Романтический период творчества Пушкина
Пушкин начала сочинять лирику ещё в лицейские годы, и первый период его поэтической деятельности приходится на 1813-1817 гг. В это время в русской поэзии выделялись четыре лирических течения: классицистическое во главе с Г.Р.Державиным, гражданское, ярким представителем которого был К.Ф.Рылеев, философское, представленное в первую очередь К.Н.Батюшковым, и элегическое, представленное в романтической лирике В.А.Жуковского, которого В.Г.Белинский назвал «Колумбом романтизма» в русской поэзии. Талант юного Пушкина был настолько широк и всеобъемлющ, что он легко подражал всем течениям, и любой из их лидеров мог бы считать лицеиста своим соратником в поэзии.
Романтическая поэтика, в начале своего развития унаследовавшая от сентиментализма мотивы грусти и уныния, что проявилось в поэзии раннего Жуковского, ко времени вступления в литературу Пушкина приобретает активный характер. Герои новой романтической литературы – люди сильных страстей и необузданной воли. Самым ярким представителем этого типа романтизма в европейской литературе был английский поэт Байрон.
Романтические стиль и настроение оказали большое влияние на Пушкина. После окончания Лицея, в Петербургский период творчества (1817-1820), основными для романтической лирики Пушкина были гражданская, свободолюбивая и любовная темы. Любовная лирика по языку и стилю ещё оставалась подражательной, хотя её образы и идеи были уже самостоятельными. Так, сугубо романтические элегии «Погасло дневное светило» (1820) и «Я пережил свои желанья» (1821) содержат новую для традиционных романтиков поэтическую мысль: в элегии, написанной после отъезда в Южную ссылку, лирический герой порывает с прошлым и готов принять новую жизнь, а в элегии 1821 г. герой говорит о будущих страданиях и сердечной пустоте, но необычно в ней то, что он «пережил» свою любовь, что нехарактерно для старого романтизма, в котором чувства героя застывали навсегда.
В Южной ссылке Пушкин создаёт стихотворение «Узник», произведение высокого романтизма. В ссылке же Пушкин пишет выдающиеся романтические поэмы «Кавказский пленник» (1821) и «Цыганы» (1824). Критики и друзья Пушкина ожидали от молодого поэта подражания Байрону и его неистовым героям, поэтому, встретившись в «Кавказском пленнике» с героем другого типа, были удивлены и разочарованы. Дело в том, что герой Пушкина не был ни вялым, унылым страдальцем, как в раннем романтизме, ни страстным мечтателем и борцом, как у Байрона, - это был новый, современный, русский тип героя, чьё разочарование в жизни было вызвано не печальным прошлым, а отсутствием высокой жизненной цели, способной придать ей смысл. Близкий друг Пушкина, поэт и критик князь П.А.Вяземский писал о герое «Кавказского пленника»: «Характер пленника нов в поэзии нашей <…> Автор представил героя своего равнодушным, охлаждённым, но не бесчеловечным». В 1822 г. Пушкин писал о характере Пленника: «Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи XIX века». Таким образом, национальный характер пленника имел реальную историческую основу. Это был тип героя, лёгший в основу характера Евгения Онегина, героя одноимённого романа, который Пушкин начал писать в 1823 г.
В 1824 г. Пушкин создаёт поэму «Цыганы», он начинает её писать в январе, ещё в Южной ссылке, а заканчивает уже в Михайловском 10 октября. Работа над поэмой пришлась на период перемены места ссылки, однако смена юга России на север, Чёрного моря на снега Псковской губернии была не только географическим событием – она явилась и важнейшей вехой в творчестве поэта.
Б Какие факты, закономерности, понятия были вам известны до чтения данного текста? Из каких источников? Что нового вы узнали? Что в тексте показалось трудным? Интересным? В каких учебных и жизненных ситуациях можно применить полученные знания?
