Младший школьник как читатель
Наивный реализм
Мир маленького ребенка — это мир чувств. Младший школьник в этом немногим отличается от дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. Пока логическое мышление имеет для него все-таки вспомогательное значение, уступая мышлению образному. У ребенка изначально преобладает первая сигнальная система, т. е. он оперирует зрительными, слуховыми, двигательными и другими конкретными образами и представлениями. Слова и связанные с ними понятия относятся ко второй сигнальной системе, понятийное освоение мира требует умения логически мыслить, абстрагировать и обобщать. Логико-понятийное мышление оперирует отдельными признаками предметов и явлений или их совокупностями так, как если бы они сами по себе существовали в действительности. Логическая мысль строго контролируется сознанием. Логическое мышление ведет от образа в отвлеченный анализ. Образовательный процесс приводит к расширению объема мышления, а значит, и к отрыву мышления от восприятия. Как указывал П. П. Блонский, «мышление все более и более становится ненаглядным».
Восприятие художественного произведения младшими школьниками в целом можно определить как наивно-реалистическое. Выражение «наивный реализм» появилось в психолого-педагогической литературе еще в 20-е годы XX века. Наивный реализм означает «прочную привязанность человека к действительности, непонимание условностей искусства» (Н.Д.Молдавская). Традиционно оно характеризует такой уровень читательской деятельности, когда специфика литературы как искусства не осознается читателем, а именно:
- художественный образ отождествляется с реальной фигурой;
- вымысел, если он и замечается читателем, противопоставляется правде;
- литературное произведение воспринимается как описание реальных жизненных фактов.
Наивный реализм в области эмоций характеризуется активностью сопереживания, прямой формой выражения чувств, игнорированием автора как творца произведения.
Читательский наивный реализм в психолого-педагогической литературе рассматривается в двух аспектах:
- как естественное и плодотворное состояние ребенка от 6 до 12 лет; наивное реалистическое восприятие произведения в младшем школьном возрасте возбуждает интерес к чтению и придает силы читательскому переживанию; положительные стороны наивного реализма «должны быть сохранены и на следующих ступенях литературного развития: искренность сопереживания, умение "забыть себя", почувствовать реальность действительности, созданной искусством».
- как ущербное, косное состояние в более позднем возрасте, как задержка литературного развития, препятствующая полноценному восприятию искусства.
Главная особенность искусства — условность — ребенком еще не осознается, но практически близка ему и необходима. К ней он подготовлен условностями речи и игры. В пору дошкольного детства разные виды условностейестественно взаимодействуют: сказка рождает игру, а игра, в свою очередь, — речевое творчество и т.д.
Но научить ребенка постигать художественную условность искусства можно тогда, когда созреют необходимые психические и возрастные предпосылки для скачка в мир произвольности и осознанности. А такие предпосылки у младшего школьника, безусловно, имеются. В связи с этим Н. Д. Молдавская отмечает: «Перевал в развитии психических функций дети начинают преодолевать в начальной школе, они постепенно освобождаются от непосредственных связей с конкретно-предметным миром и начинают овладевать формами абстрактного мышления».
Когда уместно и целесообразно начинать разговор о литературном произведении как творении писателя? Современные методисты считают, что работу по преодолению наивного реализма в восприятии литературы следует начинать уже в первомклассе начальной школы, создавая тем самым благоприятные условия для дальнейшего литературного развития ребенка.
Но возникает вопрос: не связанно ли долгое пребывание школьников на этапе наивного реализма не столько с чертами возраста, сколько с особенностями обучения? Надо отметить, что 1) в современной школе до сих пор в качестве ведущей задачи начального обучения выступает развитие логического мышления ребенка, которая решается на разном материале, в том числе и на материале художественной литературы. Основная работа ребенка на уроке литературы сводится к составлению плана, выделению главной мысли в абзацах, пересказу; 2) во-вторых, художественные произведения активно используются в целях нравственного воспитания. Основным «методическим» приемом является навязывание детям готовых этических оценок.
Очевидно, что это не способствует литературному развитию детей, более того, обедняет нравственное воспитание: решение литературного конфликта на основе житейских оценок закрывает ребенку возможность выхода к авторской позиции, задерживает его духовное развитие. Все это закрепляет слабые стороны наивно-реалистического восприятия и тормозит литературное развитие младших школьников.
В методике начального обучения литературе уже существуют попытки направить детское восприятие на понимание авторской позиции, но делается это бессистемно, параллельно с решением основных задач обучения. И тому, что младший школьник до конца обучения в начальной школе остается наивным реалистом, во многом способствует современное обучение. Чтобы судить о действительных возрастных особенностях восприятия литературы младшими школьниками, необходимо изменить содержание и методы обучения литературе.
Наивный реализм ребенка не является препятствием для повышения качества восприятия литературы и полноценного литературного развития. Необходимо помочь ребенку обнаружить автора в произведениии понять его точку зрения, увидеть то эмоционально-оценочное авторское отношение, которое пронизывает все произведение, и, пережив которое, можно найти ключ к искусству, перейти с житейского на качественно иной, эстетический уровень восприятия литературы.