Образы гл. героев романа Пушкина (Онегин, Татьяна, Ленский).
Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нём человеа холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствоал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самими собою. Образ Онегина в оценке Белинского: "Онегин - не Мельмот, не Чайлд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не великий человек, а просто - "добрый малый, как вы да я, как целый свет"... Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность".
Татьяна Ларина
Татьяна – старшая дочь в семействе Лариных. С детства она выделялась среди сверстников, не была похожа на Ольгу и среди своих родных была как – будто чужой. Она любила подолгу сидеть в одиночестве и мечтать. В отличие от ветреной и малодушной Ольги, она была скромна и в меру сурова. Она любила Евгения и сохранила свою любовь к нему. При их следующей встрече Татьяна вынуждена отказать Онегину. Будучи замужней женщиной, воспитанная в строгих правилах и моральных принципов, остается верной своему мужу.
Образ Татьяны в оценке Белинского: "...Среди этого мира нравственно увеченных явлений изредка удаются истинно колоссальные исключения, которые всегда дорого платятся за свою исключительность и делаются жертвами собственного своего превосходства... Такова Татьяна Пушкина. Вы коротко знакомы с почтенным семейством Лариных. Отец не то, чтобы уж очень глуп, да и не совсем умен; не то, чтобы человек, да и не зверь, а что-то вроде полипа, принадлежащего в одно и то же время двум царствам природы - растительному и живому..."
Владимир Ленский
Дворянский быт и заимствованная западная культура определили романтический, далёкий от реальной русской жизни настрой мыслей и чувств Ленского. "Полурусский сосед" Онегина, "поклонник Канта и поэт" не имеет сколько-нибудь ясного представления о реальной жизни. В Ленском автор постоянно подчёркивает противоречивость: простую, здоровую, "простодушную" натуру и поэтическую страстность, поэтическое горение, восторженность. Ленскому в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Ленский- отчасти юный Онегин, ещё не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете и начитанный о нём:
Основная художественная роль Ленского - оттенить характер Онегина. Они взаимно объясняют друг друга. Ленский - приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, романтическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь. Многие из этих качеств выгодно отличают Ленского от Онегина. Ленский верит в идеалы, Онегин безыдеален. Душа Ленского наполнена чувствами, мыслями, стихами, творческим огнём. Как и Онегин, Ленский встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается "строгому разбору". И ему не нравились пиры господ соседних селений.
33. Фантастическое в цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя
«В народных сказаниях и преданиях Гоголь черпает сюжеты и мотивы для своих повестей: истории о папоротнике, расцветающем в Иванову ночь, о таинственных кладах, о продаже души чёрту, о полётах и превращениях ведьм и т. д. Черты персонажей украинского фольклора отразились в народных образах, созданных Гоголем. Таковы, например, чернобровые парубки и черноокие дивчины, во внешнем и внутреннем облике которых многое идёт от лирических песен. На основе народной эпической песни вырастает образ мужественного патриота Данилы Бурульбаша, беспощадно карающего измену. Комические персонажи «Вечеров» нередко восходят к традиционным фигурам украинского кукольного театра: мужик-простак, сварливая баба, пройдоха-цыган. готово было приписать всякое злое дело на земле». [1]
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» фантастика народных преданий и верований становится выражением определённых идейных тенденций. Нередко фантастические персонажи выступают у Гоголя как «нечистая сила», как носители зла, как враждебные человеку существа. Черти, ведьмы, колдуны стремятся напакостить человеку, сбить его с истинного пути, погубить его.
Фантастика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» имеет и ещё одно значение: она отображает верования и суеверия народа. «Вечер накануне Ивана Купала» – это первое оригинальное произведение молодого писателя. Используя малороссийские предания и различные мотивы современной фантастической литературы, Гоголь по-новому обработал их, создав талантливое художественное произведение.
