Образы гл. героев романа Пушкина (Онегин, Татьяна, Ленский).

Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нём человеа холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствоал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самими собою. Образ Онегина в оценке Белинского: "Онегин - не Мельмот, не Чайлд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не великий человек, а просто - "добрый малый, как вы да я, как целый свет"... Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность".

Татьяна Ларина

Татьяна – старшая дочь в семействе Лариных. С детства она выделялась среди сверстников, не была похожа на Ольгу и среди своих родных была как – будто чужой. Она любила подолгу сидеть в одиночестве и мечтать. В отличие от ветреной и малодушной Ольги, она была скромна и в меру сурова. Она любила Евгения и сохранила свою любовь к нему. При их следующей встрече Татьяна вынуждена отказать Онегину. Будучи замужней женщиной, воспитанная в строгих правилах и моральных принципов, остается верной своему мужу.

Образ Татьяны в оценке Белинского: "...Среди этого мира нравственно увеченных явлений изредка удаются истинно колоссальные исключения, которые всегда дорого платятся за свою исключительность и делаются жертвами собственного своего превосходства... Такова Татьяна Пушкина. Вы коротко знакомы с почтенным семейством Лариных. Отец не то, чтобы уж очень глуп, да и не совсем умен; не то, чтобы человек, да и не зверь, а что-то вроде полипа, принадлежащего в одно и то же время двум царствам природы - растительному и живому..."

Владимир Ленский

Дворянский быт и заимствованная западная культура определили романтический, далёкий от реальной русской жизни настрой мыслей и чувств Ленского. "Полурусский сосед" Онегина, "поклонник Канта и поэт" не имеет сколько-нибудь ясного представления о реальной жизни. В Ленском автор постоянно подчёркивает противоречивость: простую, здоровую, "простодушную" натуру и поэтическую страстность, поэтическое горение, восторженность. Ленскому в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Ленский- отчасти юный Онегин, ещё не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете и начитанный о нём:

Основная художественная роль Ленского - оттенить характер Онегина. Они взаимно объясняют друг друга. Ленский - приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, романтическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь. Многие из этих качеств выгодно отличают Ленского от Онегина. Ленский верит в идеалы, Онегин безыдеален. Душа Ленского наполнена чувствами, мыслями, стихами, творческим огнём. Как и Онегин, Ленский встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается "строгому разбору". И ему не нравились пиры господ соседних селений.

33. Фантастическое в цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя

«В народных сказаниях и преданиях Гоголь черпает сюжеты и мотивы для своих повестей: истории о папоротнике, расцветающем в Иванову ночь, о таинственных кладах, о продаже души чёрту, о полётах и превращениях ведьм и т. д. Черты персонажей украинского фольклора отразились в народных образах, созданных Гоголем. Таковы, например, чернобровые парубки и черноокие дивчины, во внешнем и внутреннем облике которых многое идёт от лирических песен. На основе народной эпической песни вырастает образ мужественного патриота Данилы Бурульбаша, беспощадно карающего измену. Комические персонажи «Вечеров» нередко восходят к традиционным фигурам украинского кукольного театра: мужик-простак, сварливая баба, пройдоха-цыган. готово было приписать всякое злое дело на земле». [1]

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» фантастика народных преданий и верований становится выражением определённых идейных тенденций. Нередко фантастические персонажи выступают у Гоголя как «нечистая сила», как носители зла, как враждебные человеку существа. Черти, ведьмы, колдуны стремятся напакостить человеку, сбить его с истинного пути, погубить его.

Фантастика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» имеет и ещё одно значение: она отображает верования и суеверия народа. «Вечер накануне Ивана Купала» – это первое оригинальное произведение молодого писателя. Используя малороссийские предания и различные мотивы современной фантастической литературы, Гоголь по-новому обработал их, создав талантливое художественное произведение.

В центре повести – любовь Пидорки и Петруся. Их счастье и любовь возможны только при одном условии, если Петрусь будет богат. Но он беден. И отец Пидорки, Корж, одержимый страстью к деньгам, не хочет и слышать об их взаимной любви. Ему больше по душе «лях, обшитый золотом, с усами, с саблею, со шпорами, с карманами, бренчавшими, как звонок».

