочь детям совершить три шага:

1)уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в ее основе. Например, разбирая пословицу Без труда не вытащить рыбки из пруда, объясняется: чтобы поймать рыбу, нужно приложить усилия, подготовить удочки, корм, иметь терпение дождаться клева, суметь вытащить рыбу из воды;

2)уяснить переносное значение, ее подтекст, тот иносказатель­ный смысл, который позволяет употреблять ее в других конкретных ситуациях. В нашем примере: в любом деле результат будет дос­тигнут, если к нему приложены старания, терпение, труд и умение;

3)соотнести пословицу с определенными жизненными обстоя­тельствами из собственного опыта или описанными в худо­жественном произведении. Названную пословицу, например, можно соотнести с рассказом Е.Пермяка «Славка»[20].

Пословицы целесообразно привлекать только на завершающем этапе урока (обобщение, перечитывание текста) и не использовать их при подготовке к восприятию произведения.

Сказка - (в прозе или в стихах) произведение повествовательного характера, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.

В методике не приинято обсуждать с детьми аллегори­ческий смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский). Дети легко улавли­вают идейную направленность сказки: добро побеждает зло.

Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальныепризнаки данного жанра:

- в кумулятивной сказке - это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательности действий. Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки.

- в волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки; При чтении волшебной сказки можно дать детям зада­ние начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно;

- в новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование. При работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика.

Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

- начала: Жили - бычи.... В некоторолм царстве, в некотором государстве...;

- продолжения: Долго ли, коротко ли..., Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...;

- конца: я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало..., Вот вам сказка, а мне кринка масла.

ЧТЕНИЕ СКАЗОК (коррекционная школа 8 вида)

Сказка - любимыйжанр всех детей: занима­тельностьсюжета, последовательность его развития, четкость и определенность характеров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже учащимися специальной школы.

Умственно отсталые дети, так же как их сверстники с нор­мальным интеллектом, отвечая на вопрос анкеты о самом лю­бимом жанре литературы, прежде всего называют сказку. Эта любовь сохраняется у них на протяжении всех лет обучения. Даже в 8-м классе, наряду с военной и детективной тематикой у мальчиков, с рассказами о любви у девочек, популярным жан­ром остаются сказки.

- Сказка обладает большой воспитательной силой. Воздействие сказкина душу ребенкаусиливаетсяещеи потому, чтомораль­ные принципыне декларируются в ней, а выражаются в ярких образах и поступках героев. Слова К.Д. Ушинского можно было бы отнести к сказке в первую очередь: «чтение — это упражнение в нравственном чувстве».

- Сказка является благодатным материалом и для развитиясвязной устной речиу детей:композиционная четкость сказки, одно­значность логических связей создают благоприятные условия для первоначальной тренировки в передаче содержания.

В специальной (коррекционной) школе в книгах для чтения представлены все виды сказок:

- бытовые («Чья помощь лучше» — 2-й класс, «Мужик и царь» — 7-й класс),

- волшебные («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина — 4-й класс, «Снежная королева» Х.К. Андерсена — 6-й класс),

- сказки о животных («Лиса и Журавль» — 3-й класс, «Жу­равль иЦапля» — 7-й класс).

Хотя жанр сказки легче воспринимается детьми, учащиеся специальной школы встречаются с некоторыми трудностями в понимании сказок:По данным исследования Г.М. Гусевой, часть умственно отсталых первоклассников воспринимают сказку только эмо­ционально, выражают свое отношение к содержанию возгласами, репликами, но отказываются от пересказа и даже от ответов на вопросы[21]. Сосредоточиваясь на внешней стороне фабулы, большинство детей бывают не в состоянии понять основную мысль, а при пересказе делают пропуски важных смысловых звеньев.

К работе над сказкой предлагаются следующие рекоменда­ции:

1. При подготовке к чтению сказки важно организовывать на­глядно-практическую деятельность детей (в младших классах) или проводить соответствующую беседу (в старших классах), так, чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их действия:

- например, перед чтением сказки «Колобок» це­лесообразно, чтобы дети увидели колобка, рассмотрели, из чего он испечен, какой он формы, убедились, легко ли он катится;

- нужно также вспомнить с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторых из них показать, а других назвать по предъявленным картинкам. Очень важно, чтобы звери на кар­тинках были не просто представителями животного мира, а героя­ми сказки.

Показывать предметы, описанные в этой сказке, неце­лесообразно. Во-первых, потому что их названия (короб, амбар, сусек) не имеют никакого значения для понимания сюжетной ли­нии и особенно идейного содержания, а во-вторых, показ уведет в сторону от основного смысла, будет отвлеченным и не запомнит­ся вне контекста.

