Анализ стиля как методический прием
Стиль — это единство художественных приемов, характерное для отдельного произведения или всего творчества писателя.
Художественное слово в произведении играет двойную роль:
1) оно помогает писателю изобразить художественный мир, сделать его зримым;
2) выразить к нему свое отношение.
Поэтому изучение стиля произведения становится ключом для конкретизации образов и уяснения авторского отношения к ним.
Стилистический анализ в полном объеме недоступен младшему школьнику, однако использование отдельных видов стилистического анализа при изучении конкретного произведения оказывается достаточно продуктивным.
Виды деятельности, реализующие прием стилистического анализа:
1. Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слов и осознания авторского выбора. Этот прием расширяет лексический запас слов школьника, знакомит с контекстуальными синонимами, с возможностью передать оттенки значений и соотнести оттенок значения с ситуацией, созданной автором.
2. Нахождение и оправдание сравнений, эпитетов, метафор и других тропов. Эта работа начинается не с введения теоретических понятий, а с оправдания слова-образа. Дети приучаются обращать внимание на художественные детали. Эта работа способствует развитию воображения, так как требует разгадывания авторской метафоры.
3. Нахождение и оправдание глаголов действия. Обилие глаголов в тексте создает экспрессию, интенсивное движение, передает текучесть, изменяемость окружающего мира или человека. Выстраивание глаголов в цепочку позволяет отчетливее представить то, что совершается и как совершается, благодаря оттенкам значения и экспрессивно-эмоциональной окрашенности лексики.
4. Стилистический эксперимент (термин А. А. Пешковского). Этот прием заключается в намеренном искажении авторского текста (пропуск эпитетов, сравнений или других изобразительно-выразительных средств языка). Ученики вставляют в искаженный текст слова, которые кажутся им наиболее подходящими, а затем сравнивают с оригиналом, пытаясь понять, почему писателю понадобилось именно это слово-образ. В роли стилистического эксперимента может выступить и сопоставление авторских редакций одного и того же текста, например первой и окончательной. Ученики должны понять, почему автор выбрал последний вариант, что изменилось при этом в эмоциональной палитре текста и в его смысле. Таким образом, мы постепенно приучаем детей быть внимательными к художественному слову, формируем умение видеть изобразительно-выразительные средства языка и осмыслять их роль в произведении.
5. Узнавание автора по стилю. Этот вид деятельности может проходить в виде игры. Детям зачитываются фрагменты из произведений разных авторов, а они должны узнать, кто и что написал, и объяснить свое решение. Такие упражнения развивают у ребенка чувство стиля, хотя для учеников начальной школы этот вид деятельности сложен из-за недостатка у них читательского опыта.
6. Сопоставление стилистических пластов, характерных для речи персонажей, с авторским повествованием. Игры «Узнай героя», «Кто так говорит?».
Знакомство с возможностями слова в создании смешного.
Смешное в литературном произведении может возникать благодаря возможностям, заложенным в человеческой речи. Это могут быть эмоционально окрашенные слова, нарушение орфоэпической или словообразовательной нормы, употребление неожиданной (ненормативной) формы слова, столкновение разных стилевых потоков в речи персонажа, воспринимающиеся как явное нарушение речевой нормы, и т.д.
Например, рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква» основан на нарушениях орфоэпической нормы. Дети спорят о том, как правильно произносится слово «шишки». Аленка сказала: «А на елке сыски висят». Ребята смеются над ней, но тут выясняется, что Мишка неправильно произносит это слово — «хыхки». Теперь уж Аленка с Дениской смеются над Мишкой. Но Денискина позиция «выгодней»: он-то думает, что он один произносит это слово правильно. И тогда наступает последний и решающий сюжетный поворот. «Я остановился на лестнице и внятно сказал: — Никакие не "сыски". Никакие не "хыхки", а коротко и ясно: "фыфки"!».