Критерии литературного развития.

Судить о литературном развитии можно по качеству восприятия ребенком литературных про­изведений и степени сформированности читательских и эстети­чески-оценочных умений.

В.Г.Маранцман, Г.И.Кудина и З.Н.Новлянская выдвигают це­лый ряд критериев:

1) начитанность, круг чтения ребенка, мотивы чтения;

2) качество чтения (уровень восприятия литературного произ­ведения и степень сформированности читательских аналитических умений);

3) объем теоретико-литературных знаний и умение пользоваться этими знаниями на практике;

4) литературно-творческие умения.

Способы выявления уровня литературного развития школьников

Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней четыре части:

- выявление круга чтения ребенка и его потребности в чтении: любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребе­нок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ре­бенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями. Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запо­минает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тема­тические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ре­бенка-читателя;

- выявление качества самостоятельного чтения и уровня вос­приятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобра­зительно-выразительных средствах языка и композиции произве­дения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им за­даний говорят о степени сформированности у него читательских умений;

- проверка теоретических знаний о литературных жанрах и умения определять жанр произведения;

- проверка литературно-творческих способностей и речевых умений учеников.

Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне лит. развития ученика. Ведущим, основным показателем будет качество самостоятельного чтения, а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину, по­кажут учителю, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.

В методике пока нет четкой картины уровней литературного развития, т. е. не соотнесены между собой показатели по всем четырем критериям. Условно можно говорить о четырех уровнях ЛР:низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству по­казателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опе­режение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение воз­растной нормы по все показателям).

ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ

В процессе литературного образования ребенок получает систему научных знаний о литературе как виде искусства и лите­ратуроведении как науке, вырабатывает систему ценностей в об­ласти литературы как искусства, овладевает умениями, необхо­димыми для общения с литературой как видом искусства, и уме­ниями, необходимыми для осмысления литературных явлений, а также развивает свои творческие литературные способности, рас­ширяет свой культурный кругозор, благодаря изучению литерату­ры в культурном контексте.

Пер­вым этапом ЛО является начальная школа. Авторы всех современных программ по литературе для началь­ной школы отказались от идеологического воспитания как глав­ной цели. Практически во всех программах звучит мысль о необхо­димости воспитания читателя и введения его в мир художествен­ного слова, в мир литературы как искусства.

В «Учебных стандартах школ России» (авторский коллектив под рук. Г.И. Беленького) общая цель ЛО представлена следующим тезисом: «...через подготовку квалифицированного чи­тателя к формированию духовно богатой личности».

Цели первого этапа литературного образования

1. Совершенствование навыков чтения (правильное, сознатель­ное, беглое и выразительное) — деятельностный компонент.

2. Расширение круга чтения, формирование осознанной моти­вации чтения (возможность узнать новое и получить эстетические переживания) — когнитивный и эстетический компоненты.

3. Формирование системы читательских умений, необходимой для полноценного общения с художественным произведением, — деятельностный и коммуникативный компонент.

4. Формирование основ теоретико-литературных знаний и уме­ний ими пользоваться на практике — когнитивный и деятельност­ный компоненты.

5. Развитие воображения и мышления в процессе читательской и литературно-творческой деятельности — деятельностный и твор­ческий компоненты.

6. Формирование основ оценочной деятельности, умения вести беседу о прочитанном — деятельностный, ценностный и комму­никативный компоненты.

7. Расширение культурного кругозора ребенка при изучении литературы — когнитивный и ценностный компоненты.

8. Развитие устной и письменной речи — деятельностный, ком­муникативный и творческий компоненты.

9. Формирование основ системы нравственных и эстетических ценностей — ценностный компонент.