Страшна эта загадочная и разрушительная сила. Эта сила не только страшна, но и неотвратима. Она вмешивается в жизнь людей, как правило, бедных и честных, и губит их. Она одолевает Петруся и уничтожает его.

Продал свою душу дьяволу Петро. И с этих пор не стало у него радости и счастья. Чтобы добыть деньги, мало одного договора с сатаной, надо ещё крови человеческой. Эта злая сила требует убийства невинного младенца, брата Пидорки – Ивасяю.

Петро не борется с дьявольской силой, она вконец измучила и погубила его. Ни молитвы, ни заклинания не используются Петрусем. Петро покорно отдал себя в руки этой проклятой силе. Победа остаётся за нею

Фантастическое у Гоголя связано не только с морально-этическими и психологическими явлениями, обведено в круг социальных явлений реальной жизни. Фантастическое развивает и углубляет проблематику повести и её идею. Деньги несут в жизнь зло, ведут к преступлению, забвению человеческих отношений и качеств.

34. Смысл названия поэмы "Мертвые души".

В далёком 1835 году Николай Васильевич Гоголь начал работу над одним из наиболее известных и значительных своих произведений — над поэмой «Мёртвые души». С момента публикации поэмы прошло почти 200 лет, а произведение остаётся актуальным до сих пор.

Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, то есть обитель мёртвых душ.

Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.

В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.

Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

35. Образ России в поэме "Мертвые души".

Поэма Гоголя «Мертвые души» была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме.

Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества.

С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.

Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне – безграмотные и забитые – однако никак не «мертвые».

Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей – трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.

В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта – группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу – это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.

Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя – по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент, когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.

В период создания поэмы "Мертвые души", несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало. Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее. В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.

Образ Руси и крестьян в поэме – это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому, к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

36. Образ автора в поэме " Мертвые души".

В произведении «Мертвые души» повествование ведется от лица некоего автора. Он выступает как бы в качестве лирического героя. В какой-то степени автор выражает мысли самого Н.В. Гоголя. Речь автора тесно переплетается с образами персонажей, поэтому иногда сложно понять, где же слова самого автора.

На протяжении всей поэмы автор насмехается над всем происходящим, над персонажами и даже над читателями. Он как бы находится в стороне и наблюдает за всем. Автор как тень следует за Чичиковым и не упустит случая отпустить пару шуток в его адрес. Он иронизирует по поводу жизней всех персонажей и умеет тонко намекнуть на их ничтожность. Автор, как и сам Гоголь – свободный странник. Он выступает в образе идеального человека, имеющего право судить о других людях. С одной стороны, он серьезно говорит о недостатках того или иного персонажа, а с другой стороны чувствуется его ирония.

Он смотрит на всех свысока и высказывает свою точку зрения в любой ситуации. Иногда его философские размышления занимают достаточное место в поэме. Он анализирует и как будто ведет разговор с читателем. Такой прием, на мой взгляд, является удачным, так как автор располагает к себе, ему хочется верить.

В поэме автор является отдельным целостным персонажем. У него своя судьба, биография, своя система ценностей и принципов. Он умело подмечает недостатки других и при этом относится ко всему с юмором. С помощью образа автора писатель высказывает свое отношение к происходящему в стране на тот момент.

37. Интерьеры в романе Гоголя “Мертвые души”

В изображении каждого помещика Гоголь использует различные средства характеристики, которые “работают ” на раскрытии его образа: портретное описа­ние, описание деревни, вещей, принадлежащих поме­щику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.

Манилов — это «пустая мечтательность», бездейст­венность. Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых ака­ций», «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления» ...». Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла пре­красная мебель, обтянутая щегольской шелковой ма­терией... но на два кресла ее, недостало, и кресла стоя­ли обтянуты просто рогожею...», «в иной комнате и вовсе не было мебели»

Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подзем­ный ход или чрез пруд выстроить каменный мост....”

