Методы изучения литературного произведения
Слово «метод» пришло из греческого языка, в котором означало «путь к чему-либо». В современной науке метод определяется как средство познания, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. У каждой науки свои методы, поскольку они зависят от ее целей и содержания.
В школьной практике распространена общедидактическая классификация методов, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, в основе которой - степень познавательной активности школьников в учебном процессе:
1. Догматические методы: материал заучивается без обязательного понимания.
2. Репродуктивные: материал не только заучивается, но и воспроизводится.
3. Объяснительно-иллюстративные: материал разъясняется, иллюстрируется примерами, демонстрируется и должен быть понят учениками.
4. Продуктивные методы: материал должен быть не только понят, но и применен в практических действиях.
5. Эвристические, частично-поисковые методы: отдельные элементы нового знания добывает сам ученик посредством целенаправленных наблюдений, путем решения познавательных задач, проведения эксперимента и пр.
6. Проблемные методы: умение осознать проблему, а в отдельных случаях - и поставить ее, внести вклад в ее разрешение.
7. Исследовательские методы: высший уровень познания, приближающийся к деятельности научного работника, но в условном ключе субъективно-творческих задач (новое научное знание субъективно ново лишь для ученика, играющего роль исследователя).
Но эта классификация не может удовлетворить учителя-предметника, так как не отражает специфики изучаемой дисциплины.
В.Г.МАРАНЦМАНвыделил 5 методов изучения литературного произведения, с учетом специфики предмета литературы и характера общения ученика с литературным произведением:
1. Чтение литературного произведения.
2. Анализ художественного текста.
3. Комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи, научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т.д.).
4. Претворение литературного произведения в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино и др.).
5. Литературное творчество учеников по мотивам литературных произведений или собственных жизненных впечатлений.
I. метод чтения и его приемы
Без чтения нет урока литературы, а в начальной школе тем более, поскольку наша задача развивать навык чтения остается актуальной на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе.
Метод чтения на уроке литературы реализуется в следующих приемах: чтение учителя, самостоятельное чтение ученика вслух и про себя, коллективное чтение вслух (по ролям, по частям текста), работа над выразительным чтением:
Чтение учителя.
В начальной школе первое знакомство с произведением целесообразно проводить в виде чтения учителя, так как учитель, освоив идею произведения, может четко определить свою читательскую задачу и донести до учеников смысл произведения в его полном объеме и вызвать необходимые эмоции, доставить детям эстетическое удовольствие. Чтение учителя является образцом для его воспитанников. Правильно поставить ударения в словах, правильно произнести их не менее важно, чем передать эмоции. Поэтому чтение учителя должно быть подготовлено дома.
Чтение учеников.
Повторное чтение должно проводиться в виде самостоятельногочтения учеников. Еще сегодня можно встретить такой прием, как чтение по цепочке. Однако современная методика постепенно отказывается от этого приема из-за его неэффективности (он механистичен).
Повторное чтение текста должно быть мотивировано потребностями ребенка, и читать текст должен каждый ученик. Поэтому мы предлагаем детям перечитать произведение или его отрывок, который будет анализироваться, про себя, предварительно поставив вопрос к тексту или объяснив детям задание, которое они должны выполнить.
Предлагать детям читать вслух даже фрагмент текста без подготовкинецелесообразно, так как ребенок, не освоив произведение в целом, не может прочесть его выразительно, а значит, неизбежно исказит и эмоциональную палитру произведения, и его смысл. Кроме того, технические трудности приведут к тому, что текст не будет звучать красиво, а поэтому может оттолкнуть других учеников.
Выразительное чтение
Художественное слово в письменном тексте обладает множеством значений, которые часто скрывают от читателя авторское чувство. Слово звучащее подчеркивает эмоциональную направленность речи. Задача чтеца — не только выразить свое понимание текста, но и постараться донести до слушателя авторское отношение и авторскую позицию. Маленький читатель не может это сделать сразу же после первого знакомства с произведением. На этом этапе необходим анализ текста, чтобы выявить авторские намерения и пробудить, активизировать собственные чувства читателя. Таким образом, обучение выразительному чтению протекает совместно с анализом текста, анализ становится необходимым этапом подготовки детей к чтению произведения вслух.
На первом этапе обучения выразительному чтению мы знакомим детей со средствами речевой выразительности: паузой (логической и психологической), тоном, темпоритмом, мелодикой(повышение и понижение голоса), силой голоса, окраской голоса (тембром), логическими и фразовыми ударениями. Для актерского чтения характерны и другие (неречевые) средства выразительности: мимика, жесты.
На уроке можно предлагать детям прочитать предложение в разном темпе, с разной силой голоса, делая ударения на разных словах, меняя местами паузыи т.д., и понаблюдать над тем, как меняется наше восприятие этой фразы, понимание ее смысла (это целесообразно делать уже при обучении чтению в букварный период). Чтение скороговорок с разной интонацией, произведений детского фольклора (песенок, стишков, потешек) откроет детям огромную роль интонации в процессе общения. Эти умения нужно закреплять в чтении учеников и в их устной речи.
Выбор средств выразительности зависит от смысла произведения и от читательского понимания текста. Одно и то же произведение может вызвать даже противоположные эмоции в зависимости от того, как мы его прочитаем. Значит, необходимо поставить конкретную задачу чтения: какие чувства мы хотим передать, какую мысль донести до наших слушателей?
Этапы подготовки учеников к выразительному чтению: на первом этапе с помощью анализа текста определяем задачу чтения; затем коллективно подбираем интонационные средства (путем проб и ошибок, поиска); предлагаем ученикам прочитать произведение или фрагмент целиком выразительно; организуем коллективное обсуждение предложенного варианта чтения и корректируем его; предлагаем еще одну попытку чтения (это может быть тот же ученик или другой); дети тренируются дома; заключительный этап – контрольный, учитель выборочно проверяет подготовку.
Невозможно спросить на уроке всех. Учитель продумывает заранее, кого он спросит, и объясняет это классу. Желающие ответить могут это сделать после уроков.
Особой подготовки требует чтение по ролям. В этом случае необходимо, чтобы каждый чтец хорошо ориентировался в тексте. На этапе подготовки дети должны найти слова персонажей, отделить их друг от друга и особенно от слов автора (можно обозначать их на полях). Текст для чтения можно разметить, т. е. указать на полях, с каким чувством, интонацией нужно прочитать ту или иную реплику, карандашом обозначить паузы, подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение, т.е. составить партитуру чтения.