Анализ образов персонажей как методический прием

В начальной школе на первом плане всегда остаются образы персонажей. Анализ образа персонажа всегда проводится в сопоставлении его с другими образами произведения: персонажами, пейзажами и т.д., — а не изолированно.

Осознать характер персонажа, мотивы и последствия его по­ступков— одна из главных задач читателя. Это невозможно сделать, если не обратиться к способам создания образа персонажа в системе его связей с другими образами и способам выражения отношения к нему как автора, так и других персонажей (композиционный и стилисти­ческий анализ). Составляющие образа персонажа:: портрет героя (описания внешности), речь, его поступки, внут­ренний мир, взаимоотношения с другими персонажами, т.е. его характер.

В основе анализа образа персонажа[15] — анализ композиции и стиля. Эти виды литературо­ведческого анализа никогда не являются самоцелью при изуче­нии литературы в школе — они выполняют вспомогательную функцию в осознании образа персонажа и образа автора, их то­чек зрения.

Этапы работы над образом персонажа

1. Эмоциональное частично-мотивированное восприятие — выявление читательских впечатлений и оценок, вызванных обра­зом персонажа.

2. Аналитическое восприятие:

- выделение основных черт характера персонажа с помощью анализа текста;

- выявление авторского отношения к персонажу;

- выделение типичного и индивидуального в образе персонажа.

3. Целостное восприятие образа:

- коррекция первых впечатлений и оценок;

- выявление роли персонажа в структуре произведения (со­пряжение с авторской идеей).

Виды деятельности, в которых реализуется прием анализа образов персонажей:

- выявление поступков героя (план);

- выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;

- анализ портрета героя;

- анализ речевой характеристики героя;

- расшифровка мимики, жестов, интонаций героя с целью вы­явления его внутреннего состояния;

- составление «партитуры» чувств, переживаний героя и сопо­ставление динамики его эмоций с обстоятельствами действий и поступками, которые он совершает;

- выявление отношения героя к природе, сравнение пейзажа с внешним и внутренним состоянием героя;

- устное словесное рисование: портреты героя в разные мо­менты его действий и состояний; описание сцен, в которых при­нимает участие герой;

- выявление отношения героя к другим персонажам и других персонажей к герою;

- сравнение поведения, мыслей и чувств героя с поведением, мыслями и чувствами других персонажей;

- выявление авторского отношения к герою: нахождение ав­торских ремарок, в которых содержатся прямые оценки героя или его поступков, нахождение косвенных приемов выражения ав­торского отношения к герою, составление плана для выявления изменений в отношении к герою читателя и других персонажей;

- составление плана-рассказа о герое;

- выразительное чтение по ролям;

- составление рассказа от лица героя или о герое от имени какого-либо персонажа с целью осмысления его характера и идеи произведения.

Формулировкивопросов и заданийдля анализа образов природы:

1. С какой целью автор включает в повествование описание природы?

2. Какое настроение создает у читателя этот пейзаж?

3. С чьей точки зрения он дан?

4. Какие детали выделяет повествователь? Что этот факт го­ворит о его настроении, характере, об отношении к миру и людям?

Формулировкивопросов и заданийдля анализа образов жилищ:

1. С какой целью автор включает в повествование описание жилища?

2. Чьими глазами дано это описание?

3. Какие детали жилища привлекают внимание повествователя?

4. Какое настроение создает это описание?

5. Что можно сказать об обитателе этого жилища по описанию помещения?

6. Как автор относится к хозяину жилища? Почему вы так счи­таете?

Формулировки вопросов и заданий для анализа образа автора:

1. От чьего лица ведется повествование?

2. Как автор относится к ...? Что в тексте помогает это увидеть и понять?

3. Одобряет ли автор поступок героя? Почему вы так считаете? Какие слова и выражения нам об этом говорят?

4. С какой целью автор помещает в текст описания природы и т. п.?

5. Нравится ли автору (что-либо)? Почему вы так считаете?

6. Разделяет ли автор позицию героя? Почему вы так думаете?

Наши рекомендации