Достижение этих целей будет залогом потребности детей в чте­нии, сформированности у них основных умений, необходимых для чтения произведений разных жанров и мотивированного высказыва­ния собственных оценок, а также литературно-творческой деятельно­сти, и готовности выпускников начальной школы к восприятию более сложных по художественной форме и содержанию литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ

Учителя обычно вкладывают в этот термин очень узкое содер­жание — произведения, которые включаются в программу. Оче­видно, что содержание образования не сводится только к кругу чтения:целью является воспи­тание духовного читателя, а для этого необходимо развивать ли­тературные способности, формировать культуру ребенка и опре­деленные читательские умения. Это невозможно сделать, не пере­дав юным читателям теоретико-литературные знания, без кото­рых восприятие литературного произведения останется на быто­вом уровне, тогда как хотелось бы, чтобы читатель относился к литературе именно как к искусству.

1. Ведущий элемент содержания литературного образования — система читательскихи речевых умений.

Читательские умения.

Умение анализировать художественное произведение — уме­ние сложное, так как любое художественное произведение — слож­ное системное единство. Умение анализировать — это, по сути, система частных умений, ориентированных на постижение отдель­ных элементов произведения (композиции, образов, языка и т. п.) как частей художественного целого:

а) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении, т.е.1) воспринимать, т. е. реагировать, видеть художественную де­таль в тексте, эмоционально откликаться на нее; 2) осознавать ее роль в структуре образа и текста в целом;

б) умение воссоздавать в воображении образы, со­зданные писателем;

в) умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, дви­жение конфликта в драме. Это умение связано с постижением ком­позиции произведения — важнейшего элемента художественной формы. Младшие школьники еще не могут освоить понятие «ком­позиция» в его полном объеме, но важно приучать маленького читателя размышлять над связью между эпизодами, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта, устанав­ливать связи между поступками персонажа и его характером, ос­мыслять роль пейзажа, портрета, речевой характеристики. Важно, чтобы ребенок осознал, что в литературном произведении нет слу­чайных деталей, эпизодов, характеристик.

г) умение целостно воспринимать образ персонажав эпосе, об­раз-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служа­щие раскрытию идеи произведения.

д) умение видеть авторское отношение, оценку во всех элемен­тах текста.

е) умение осваивать авторскую идею произведения. К адекватному освоению авторской идеи приводит только уста­новление связи между всеми элементами произведения. Это уме­ние — синтез всех перечисленных читательских умений, которые представлены в системе от более простых, базовых к более слож­ным, синтетическим.

Полноценное восприятие не сводится к выражению идеи, а пред­полагает переживание, приятие или неприятие авторской пози­ции. А к этому при самостоятельном чтении младший школьник еще не готов и нуждается в помощи, в обучении. В то же время только логическое осознание образов и идеи обедняет восприя­тие, так как с помощью логики нельзя передать все богатство образного обобщения, присутствующего в художественном про­изведении: не случайно появляется множество интерпретаций шедевров литературы в других видах искусства — музыке, изобра­зительном искусстве, театре, кино.

В реальной читательской деятельности все частные аналитические умения сосуществуют и действуют в ком­плексе. Однако в основе системы лежит умение воспринимать изоб­разительно-выразительные средства языкав соответствии с их ро­лью в произведении.

Тексты, которые предлагаются ученикам на­чальной школы, должны подбираться с учетом специфики целей и содержания ЛО. На первых уроках ребенок должен работать с произведениями, в которых идея выражена с помощью минимума художественных средств, с элементарной фабулой, про­стейшей композицией, однозначным авторским отношением, и очень маленькими по объему. В то же время они должны быть:

- интересны детям;

- доступны по идейному содержанию (т. е. искажение в пони­мании авторского отношения и идеи минимальны);

- содержать яркий художественный элемент, способствующий выражению авторского отношения к изображаемому.

Этим требованиям отвечают малые жанры фольк­лора и детская игровая поэзия, с яркостью их художественной формы и несложностью идейного содержания. На загадках, скоро­говорках, пословицах и поговорках, небылицах и т.п., на детских сюжетных стихах легко показать младшим школьникам роль изобра­зительно-выразительных деталей, композиции, способы проявле­ния авторского отношения, активизировать детское воображение, обучить приемам анализа текста. При этом, безусловно, произой­дет коррекция читательского восприятия: оно станет более глубо­ким и точным. Затем можно приступать к изучению более сложных по художественной форме и идейному содержанию произведений.

Наши рекомендации