Речевые умения - Умение воплощать свои мысли и чувства в устной и письменной речи
Речевые умения формируются на основе читательских уменийкак перенос накопленного опыта в собственную литературно-творческую деятельность. Каждому читательскому умению соответствует речевое. Перечислим речевые умения:
1) умение отбирать и использовать аналогичные изобразительно-выразительные средства языка для достижения собственной речевой цели;
2) умение воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе;
3) умение выстраивать композицию собственного высказывания;
4) умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа-персонажа, создание пейзажа;
5) умение подчинять авторскому замыслу все элементы текста;
6) умение соблюдать основную мысль высказывания.
Теоретико-литературные знания.
Овладение умениями требует опоры на знания, поэтому второй элемент содержания литературного образования — знания о самом объекте восприятия — художественном или познавательном произведении, а также об объекте создания — тексте.
Отбор и уровень усвоения знаний определяется потребностью учеников в данных знаниях для осуществления практической деятельности. Начальные литературоведческие и речеведческие знания формируются в процессе наблюдений за особенностями конкретных произведений.От детей не нужно требовать словесного воспроизведения полученных сведений, все выводы учитель формулирует сам в доступной детям форме. Важно, чтобы представления накапливались в определенной системе, чтобы наблюдение за каждым отдельным элементом текста обогащало представление о произведении как художественном целом.
Приемы анализа литературного произведения
Третий элемент содержания литературного образования в системе М.П.Воюшиной — приемы анализа произведения, т.е. те операции, которые совершает читатель в процессе эмоционального и понятийного освоения текста. Приемы анализа — это одновременно и средство постижения художественного произведения, поэтому выбор приема определяется:
- особенностями художественного текста,
- задачей, которую необходимо решить при анализе,
- его доступностью для ученика.
В процессе решения задачи прием выполняет свою функцию — является средством формирования умений, приобретения представлений и читательского опыта. Прием анализа, как операционная сторона умения, может со временем автоматизироваться — внимание читателя будет направлено на результат анализа. Младший школьник, только овладевающий приемами, нуждается в специальном обучении операционной стороне анализа.
Эмоционально-оценочная деятельность
Четвертый элемент содержания литературного образования — опыт эмоционально-ценностного отношения к миру — педагогически интерпретирован как эмоционально-оценочная деятельность, поскольку приобрести опыт, приобщиться к духовным ценностям можно только через сопереживание героям и автору. Необходимо так строить изучение произведения, чтобы оно затрагивало душу ребенка, чтобы идея была не только осознана читателем, но и пережита им.
Все названные элементы содержания литературного образования находятся во взаимосвязи, результатом их взаимодействия является новое качество — углубление восприятия прочитанного, литературное развитие младшего школьника. Это позволяет рассматривать содержание литературного образования как систему.
ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Принцип целенаправленности
Изучение произведения, в том числе и его анализ, должно быть целенаправленным. Изучение произведения в начальной школе преследует две группы целей:
1) коррекция субъективного первичного восприятия произведения объективным смыслом текста, углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи и авторской позиции — полноценное восприятие художественного текста; Эти цели можно назвать содержательными, так как все они непосредственно связаны с содержанием литературного произведения.
2) формирование у школьников системы читательских и речевых умений, без которой невозможно полноценное восприятие литературы как искусства. Эти цели можно назвать обучающими, развивающими, так как они связаны с вопросами формирования умений и развития школьника как читателя.
Эти две группы целей в начальной школе реализуются на каждом уроке литературы или литературного чтения. Это вызвано тем, что именно на этапе начального образования мы учим детей самостоятельно анализировать текст, обучаем их разным приемам анализа текста и одновременно осмысляем прочитанное.
Из этого принципа следуют два методических вывода:
- основная цель каждого урока литературы — освоение художественной идеи произведения. Этой цели подчиняется и выбор средств для ее решения, т. е. объем и содержание литературоведческих знаний, необходимых ученикам на уроке, приемы анализа, целесообразные именно для этого урока и этого произведения, специфика работы по развитию речи;
- каждый вопрос учителя, каждое задание, которое выполняют ученики, преследуют определенную цель, являются шагом на пути достижения цели урока, на пути освоения идеи произведения, т. е. предполагается, что учитель хорошо понимает, какие знания использует ребенок, обдумывая ответ, какие умения формируются или развиваются у него при выполнении задания, каково место задания в общей логической цепи анализа.