Методы изучения литературного произведения

Слово «метод» пришло из греческого языка, в котором означа­ло «путь к чему-либо». В современной науке метод определяется как средство познания, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. У каждой науки свои методы, поскольку они зависят от ее целей и содер­жания.

В школьной практике распространена общедидактическая клас­сификация методов, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, в основе которой - степень познавательной активности школьников в учебном процессе:

1. Догматические методы: материал заучивается без обя­зательного понимания.

2. Репродуктивные: материал не только заучивается, но и воспроизводится.

3. Объяснительно-иллюстративные: материал разъяс­няется, иллюстрируется примерами, демонстрируется и должен быть понят учениками.

4. Продуктивные методы: материал должен быть не толь­ко понят, но и применен в практических действиях.

5. Эвристические, частично-поисковые методы: отдельные элементы нового знания добывает сам ученик посред­ством целенаправленных наблюдений, путем решения познава­тельных задач, проведения эксперимента и пр.

6. Проблемные методы: умение осознать проблему, а в от­дельных случаях - и поставить ее, внести вклад в ее разрешение.

7. Исследовательские методы: высший уровень позна­ния, приближающийся к деятельности научного работника, но в условном ключе субъективно-творческих задач (новое научное знание субъективно ново лишь для ученика, играющего роль ис­следователя).

Но эта классифика­ция не может удовлетворить учителя-предметника, так как не от­ражает специфики изучаемой дисциплины.

В.Г.МАРАНЦМАНвыделил 5 методов изучения литературного произведения, с учетом спе­цифики предмета литературы и характера общения ученика с лите­ратурным произведением:

1. Чтение литературного произведения.

2. Анализ художественного текста.

3. Комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-крити­ческие статьи, научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т.д.).

4. Претворение литературного произведения в других видах ис­кусства (музыка, живопись, театр, кино и др.).

5. Литературное творчество учеников по мотивам литературных произведений или собственных жизненных впечатлений.

I. метод чтения и его приемы

Без чтения нет урока литературы, а в начальной школе тем более, поскольку наша задача развивать навык чтения остает­ся актуальной на протяжении всех лет обучения ребенка в началь­ной школе.

Метод чтения на уроке литературы реализуется в следующих приемах: чтение учителя, самостоятельное чтение ученика вслух и про себя, коллективное чтение вслух (по ролям, по частям текста), работа над вырази­тельным чтением:

Чтение учителя.

В начальной школе первое зна­комство с произведением целесообразно проводить в виде чтения учителя, так как учитель, освоив идею произведения, может чет­ко определить свою читательскую задачу и донести до учеников смысл произведения в его полном объеме и вызвать необходимые эмоции, доставить детям эстетическое удовольствие. Чтение учи­теля является образцом для его воспитанников. Правильно поста­вить ударения в словах, правильно произнести их не менее важ­но, чем передать эмоции. Поэтому чтение учителя должно быть подготовлено дома.

Чтение учеников.

Повторное чтение должно проводиться в виде самостоятельногочтения учеников. Еще сегодня можно встретить такой прием, как чтение по цепочке. Однако современная методика постепенно от­казывается от этого приема из-за его неэффективности (он механистичен).

Повторное чтение текста должно быть мотивировано потреб­ностями ребенка, и читать текст должен каждый ученик. Поэтому мы предлагаем детям перечитать произведение или его отрывок, который будет анализироваться, про себя, предвари­тельно поставив вопрос к тексту или объяснив детям задание, которое они должны выполнить.

Предлагать детям читать вслух даже фрагмент текста без подго­товкинецелесообразно, так как ребенок, не освоив произведение в целом, не может прочесть его выразительно, а значит, неизбеж­но исказит и эмоциональную палитру произведения, и его смысл. Кроме того, технические трудности приведут к тому, что текст не будет звучать красиво, а поэтому может оттолкнуть других учени­ков.

Выразительное чтение

Художественное слово в письменном тексте обладает множеством значений, которые часто скрывают от читателя ав­торское чувство. Слово звучащее подчеркивает эмоциональную направленность речи. Задача чтеца — не только выразить свое по­нимание текста, но и постараться донести до слушателя автор­ское отношение и авторскую позицию. Маленький чи­татель не может это сделать сразу же после первого знакомства с произведением. На этом этапе необходим анализ текста, чтобы выявить авторские намерения и пробудить, активизировать соб­ственные чувства читателя. Таким образом, обучение выразитель­ному чтению протекает совместно с анализом текста, анализ ста­новится необходимым этапом подготовки детей к чтению произ­ведения вслух.

На первом этапе обучения выразительному чтению мы знако­мим детей со средствами речевой выразительности: паузой (логи­ческой и психологической), тоном, темпоритмом, мелодикой(по­вышение и понижение голоса), силой голоса, окраской голоса (тембром), логическими и фразовыми ударениями. Для актерско­го чтения характерны и другие (неречевые) средства выразитель­ности: мимика, жесты.

На уроке можно предлагать детям прочи­тать предложение в разном темпе, с разной силой голоса, делая ударения на разных словах, меняя местами паузыи т.д., и понаб­людать над тем, как меняется наше восприятие этой фразы, по­нимание ее смысла (это целесообразно делать уже при обучении чтению в букварный период). Чтение скороговорок с разной ин­тонацией, произведений детского фольклора (песенок, стишков, потешек) откроет детям огромную роль интонации в процессе общения. Эти умения нужно закреплять в чтении учеников и в их устной речи.

Выбор средств выразительности зависит от смысла произведения и от читательского понимания текста. Одно и то же произведение может вызвать даже противо­положные эмоции в зависимости от того, как мы его прочитаем. Значит, необходимо поставить конкретную задачу чтения: какие чувства мы хотим передать, какую мысль донести до наших слушателей?

Этапы подготовки учеников к выразительному чтению: на первом этапе с помощью анализа текста определяем задачу чте­ния; затем коллективно подбираем интонационные сред­ства (путем проб и ошибок, поиска); предлагаем ученикам прочитать произведение или фрагмент целиком выразительно; организуем коллективное обсуждение пред­ложенного варианта чтения и корректируем его; предлагаем еще одну попытку чтения (это может быть тот же ученик или другой); дети тренируются дома; заключительный этап – контрольный, учитель выборочно проверяет подготовку.

Невозможно спро­сить на уроке всех. Учитель продумывает заранее, кого он спро­сит, и объясняет это классу. Желающие ответить могут это сделать после уроков.

Особой подготовки требует чтение по ролям. В этом случае не­обходимо, чтобы каждый чтец хорошо ориентировался в тексте. На этапе подготовки дети должны найти слова персонажей, отделить их друг от друга и особенно от слов автора (можно обозначать их на полях). Текст для чтения можно разме­тить, т. е. указать на полях, с каким чувством, интонацией нужно прочитать ту или иную реплику, карандашом обозначить паузы, подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение, т.е. составить партитуру чтения.

Наши рекомендации