1. Традиции кого из русских поэтов воплотились в раннем творчестве Пушкина?
2. Какие особенности романтизма нашли отражение в поэзии Пушкина?
3. Охарактеризуйте романтического героя Пушкина? Чем он похож на своих предшественников? Чем отличается?
Поэма А.С.Пушкина «Цыганы»
Работая над поэмой «Цыганы» (1824), Пушкин создавал характера и описывал быт цыган не с чужих слов – он тщательно изучал их жизнь и даже сам несколько дней жил в цыганском таборе. Интерес к цыганской жизни у Пушкина вызван необходимостью для поэта найти ответ на жизненные и творческие вопросы, которые стояли перед ним в 1823-1824 гг. Это годы называют временем мировоззренческого кризиса Пушкина. Волновавшие поэта вопросы, прежде всего, касались выбора жизненного пути (Пушкин думал о бегстве из России) и литературного стиля (Пушкин переживал глубокие сомнения в перспективности романтического стиля). В такой сложной атмосфере раздумий и выбора создавались «Цыганы», элегия «К морю» (1824) и продолжалась работа над первыми главами романа в стихах «Евгений Онегин».
Б
Объясните, чем был вызван интерес Пушкина к жизни цыган?
Прочитайте поэму А.С.Пушкина «Цыганы» и выполните задания:
1. В чём причина бегства Алеко из «неволи душных городов»?
2. Согласны ли вы с литературоведом, назвавшим Алеко «романтическим эгоистом»? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Чем похожи и чем различаются Алеко и Земфира? Продумайте план ответа на вопрос, выберите традиционную форму плана или оформите его в виде таблицы.
4. Какова роль образа Старика в поэме? Можно ли утверждать, что он выражает авторскую позицию в поэме? Обоснуйте свой ответ.
5. Как вы думаете, кто виноват в трагическом итоге любовной истории Алеко и Земфиры? Дайте развернутый письменный или развернутый устный ответ на вопрос – по вашему выбору.
6. С какой целью Пушкин включает в текст поэмы песню «Птичка божия не знает…» ?
7. Какое настроение создает экспозиция поэмы? Какие художественные приемы и с какой целью использует автор в этом фрагменте?
8. Назовите черты романтического произведения, характерные для поэмы «Цыганы». Какие каноны романтизма нарушены в поэме? Почему? Удалось ли вам выполнить это задание самостоятельно? Если вы обращались за помощью к источникам, объясните их выбор.
Экспозиция, завязка конфликта, содержание конфликта
Сюжет «Цыган» может показаться совсем отвлечённым от реальной жизни. Почему Пушкин обратился к столь экзотической и малореальной истории? Конечно, в момент создания произведения поэт живёт на юге России и встречает много необыкновенного, а нравы кочевого народа интересны читателю из далёких столиц. Однако описание цыганской жизни занимает в поэме не первое по значимости место. В основе конфликта поэмы - столкновение двух противопоставленных укладов жизни людей – цивилизации и дикой культуры. В начале поэмы Пушкин рисует цыганский табор и появление героя Алеко в нём.
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колёсами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жён, и крик детей,
И звон походной наковальни.
Но вот на табор кочевой
Нисходит сонное молчанье,
И слышно в тишине степной
Лишь лай собак да коней ржанье.
Огни везде погашены,
Спокойно всё, луна сияет
Одна с небесной вышины
И тихий табор озаряет.
В шатре одном старик не спит;
Он перед углями сидит,
Согретый их последним жаром,
И в поле дальнее глядит,
Ночным подёрнутое паром.
Его молоденькая дочь
Пошла гулять в пустынном поле.
Она привыкла к резвой воле,
Она придёт; но вот уж ночь,
И скоро месяц уж покинет
Небес далеких облака, —
Земфиры нет как нет; и стынет
Убогий ужин старика.
Но вот она; за нею следом
По степи юноша спешит;
Цыгану вовсе он неведом.
«Отец мой, — дева говорит, —
Веду я гостя; за курганом
Его в пустыне я нашла
И в табор на́ ночь зазвала.
Он хочет быть как мы цыганом;
Его преследует закон,
Но я ему подругой буду.
Его зовут Алеко — он
Готов идти за мною всюду».
Завязка конфликта поэмы намечена в рассказе Земфиры о желании Алеко остаться у цыган. Она обозначена через противопоставления вольной жизни цыган:
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами - ,
и причиной, приведшей Алеко к ним:
Он хочет быть, как мы, цыганом;
Его преследует закон.
На условном языке романтической поэмы слова Земфиры о том, Алеко «преследует закон» не следует понимать, что тот совершил преступление. Герой – добровольный изгнанник, это основной тип романтического героя, таков Чайльд-Гарольд у Байрона, Пленник в «Кавказском пленнике» Пушкина и другие. Алеко бежит от культуры, где властвует закон, принуждение, подавляется личность, свобода совести, мысли и слова, уничтожаются чувства – всё это высказано Алеко в страстном монологе Земфире:
О чём жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Что бросил я? Измен волненье,
Предрассуждений приговор,
Толпы безумное гоненье
Или блистательный позор.
Бегство Алеко – безусловный протест против неприемлемых для дворянина порядков в России, имеющий политическую основу, ведь именно в 1824 г. укреплялись тайные общества и росло недовольство прогрессивной части общества. В 1824 г. А.С.Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», в которой подверг резкому осмеянию косное и консервативное общество того времени.
Причина бегства Алеко коренится также и в протесте против цивилизации, лишающей человека и естественной свободы, и простых чувств и отношений – дружбы и любви. Герой надеется найти достойную и свободную жизнь в среде вольных цыган, не тронутой ни цивилизацией, ни культурой с её условными законами и ограничениями личности. Образ Алеко, безусловно, содержит биографические черты – недаром Пушкин даёт герою своё имя, не исключено, что кто-нибудь именно так называл Пушкина во время его пребывания в таборе. Более того, судьбы находящегося в ссылке Пушкина и литературного героя Алеко отражаются друг в друге, как в зеркале.
Между тем не стоит упрощать ситуацию конфликта, поскольку герой не просто по своей воле бежит из «душных городов», его изгнала оттуда жизнь. В поэме присутствуют два основных романтических мотива, к которым прибегает поэт при создании образа героя, - мотив бегства и мотив изгнанничества. Пушкин лишает своего героя сожалений, но сохраняет в нём идеалы, взлелеянные на родине, сам же поэт, без сомнения, тоскует по юности в Петербурге, по активной литературной и общественной жизни. Поэтому поэму «Цыганы» можно рассматривать как выбор поэтом своего пути. Свидетельством глубоких раздумий о судьбе поэта на чужбине, в изгнанничестве служит предание, рассказанное отцом Земфиры, о древнем поэте, сосланном царём в их места и тосковавшем о родном городе и потерянной культуре.
Ты любишь нас, хоть и рождён
Среди богатого народа.
Но не всегда мила свобода
Тому, кто к неге приучён.
Меж нами есть одно преданье:
Царём когда-то сослан был
Полудня житель к нам в изгнанье[15].
(Я прежде знал, но позабыл
Его мудрёное прозванье.)
Он был уже летами стар,
Но млад и жив душой незлобной —
Имел он песен дивный дар
И голос, шуму вод подобный —
И полюбили все его,
И жил он на брегах Дуная,
Не обижая никого,
Людей рассказами пленяя;
Не разумел он ничего,
И слаб и робок был, как дети;
Чужие люди за него
Зверей и рыб ловили в сети;
Как мёрзла быстрая река
И зимни вихри бушевали,
Пушистой кожей покрывали
Они святаго старика;
Но он к заботам жизни бедной
Привыкнуть никогда не мог;
Скитался он иссохший, бледный,
Он говорил, что гневный бог
Его карал за преступленье...
Он ждал: придёт ли избавленье.
И всё несчастный тосковал,
Бродя по берегам Дуная,
Да горьки слезы проливал,
Свой дальный град воспоминая,
И завещал он, умирая,
Чтобы на юг перенесли
Его тоскующие кости,
И смертью — чуждой сей земли
Не успокоенные гости!
Б Что в прочитанном тексте показалось трудным? Интересным? Неинтересным? Новым? Давно известным? Дайте развернутые ответы.
1. Охарактеризуйте основной конфликт поэмы «Цыганы» и этапы его развития в произведении.
2. Какие два романтических мотива и с какой целью используются Пушкиным в поэме?
Развитие конфликта. Кульминация, развязка, эпилог.
Пушкин не останавливается на элементарном противопоставлении природы, вольной жизни табора «неволе душных городов». Если бы поэт не различал романтический вымысел и реальность, то, вероятно, оставил бы Алеко среди цыган и тем самым разрешил конфликт в пользу простой, естественной жизни без законов, без развитой культуры. «Поэтическая дикость» цыган, по выражению Вяземского, привлекала Пушкина как яркий фон для представления конфликта. Но сможет ли Алеко принять не только быт – сами нравы, неписанные правила жизни цыган? Что означает их вольность?
Развитие сюжета приводит к тому, что через два года жизни в «мирной толпе» цыган случилось событие, которое для Алеко стало катастрофой, но для цыганских нравов и их природной «философии» было лишь естественным эпизодом: Земфира охладела к Алеко и изменила ему, притом так же легко и бездумно, как ранее привела его в табор.
Старик на вешнем солнце греет
Уж остывающую кровь;
У люльки дочь поёт любовь.
Алеко внемлет и бледнеет.
Земфира
Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда; не боюсь
Ни ножа, ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
Алеко
Молчи. Мне пенье надоело,
Я диких песен не люблю.
Земфира
Не любишь? мне какое дело!
Я песню для себя пою.
Режь меня, жги меня;
Не скажу ничего;
Старый муж, грозный муж,
Не узнаешь его.
Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод и смел!
Как он любит меня!
Как ласкала его
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине!
Алеко
Молчи, Земфира! я доволен...
Земфира
Так понял песню ты мою?
Алеко
Земфира!..
Земфира
Ты сердиться волен,
Я песню про тебя пою.
Земфира поёт песню, называя Алеко «старым мужем», однако не надо понимать это выражение буквально: Алеко не стар по возрасту, он муж, который долго живёт с ней, то есть надоевший. Теперь же она встретила другого, «свежее весны, жарче ясного дня», и, как молодое растение, тянется к нему. Алеко неистовствует, безумствует, но это вызывает в Земфире не сочувствие, а страх. Отец Земфиры рассказывает Алеко свою историю, чтобы утешить ревнивца:
Послушай: расскажу тебе
Я повесть о самом себе.
Давно, давно, когда Дунаю
Не угрожал ещё москаль —
(Вот видишь, я припоминаю,
Алеко, старую печаль.)
Тогда боялись мы султана;
А правил Буджаком паша
С высоких башен Аккермана —
Я молод был; моя душа
В то время радостно кипела;
И ни одна в кудрях моих
Ещё сединка не белела;
Между красавиц молодых
Одна была... и долго ею,
Как солнцем, любовался я,
И наконец назвал моею.
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула!
Но ты, пора любви, минула
Ещё быстрее: только год
Меня любила Мариула.
Однажды близ кагульских вод
Мы чуждый табор повстречали;
Цыганы те, свои шатры
Разбив близ наших у горы,
Две ночи вместе ночевали.
Они ушли на третью ночь,
И, брося маленькую дочь,
Ушла за ними Мариула.
Я мирно спал; заря блеснула;
Проснулся я, подруги нет!
Ищу, зову — пропал и след.
Тоскуя, плакала Земфира,
И я заплакал!.. с этих пор
Постыли мне все девы мира;
Меж ими никогда мой взор
Не выбирал себе подруги,
И одинокие досуги
Уже ни с кем я не делил.
Заметим, что и Земфира, как и её мать Мариула, оставляют своих мужей с маленькими дочерьми, то есть поступают по своей воле, подчиняясь только природному зову, не зная ни любви, ни ответственности, ни долга. Отец Земфиры принимает эту вольность безропотно, как естественную смену лет, неизбежное старение. Такова цыганская жизнь, которую Алеко постичь не мог, сколько бы ни жил среди этого племени. Он непримирим, внося в жизнь цыган свои требования, законы и волю. Таким образом, основной нравственный конфликт пролегает между двумя пониманиями воли: «воля» как желание и его свободное исполнение и «воля» как подавление другого, принуждение. Конфликт этот так же неразрешим, как невозможно провести четкую грань между литературными стилями. Кульминация конфликта в поэме, как это традиционно для романтической поэтики, происходит в атмосфере неистовых страстей и драматических поступков. Так в самый разгар ночного свидания Земфиры с молодым цыганом появляется Алеко:
Алеко
Проснулся я.
Куда вы? не спешите оба;
Вам хорошо и здесь у гроба.
Земфира
Мой друг, беги, беги!
Алеко
Постой!
Куда, красавец молодой?
Лежи!
(Вонзает в него нож).
Земфира
Алеко!
Цыган
Умираю!
Земфира
Алеко, ты убьёшь его!
Взгляни: ты весь обрызган кровью!
О, что ты сделал?
Алеко
Ничего.
Теперь дыши его любовью.
Земфира
Нет, полно, не боюсь тебя,
Твои угрозы презираю,
Твоё убийство проклинаю.
Алеко
Умри ж и ты!
(Поражает её.)
Земфира
Умру любя.
Последнее восклицание Земфиры не означает, вероятно, романтическую поэтизацию её любви: Земфира умирает непокорённой, верной своей естественной вольности, то есть в ней нет оттенка вечной любви и преданности, которыми наделяли своих героинь романтики. Она вольна любить любого, кто пленит её воображенье, глубины же её души останутся незатронутыми.
Таким образом, несовместимость культуры и дикой вольности, высокого духа и грубой наивности и, как следствие, неразрешимость конфликта показаны Пушкиным на основе любовной ситуации. Развязкой поэмы служит изгнание Алеко из табора. В монологе старика ясно изложена жизненная идея цыганского вольного племени:
Тогда старик, приближась, рек:
«Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним,
Не нужно крови нам и стонов;
Но жить с убийцей не хотим.
Ты не рождён для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас:
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел; — оставь же нас,
Прости! да будет мир с тобою».
Пушкин подводит поэтический итог в эпилоге поэмы:
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Мысль Пушкина состоит в том, что ни бегство от реальной жизни, ни самая решительная смена места и образа жизни, ни философия или убеждения не защитят человека от себя самого, от «страстей роковых», то есть «от судеб защиты нет», невозможно угадать будущее и отгородиться от него, надо смело идти вперёд. Это объясняет, почему Пушкин подчинился и отправился в ссылку в Михайловское, а не предпочёл бегство. Поэма также отражает отход от романтизма и формирование нового стиля поэта.
Б
1. Как связан основной конфликт поэмы с понятием «воля»?
2. Какова главная идея поэмы?
Д
Как вы понимаете слова П.А.Вяземского: «Поэма "Цыганы" составлена из отдельных явлений, то описательных, то повествовательных, то драматических, не хранящих математического последствия, но представляющих нравственное последствие, в котором части соглашены правильно и гармонически». Согласны ли вы с критиком? Обоснуйте свою точку зрения. Выберите форму ответа: развернутый письменный ответ, развернутый устный ответ.