Коробочка олицетворяет собой «ненужное» нако­пительство. Кроме «говорящей» фамилии эту герои­ню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «...за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок...».

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены... пол весь был обрызган белилами».

А Собакевич? Все в его доме дополняет «медвежий» образ Михаила Семеновича: «...Все было прочно, не­уклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гос­тиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "И я тоже Собакевич!»

Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановки» в доме Плюшкина

Автор по­свящает этому целую страницу, для того чтобы пока­зать, что Плюшкин превратился в «прореху на чело­вечестве»: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятни­ком, к которому паук уже приладил паутину... На бюре... лежало множество всякой всячины: куча ис­писанных мелко бумажек, накрытых мраморным по­зеленевшим прессом. кусо­чек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке...» и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным.

38. Образ Чичикова в романе Гоголя “Мертвые души”

Характеристика Чичикова дается авторым в первой главе. Портрет его дан очень неопределенно: «не так, чтоб слишком толстый, однако ж и не тонкий». Гораздо больше внимания автор уделяет его манерам и приятному общению: он произвел пре­красное впечатление на всех гостей на вечеринке у губернатора...”

Гоголь сразу говорит, что не взял в герои «добродетельного человека», сразу оговаривает, что его герой — подлец. Его происхождение «темно и скромно», детство его скучно и сурово. И хотя нет в Павлуше Чичикове «особенных способностей» к науке, но «оказался в нем большой ум» со стороны практической. Отцовский наказ: береги копейку, так как «эта вещь надежнее всего на свете», Павлуша выполняет свято, пускаясь в многочисленные спекуляции и добившись «приращения» к данной отцом полтине. Особенно умно ведет он себя по отношению к начальству, с юных лет демонстрируя послушание и угодливость.

Герой умен и предприимчив. Гоголь говорит о нем, что он «хозяин, приобретатель» и что частица Чичикова живет в душе многих из нас,Чичиков, отличается от помещиков действенностью, но он тоже «мертвая душа», ибо и ему недоступна «блистающая радость» жизни. Счастье этого «порядочного человека» основано на деньгах. Расчет вытеснил из героя нового времени все человеческие чувства и приблизил к «мертвым душам”.

39. Образы помещиков в романе Гоголя “МД”

Фамилия помещика Манилова образована от глагола «манить». Главными чертами этого персонажа являются мечтательность, сентиментальность и лень. Гоголь характеризует своего героя следующим образом: «...человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Дом Манилова расположен на юру, который обдувается всеми ветрами, что говорит о его легкомысленности и неумении мыслить реально.

Ведение хозяйства — это не по части Манилова. В его поместье все идет наперекосяк, а герою даже нет до этого дела.

Другой не менее яркий персонаж повести — помещица Коробочка. Ее фамилия выбрана Гоголем неслучайно. По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку

Коробочка очень мелочна, ее заботит только ведение домашнего хозяйства, в нем она и видит смысл жизни.

Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка». Даже здоровье у этого персонажа богатырское.

По мнению Собакевича, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Собакевич — один из самых «мертвых душ» поэмы. Для него нет ничего духовного. Ценными для этого героя являются только деньги и вещи. Его интересуют только «земные» дела.

Наиболее ярким персонажем, на мой взгляд, является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы.

Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке «историческом». По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. «Историзм» Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади. Как и любой повеса, он обожает женщин. Но самой главной чертой ноздревского характера является огромное желание «нагадить ближнему». Например, рассказывал выдуманные истории, срывал свадьбу, расстраивал торговую сделку и т. д. Но самое выдающееся в его характере то, что после всех своих проделок он без зазрения совести продолжал считать себя товарищем пострадавшего.

Как известно, в поэме все фамилии говорящие. Только «Плюшкин» дается в переносном значении.

Образ помещика Плюшкина очень неряшлив. Гоголь упоминает о его двойном подбородке, который приходится постоянно прикрывать, а также о засаленном халате, который ничего, кроме отвращения у читателя не вызывает

Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого.

Наши рекомендации