В центре повести – любовь Пидорки и Петруся. Их счастье и любовь возможны только при одном условии, если Петрусь будет богат. Но он беден. И отец Пидорки, Корж, одержимый страстью к деньгам, не хочет и слышать об их взаимной любви. Ему больше по душе «лях, обшитый золотом, с усами, с саблею, со шпорами, с карманами, бренчавшими, как звонок».
Страшна эта загадочная и разрушительная сила. Эта сила не только страшна, но и неотвратима. Она вмешивается в жизнь людей, как правило, бедных и честных, и губит их. Она одолевает Петруся и уничтожает его.
Продал свою душу дьяволу Петро. И с этих пор не стало у него радости и счастья. Чтобы добыть деньги, мало одного договора с сатаной, надо ещё крови человеческой. Эта злая сила требует убийства невинного младенца, брата Пидорки – Ивасяю.
Петро не борется с дьявольской силой, она вконец измучила и погубила его. Ни молитвы, ни заклинания не используются Петрусем. Петро покорно отдал себя в руки этой проклятой силе. Победа остаётся за нею
Фантастическое у Гоголя связано не только с морально-этическими и психологическими явлениями, обведено в круг социальных явлений реальной жизни. Фантастическое развивает и углубляет проблематику повести и её идею. Деньги несут в жизнь зло, ведут к преступлению, забвению человеческих отношений и качеств.
34. Смысл названия поэмы "Мертвые души".
В далёком 1835 году Николай Васильевич Гоголь начал работу над одним из наиболее известных и значительных своих произведений — над поэмой «Мёртвые души». С момента публикации поэмы прошло почти 200 лет, а произведение остаётся актуальным до сих пор.
Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, то есть обитель мёртвых душ.
Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.
В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.
Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.
35. Образ России в поэме "Мертвые души".
Поэма Гоголя «Мертвые души» была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме.
Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества.
С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.
Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне – безграмотные и забитые – однако никак не «мертвые».
Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей – трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.
В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта – группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу – это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.
Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя – по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент, когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.
В период создания поэмы "Мертвые души", несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало. Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее. В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.
Образ Руси и крестьян в поэме – это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому, к сожалению, так и не судилось увидеть мир.
36. Образ автора в поэме " Мертвые души".
В произведении «Мертвые души» повествование ведется от лица некоего автора. Он выступает как бы в качестве лирического героя. В какой-то степени автор выражает мысли самого Н.В. Гоголя. Речь автора тесно переплетается с образами персонажей, поэтому иногда сложно понять, где же слова самого автора.
На протяжении всей поэмы автор насмехается над всем происходящим, над персонажами и даже над читателями. Он как бы находится в стороне и наблюдает за всем. Автор как тень следует за Чичиковым и не упустит случая отпустить пару шуток в его адрес. Он иронизирует по поводу жизней всех персонажей и умеет тонко намекнуть на их ничтожность. Автор, как и сам Гоголь – свободный странник. Он выступает в образе идеального человека, имеющего право судить о других людях. С одной стороны, он серьезно говорит о недостатках того или иного персонажа, а с другой стороны чувствуется его ирония.
Он смотрит на всех свысока и высказывает свою точку зрения в любой ситуации. Иногда его философские размышления занимают достаточное место в поэме. Он анализирует и как будто ведет разговор с читателем. Такой прием, на мой взгляд, является удачным, так как автор располагает к себе, ему хочется верить.
В поэме автор является отдельным целостным персонажем. У него своя судьба, биография, своя система ценностей и принципов. Он умело подмечает недостатки других и при этом относится ко всему с юмором. С помощью образа автора писатель высказывает свое отношение к происходящему в стране на тот момент.
37. Интерьеры в романе Гоголя “Мертвые души”
В изображении каждого помещика Гоголь использует различные средства характеристики, которые “работают ” на раскрытии его образа: портретное описание, описание деревни, вещей, принадлежащих помещику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.
