Романтизм русской литературы начала XIX века и неоромантизм Горького.

Реальное и фантастическое в повестях Гоголя и Булгакова.

Судьба человека на войне в рассказе Шолохова и в произведениях других русских писателей XX века.

4. Тема семьи и дома в рассказе «Матренин двор» и в других произведениях русской литературы XIX – XX веков.

Приложение I

Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе

1. Выбрав тему исследования, внимательно прочитайте её формулировку. Убедитесь в том, что вы понимаете предложенную вам познавательную проблему. Помните, что главным требованием к научно-исследовательской работе является глубина понимания проблемы.

2. Определите цели и задачи своего исследования. Цель — это конечный результат деятельности. Задачи — это средства и действия, направленные на достижение цели.

3. Подберите необходимую литературу для работы: тексты художественных произведений и литературоведческие работы по теме исследования (см. список рекомендуемой литературы в Приложении II).

4. Продумайте план вашей работы. Помните о последовательности и связности изложения своих мыслей.

5. Проведите реферирование выбранных вами литературоведче­ских работ. Реферирование — это отбор и обработка информации, содержащейся в тексте.

6. Сформулируйте свою позицию по предложенной проблеме.

7. Обоснуйте свои рассуждения примерами из текста художественного произведения. Используйте разные формы привлечения текста: цитаты, комментарии и интерпретации фрагментов, краткий пересказ, ссылки на текст и т.п.

8. Чётко сформулируйте результаты своих наблюдений, сделайте выводы, ответьте на поставленный в теме исследования вопрос.

9. Помните, что в исследовательской работе по литературе необходимо продемонстрировать владение теоретическими знаниями, уметь использовать литературоведческие термины при анализе текста.

10. Убедитесь, что в вашей работе отсутствуют речевые, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.

Приложение III

Агиография – жизнеописания святых, житийная литература.

Аллегория— иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.

Аллитерация— звукоподражание, основанное на повторении согласных звуков. Например, повторяющийся звук «р» создает эффект карканья:

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит...

(А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит...»)

Аллюзия – прием, представляющий собой намек, указание на что-либо.

Амфибрахий— трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на втором слоге (È ¾ È):

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел...

(М.Ю. Лермонтов. «Ангел»)

Анапест— трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на третьем слоге (È È ¾):

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом...

(Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»)

Анафора— одинаковое начало строк в стихотворении

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянна младость,

Где легкокрылая мне изменила радость.

(А.С. Пушкин. «К морю»)

Антитеза— художественный прием, основанный на резком противопоставлении тем, образов, понятий, придающий эмоциональную выразительность идее произведения.

Баллада— поэтический жанр. Сначала песня танцевального, хороводного характера, на любовный сюжет. Позднее — лиро-эпическое произведение (В.А.Жуковский. «Лесной царь»).

Гротеск – прием, представляющий собой искажение форм и сути реального мира до такой степени, что художественный образ приобретает фантастический характер.

Дактиль—трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге (— ÈÈ):

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

(Н.А. Некрасов. «Железная дорога»)

Драма— литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, предназначенное для постановки в театре.

Жанры— устойчивые группы произведений.

• Эпические жанры: миф, сказка, былина, историческая песня, басня, рассказ, повесть, роман, героическая поэма.

• Лирические жанры: различные виды лирических стихотворений (дружеское послание, любовное стихотворение, элегия и др.), народные песни.

• Драматические жанры: комедия, трагедия, драма.

Завязка— сюжетный эпизод, задающий начало конфликту. Взавязке обозначается главное противоречие сюжета, из которого развивается действие.

Закон трех единств – в драматургических произведениях классицизма: единство времени, места и действия.

Идеялитературного произведения — главная мысль, которую автор стремится сообщить читателю.

Катрен – четверостишие.

Кольцевая композиция – повторение в конце произведения каких-либо элементов или образов его начала.

Композиция— расположение элементов сюжета относительно друг друга.

Конфликт— столкновение, на основе которого строится развитие сюжета. Особенно важное значение конфликт имеет для сюжета в драме и обнару­живается благодаря драматургическому действию.

Кульминация— высшая точка развития действия. Кульминация является самым напряженным моментом в сюжете.

Лирический герой—(термин Ю.Н.Тынянова) герой лирического стихотворения. Лирический герой — образ многомерный, он складывается из отношения поэта к миру: его чувств, переживаний, размышлений. Характер лирического героя формируется на протяжении всей поэзии художника, от первого до последнего его стихотворения.

Лирическое послание— стихотворение, написанное в форме обращения к кому-либо (А.С. Пушкин «Няне, «И.И. Пущину»).

Лирическое стихотворение— небольшое по объему поэтическое про­изведение, цельность, красоту и мелодичность которому придают ритм и рифма.

Литературный стиль – совокупность и единство литературных приёмов и языковых средств, используемых для изложения содержания и выражения идей литературного произведения.

Литературный тип – это художественный образ индивидуального человек, в котором воплощаются общие черты группы людей, народа, человечества.

Литературный характер – образ героя, в котором объединяются общие, типические, повторяющиеся черты и индивидуальные, неповторимые, присущие только герою данного литературного произведения.

Метафора— перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. Например: «звучал булат, картечь визжала» (М.Ю.Лермонтов. «Бородино»).

Метонимия – перенос признаков изображаемых предметов по принципу смежности, а не по принципу сходства, как в метафоре. Например: «грохочущая слякоть» (Б.Л.Пастернак. «Февраль…»)

Метр— регулярное чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке.

Монолог— речь героя, не прерываемая чужими репликами, обращенная к самому себе, другим героям или читателям.

Новелла— малый повествовательный жанр, подобный рассказу (П. Мериме «Маттео Фальконе»).

Неологизм – новое слово или словосочетание, созданные поэтом, писателем.

Оксюморон – прием, заключающийся в соединении противоположных по смыслу понятий и определений, в результате чего возникают новые значения. Например: «Дорого долгая – легка» (А.А.Блок. «Родина»)

Олицетворение— вид метафоры, когда неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ, например способностью говорить, мыслить и чувствовать. Например, о цветах колокольчиках: «что глядите на меня...», «о чем звените вы...», «головой качая» (А.К. Толстой «Колокольчики мои»).

Параллелизм— художественный прием, основанный на сходстве, общности характерных черт сопоставляемых образов. Например, душевные переживания героини передаются через образы зимней стужи:

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

(А.К. Толстой. «Не ветер, вея с высоты...»)

Пафос литературного произведения — основное чувство, пронизывающее все произведение, идейно-эмоциональная оценка описываемых в нем событий. Виды пафоса:

• героический (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»);

• сатирический (Д.И. Фонвизин. «Недоросль»);

• трагический (Эсхил «Прикованный Прометей»);

• дидактический (А.С. Пушкин «Дубровский»),

Пиррихий – стопа ямба (или хорея) с ослаблением (пропуском) ударения (ÈÈ). Например: «Шумит Арагва предо мною» (А.С.Пушкин. «На холмах Грузии…»)

Повесть — средняя эпическая форма. Ее сюжетную основу составляет история из жизни героя, группы людей или даже народа. Поэзия и проза — типы литературной речи, повествования. Проблема литературного произведения — вопрос, который, по замыслу автора, должен возникнуть у читателя в процессе чтения литературного произведения.

Проблематика — многообразие проблем в произведении. Проблематика бывает:

• общественная/социальная — о жизни общества и отношениях людей в обществе;

• бытовая — вопросы дома, семьи, повседневной личной жизни;

• нравственная — проблемы любви, дружбы, жизненного выбора.

Развязка — исход событий, разрешение противоречий, послуживших основой конфликта.

Рассказ — малая эпическая форма. В основе сюжета рассказа лежит случай, событие, эпизод из жизни.

Рефрен— регулярно повторяющееся в поэтическом произведении слово или фраза.

Ритм— регулярное чередование в стихотворной строке различных элементов: звуков, слогов и их сочетаний.

Рифма— звуковой повтор окончаний поэтических строк.

Кольцевая рифма— первая и последняя строфы имеют одинаковую рифму.

Парная рифма— строки в середине строфы, имеющие одинаковую рифму. Например:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

(М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой...»

Род литературы — способ отображения действительности в литературном произведении и способ создания художественного мира. Существуют три основных рода литературы: эпос, лирика, драма.

Рождественский рассказ — события происходят в рождественские дни, со­вершается чудо (А.И. Куприн. «Чудесный доктор»).

Роман — произведение большой эпической формы. В нем описывается жизнь во всем ее объеме. Сюжет романа составляют жизнь и судьба человека, многих людей или всего народа.

Романс— музыкальный жанр, объединяющий поэзию и музыку; небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с музыкальным аккомпанементом.

Символ — образ, максимально обобщенно выражающий идею какого-либо события или явления. Сказ — рассказ о событиях устами героя.

Сонет— стихотворение-размышление, состоящее из 14 строк, располо­женных по определенной схеме рифмовки.

Сравнение — средство художественной выразительности, при котором одно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим. Например: «Как пир на празднике чужом» (М.Ю. Лермонтов. «Дума»).

Стилизация – подражание какому-либо стилю в литературе и использование в произведении присущих ему художественных средств.

Стихотворные размеры— разные типы чередования слогов, частные слу­чаи метра. Бывают двух- и трехсложные размеры.

Стопа— единица метра, ритмическая единица длины строки, регулярное повторение сочетания ударных и безударных слогов. Ударный слог обозна­чается чертой (—), безударный — нижним полукругом (È).

Строфа— строки, фрагмент стихотворения, объединенные общей рифмовкой и представляющие собой единое целое.

Сюжет— совокупность событий произведения, действий и поступков героев, изображенных в нем. В лирическом стихотворении, понятию «сюжет» соответствует лирическая ситуация

Тема — то, о чем рассказывается в произведении. Бывает основная, побочная, «вечная».

Тематический анализ — выделение тем и проблем в произведении.

Терцет – трехстишие

Трилогия— литературное произведение, состоящее из трех самостоятельных частей.

Физиологический очерк—литературный жанр, в котором основное внимание уделяется тщательному и подробному описанию деталей жизни, как будто фотографированию действительности (И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч»).

Фольклор— устное народное творчество.

Хорей— двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге (— È):

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя...

(А.С. Пушкин. «Зимний вечер»)

Элегия— древний лирический жанр, стихотворение грустного содержания (В.А. Жуковский. «Сельское кладбище»).

Эпиграф— небольшой текст, цитата, которую автор помещает перед своим произведением, чтобы обратить внимание читателя на какую-то особую мысль в нем.

Ямб— двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на втором слоге (È —):

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

(Ф.И. Тютчев. «Весенние воды»)

Содержание 2 часть

4 Введение ……………………………………………………………………………………….

Русская литература XIX века

2 Русская литература первой половины XIX века …………………………………………

3 Василий Андреевич Жуковский ……………………………………………….……………

5 Лирика В.А.Жуковского: «Вечер», «Невыразимое», «Море» ……………….……………

3 Александр Сергеевич Пушкин: Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина ……..……….

5 Стихотворения «Узник», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Осень», «Туча», «Я памятник себе воздвиг…» ………………………………………………………………………

4 Романтический период творчества Пушкина …………………………………………

5 Поэма А.С.Пушкина «Цыганы» …………………………………………

4 Структура и содержание конфликта (проверить название по рукописи) …………..

4 Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии………………

5 «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина: «Моцарт и Сальери» ………………………………

4 Тема судьбы в творчестве Пушкина …………………………………………………….

5 Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама» ……………………………………………………

4 Основные темы и образы творчества Пушкина 1820-х гг. …………………………..

5 Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1830) ………………………………………

4 История создания романа …………………………………………………………….

4 Своеобразие жанра романа «Евгений Онегин» ……………………………………….

4 Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин» ……………………………………

4 Историческая основа и проблематика романа «Евгений Онегин» …………………

4 Язык и стиль романа …………………………………………………………………..

3 Поэты пушкинской поры …………………………………………………………………..

3 Михаил Юрьевич Лермонтов ………………………………………………………………

5 Стихотворения «Смерть поэта», «Пророк», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу» ………..

4 Поэмы Лермонтова ………………………………………………………………………

5 Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». ……………………………………………………….

4 Композиция, сюжет, жанр поэмы «Мцыри» …………………………………………

4 Проблематика поэмы «Мцыри» ………………………………………………………

4 Стиль поэмы «Мцыри» ……………………………………………………………….

5 Проза М.Ю.Лермонтова: роман «Герой нашего времени» ………………………………

4 Герой романа «Герой нашего времени» ………………………………………………

4 Конфликт романа «Герой нашего времени» …………………………………………

4 Сюжет, композиция, жанр романа «Герой нашего времени» ……………………….

3 Николай Васильевич Гоголь: Драматургия Гоголя ……………………………………….

4 История создания, жанр и сюжет комедии ……………………………………………..

4 Система образов комедии …………………………………………………………..

4 Комическое в «Ревизоре» …………………………………………………………..

4 Композиция и идея «Ревизора» ……………………………………………………..

4Тема души а творчестве Гоголя ……………………………………………………….

4 История создания и жанр поэмы Гоголя «Мёртвые души» ………………………

4 Идея поэмы …………………………………………………………………………….

4 Сюжет и композиция поэмы …………………………………………………………..

4 Галерея образов поэмы ……………………………………………………………….

4 Пафос поэмы ……………………………………………………………………………

3 Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века …………….

3 Иван Сергеевич Тургенев ……………………………………………………………………

5 Стихотворения в прозе И.С.Тургенева: «Враг и друг», «Русский Язык» ………………….

3 Фёдор Иванович Тютчев ………………………………………………………………………

5 Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…»……

3 Афанасий Афанасьевич Фет …………………………………………………………………

5 Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у берёзы…»

3 Николай Алексеевич Некрасов ……………………………………………………………..

5 Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…» ………………………………………………………………………………………….

Русская литература XX века

2 Русская литература XX века……………………………………………………………….

3 Максим Горький ……………………………………………………………………………….

5 Рассказ М.Горького «Макар Чудра» ………………………………………………………..

3 Михаил Афанасьевич Булгаков ……………………………………………………………

5 Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» ………………………………………………….

3 Михаил Александрович Шолохов …………………………………………………………

5 Повесть М.А.Шолохова «Судьба человека» …………………………………………………

3 Александр Исаевич Солженицыно. ………………………………………………………….

5 Рассказ А.И.Содженицино «Матрёнин двор» ……………………………………………..

2 Приложение I ………………………………………………………………………………..…

2 Приложение II …………………………………………………………………………………

2 Приложение III ………………………………………………………………………………..

[1] Цевница – поэтич. свирель

[2] Струга – лодка.

[3] Оратай – поэтич. пахарь

[4] Петел – петух

[5] Филомела – поэтич. соловей.

[6] Стезя – поэтич. путь.

[7] Минвана – условно-поэтическое имя, заимствованное из оссиановских песен Д.Макферсона.

[8] Альпин – вымышленное имя, заимствованное из оссиановских песен Д.Макферсона.

[9] Зени́ца – устар. зрачок глаза.

[10] Десница – устар. правая рука.

[11] Прочь, непосвященные (лат.)

[12] Кумир Бельведерский – имеется в виду статуя Аполлона Бельведерского. Аполлон в древнегреческой мифологии – бог наук и искусств, покровитель муз.

[13] Армиды – здесь волшебницы.

[14] Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади.

[15] Имеется в виду древнеримский поэт Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.), сосланный из Рима на далёкое побережье Чёрного моря императором Августом (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.).

[16] Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) – австрийский композитор, известный своими операми, в том числе «Ифигения в Авлиде»

[17] Никколо Пиччини (1728—1800), итальянский композитор, оперы которого пользовались успехом у современников.

[18] О вы, кому известно (итал.)

[19] Франц Йосиф Гайдн (1732-1809) – выдающийся австрийский композитор.

[20] Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) – знаменитый французский драматург и публицист, автор комедий «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».

[21] «Тарар» (1787) - опера Антонио Сальери, написанная на либретто Бомарше.

[22] Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор, мыслитель и поэт, один из выдающихся деятелей эпохи Возрождения.

[23] Именно «больно», а не «трудно», как, например, в 10-титомнике. Там неточный перевод. Эту сноску снять.

[24] Борей – в греческой мифологии олицетворение северного ветра.

Наши рекомендации