В старших классах сохраняется та же принципиальная позиция в отношении выбора слов для работы с ними в подготовительной части урока. При чтении сказки Х.К. Андерсена «Снеж­ная королева» кроме кратких сведений об авторе уместно пока­зать учащимся изображения злого тролля с зеркалом в руке и Снежной Королевы. Демонстрационный материал должен соз­дать образы злого маленького колдуна и холодной красивой женщины.

2. Чтение сказки в младших классах необходимо сопровождать показом диафильма, иллюстраций в книге или аппликаций в со­четании с меловым рисунком на доске. Тогда у детей уже при пер­вом знакомстве с текстом возникают представления о персона­жах, об особенностях их взаимодействия, фиксируется последова­тельность развития сюжета.

Так, начиная чтение сказки «Колобок», учитель может нари­совать на доске дом с завалинкой, открытым окном, в окне помес­тить фигурку деда, у завалинки — изображение старухи. Колобок появляется на окне рядом с дедом, затем, по мере чтения сказки, он перемещается на завалинку, потом на траву, которую рисуют мелом, и катится по прочерченной дорожке на встречу с зайцем. Ту фигурку зайца, которая рассматривалась в подготовительной ча­сти урока, теперь помещают напротив колобка и т.д.

3. Поскольку сказка по природе своего жанра предназначена для устного воспроизведения,ее не следует только читать. Луч­ше использовать так называемое чтение-рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, ведет как бы устный сказ, обраща­ясь к классу. При такой подаче текста сохраняется интонация раз­говорной речи. Рассказывание сопровождается соответствующи­ми жестами и мимикой.

В отличие от стихотворения сказкаможет быть прослушана в граммофонной или магнитофонной записи. В любом случае нуж­но создать тот настрой, который воздействует на эмоции детей, помогает им проникнуться переживаниями героев.

4. При анализе сказки лучше не акцентировать ее фантастический характер, иначе пропадет ее очарование. Вопросы формируются так, как будто все события происходили на самом деле. Например, к сказке «Лиса и Журавль» (3-й класс) можно предложить детям следующие вопросы:

• Что обещала Лиса, когда звала Журавля в гости?

• Сумел ли Журавль попробовать угощение Лисы? Почему не сумел?

• Какой оказалась Лиса?

• Как угощал Лису Журавль? Для чего он это сделал?

• Могли ли они после такого угощения дружить дальше? По­чему?

• Кто виноват в том, что дружба кончилась?

• За что Журавль проучил Лису?

И только в конце работы над сказкой возможны перенос ос­новной идеина сходные ситуации из реальной жизни и обсужде­ние того, как должны поступать настоящие друзья.

5. Сказку хорошо читать по ролям. Эту возможность необхо­димо использовать. Однако, прежде чем приступить к такой ра­боте, важно, чтобы дети уже прочитали сказку и проанализировали ее, обратив при этом внимание на характер действующих лиц, на их поведение в конкретных ситуациях.

Перед чтением по ролям сказки «Лиса и Журавль» можно предложить детям следующие задания:

«Прочитайте слова Лисы: как она зовет в гости Журавля, как угощает его, как извиняется. Постарайтесь передать голосом, что Лиса говорит одно, а думает совсем другое». Если не получается у детей, учитель дает образец чтения.

Затем таким же образом разбирается, как надо читать слова Журавля: «Прочитайте про себя слова Журавля, которые он го­ворит Лисе. Есть ли за что ему благодарить Лису? Почему же он говорит «спасибо»? Как он должен произнести это слово? Ду­мает ли Журавль хорошо угостить Лису? Почему же он зовет ее в гости? Как нужно прочитать слова-приглашения?»

6. Школьники должны быть хорошо подготовлены к пере­сказу сказкивсей предыдущей работой. Сказка рассказывается подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выра­жений, свойственных ей. При этом короткая сказка воспроиз­водится полностью, длинная - отдельными частями по зада­нию учителя или по выбору самих детей.

- В младших классах при обучении пересказу эффективно ис­пользовать тот картинный план, который учитель создавал на доске при чтении сказки. Можно повторно посмотреть диа­фильм, каждый кадр которого теперь озвучивается детьми. Не­желательно слушать одного рассказчика. Это всегда утомляет де­тей и нецелесообразно методически. Число рассказчиков, как правило, определяется количеством эпизодов сказки, картинок, кадров диафильма. Организационные формы пересказа могут быть различными: по вызову учителя, по цепочке, по эстафете, на соревнование по рядам и др.

- В старших классах кроме картинного плана может использо­ваться и словесный план. Сказки хорошо делятся на части, легко озаглавливаются. Для того чтобы ученики не забыли те специфи­ческие слова, которые употреблены в сказке и которые детям сле­дует использовать при пересказе, их записываютна доске в соот­ветствии с каждым пунктом плана.

Наши рекомендации