Манилов — это «пустая мечтательность», бездейственность. Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций», «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления» ...». Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей... но на два кресла ее, недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею...», «в иной комнате и вовсе не было мебели»
Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост....”
Коробочка олицетворяет собой «ненужное» накопительство. Кроме «говорящей» фамилии эту героиню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «...за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок...».
В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены... пол весь был обрызган белилами».
А Собакевич? Все в его доме дополняет «медвежий» образ Михаила Семеновича: «...Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "И я тоже Собакевич!»
Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановки» в доме Плюшкина
Автор посвящает этому целую страницу, для того чтобы показать, что Плюшкин превратился в «прореху на человечестве»: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину... На бюре... лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом. кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке...» и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным.
38. Образ Чичикова в романе Гоголя “Мертвые души”
Характеристика Чичикова дается авторым в первой главе. Портрет его дан очень неопределенно: «не так, чтоб слишком толстый, однако ж и не тонкий». Гораздо больше внимания автор уделяет его манерам и приятному общению: он произвел прекрасное впечатление на всех гостей на вечеринке у губернатора...”
Гоголь сразу говорит, что не взял в герои «добродетельного человека», сразу оговаривает, что его герой — подлец. Его происхождение «темно и скромно», детство его скучно и сурово. И хотя нет в Павлуше Чичикове «особенных способностей» к науке, но «оказался в нем большой ум» со стороны практической. Отцовский наказ: береги копейку, так как «эта вещь надежнее всего на свете», Павлуша выполняет свято, пускаясь в многочисленные спекуляции и добившись «приращения» к данной отцом полтине. Особенно умно ведет он себя по отношению к начальству, с юных лет демонстрируя послушание и угодливость.
Герой умен и предприимчив. Гоголь говорит о нем, что он «хозяин, приобретатель» и что частица Чичикова живет в душе многих из нас,Чичиков, отличается от помещиков действенностью, но он тоже «мертвая душа», ибо и ему недоступна «блистающая радость» жизни. Счастье этого «порядочного человека» основано на деньгах. Расчет вытеснил из героя нового времени все человеческие чувства и приблизил к «мертвым душам”.
39. Образы помещиков в романе Гоголя “МД”
Фамилия помещика Манилова образована от глагола «манить». Главными чертами этого персонажа являются мечтательность, сентиментальность и лень. Гоголь характеризует своего героя следующим образом: «...человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Дом Манилова расположен на юру, который обдувается всеми ветрами, что говорит о его легкомысленности и неумении мыслить реально.
Ведение хозяйства — это не по части Манилова. В его поместье все идет наперекосяк, а герою даже нет до этого дела.
Другой не менее яркий персонаж повести — помещица Коробочка. Ее фамилия выбрана Гоголем неслучайно. По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку
Коробочка очень мелочна, ее заботит только ведение домашнего хозяйства, в нем она и видит смысл жизни.
Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка». Даже здоровье у этого персонажа богатырское.
По мнению Собакевича, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Собакевич — один из самых «мертвых душ» поэмы. Для него нет ничего духовного. Ценными для этого героя являются только деньги и вещи. Его интересуют только «земные» дела.
Наиболее ярким персонажем, на мой взгляд, является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы.
Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке «историческом». По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. «Историзм» Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади. Как и любой повеса, он обожает женщин. Но самой главной чертой ноздревского характера является огромное желание «нагадить ближнему». Например, рассказывал выдуманные истории, срывал свадьбу, расстраивал торговую сделку и т. д. Но самое выдающееся в его характере то, что после всех своих проделок он без зазрения совести продолжал считать себя товарищем пострадавшего.
Как известно, в поэме все фамилии говорящие. Только «Плюшкин» дается в переносном значении.
Образ помещика Плюшкина очень неряшлив. Гоголь упоминает о его двойном подбородке, который приходится постоянно прикрывать, а также о засаленном халате, который ничего, кроме отвращения у читателя не вызывает
Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого.