Является ли одинокий и разочарованный Онегин романтическим героем? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним определение понятия «романтический герой». Романтический герой – исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. В душе его происходит борьба противоречий. Часто герой противостоит окружающему миру, реальному или фантастическому. Автора не интересует процесс формирования личности героя, характер героя не зависит от внешних обстоятельств.

В романе «Евгений Онегин» мы видим как раз влияние общества на жизнь и характер главного героя. С первых страниц Пушкин представляет процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, русскую природу он знает лишь по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил науку страсти нежной, и она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова «лицемерить», «казаться», «являться». Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле. Онегин – человек мыслящий, и его перестаёт удовлетворять эта пустая суета, это бессмысленное круженье – «…завтра то же, что вчера». Подобно герою поэмы Байрона Чайльд-Гарольду Онегиным овладевает русская хандра, аналог английского сплина. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностное отношение ко всему. Онегин понимает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.

Пушкин отмечает:

Мне нравились его черты. Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум.

Однако, живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков: поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленского. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой.

Сначала может показаться, что Онегин в любой ситуации поступит обдуманно и решительно. Но при первом же испытании он пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он становится рабом светской условности. Достаточно ему вспомнить сплетника Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится «шепот, хохотня глупцов».

И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!

Вызов принят. По-моему, этот момент в романе самый трагический. Отсюда начинаются страдания Онегина, поспешное «бегство» из деревни, неприкаянные странствия по родной земле и растущее чувство собственной бесполезности:

…Зачем не чувствую в плече Хоть ревматизма – ах создатель! Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать тоска, тоска!..

Но любовь возрождает в Онегине человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, потерял единственную духовную опору – уважение к себе. И только вновь встретив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что такое возвышающее и очищающее душу страдание. Он увидел в ней прекрасное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это была женщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую не мог полюбить раньше, потому что до гибели Ленского, внезапно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились как бы в сонном оцепенении. В то время он просто не способен был любить.

Итак, Пушкин показывает нам процесс формирования личности человека, изменение его отношения к людям, к жизни, к самому себе под влиянием жизненных обстоятельств. Следовательно, перед нами не романтический герой, а реалистический. И одиночество его вполне объяснимо реальными жизненными условиями.

Наши рекомендации